Дискуссионной проблемой в педагогике, логопедии, лингвистике, психологии, методике развития речи дошкольников является проблема освоения языком детьми. Важный вопрос, стоящий в методике развития речи дошкольников– семантико-парадигматическая и семантико-синтагматическая направленность в овладении лексическим материалом.
Одна из основных составляющих развития речи ребенка заключается в формировании образных средств языка, которые способствуют отчетливой и выразительной передачи смысловой информации.
Понятие «образность» является неоднозначной категорией лингвистики. Разнообразный смысл и понятие слова «образ» позволяет рассматривать данный термин с разных сторон.
Словарь Т.В. Медведевой дает следующую трактовку понятию «образность»: «наличие изобразительности, конкретно-предметного представления, наглядности, «картинности» при обозначении предмета или явления словом или более крупной языковой единицей» называется образностью» [8]. С помощью образности можно представить обозначаемое явление на базе других явлений действительности, в конкретно выраженном сопоставлении с ними.
Л.Н. Тимофеевым дается такое определение «образа»: «образ – это выражение, которое придает речи красочность и конкретность» [9].
С.М. Мезенин определяет образ, как ключевое понятие для диалектико-материалистической теории познания, психологии, теории литературы, языкознания и других наук» [8]. Образной структура речи считается, если оказывая воздействие на сознание, она формирует конкретно-чувственные представления о действительности [3].
В широком смысле образность – это живость, красочность изображения, наглядность. Образность считается неотъемлемым признаком любого вида искусства, формой понимания окружающей действительности с точки зрения некого эстетического идеала. Наиболее частным проявлением образности является образность речи.
В лингвистике средства языка делят на выразительные, которые «выражают» и изобразительные, которые «изображают». Данные понятия часто рассматриваются как синонимы.
В работах лингвистов понятие образности рассматривается как категория, отражающая семантическую двуплановость и ассоциативно-метафорический характер внутренней формы [1].
Изучая понятия «образ» и «образность» лингвисты рассматривают «внутреннюю форму слова», «лексическое значение слова», «переносное значение слова».
Внутренняя форма слова понимается как, осознанная мотивированность значения слова или словосочетания на некотором языке значением составляющих его морфем или исходным значением того же слова [7]. Внутренняя форма слова указывает на причину того, почему именно данное значение выражено этим, а не иным сочетанием звуков.
Одним из главных вопросов лингвистики является вопрос соотношения лексического значения слова и внутренней формы слова. Лексическое значение – соотнесенность звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности или просто то, что слово обозначает.
В лексическое значение слова входят наиболее существенные признаки предмета. Не все слова имеют одно лексическое значение; в полисемии каждое из значений многозначного слова определяется только в контексте. Значение слова, которое является производным от основного его лексического значения и относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно с временной, пространственной, или другой зависимостей, называется переносным [4]. Переносное значение слова может стать главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены ассоциативными, эмоционально оценочными и другими факторами воздействия. В переносных значениях слова прослеживается образность, связь образов с внутренней формой слова, а это – основной аспект изучения образности речи в лингвистике.
В.В. Виноградов, Е.А. Шенделева и Д.Н Шмелев в своих исследованиях определяют образность как понятие в лексико-семантической категории, которая обобщает свойства слова, характеризующегося ассоциативно-метафорическим характером и семантической двуплановостью внутренней формы.
Целый ряд условий определяет образность языка и речи. К ним относятся тренировка речевых навыков, направленность на понимание выразительных возможностей языка, развитие специальной речевой интенции, накопление опыта использования языковых средств [2].
В основе понимания и употребления образных средств языка лежит целый ряд механизмов: метафоризации, инференции, генерализации, смысловых замен, языкового контроля.
Семантика понятия «образность» понимает под собой отражение действительности художественными средствами или словом. Слова, которые употребляют в переносном значении для создания образа, именуются тропами [5].
Тропы используют для усиления выразительности речи. Тропы – это такие образы (обороты), которые основываются на использовании слова в переносном значении. Широко распространены такие виды тропов как, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, перифраз, метономия, синекдоха, алегория. Т.А. Калганова в свою очередь разделяет вышеперечисленные тропы на две категории: простейшие тропы и сложные тропы. К простейшим она относит сравнение и эпитет, а к сложным – метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту, перифраз [6].
Основа тропов – это переносное значение слова, которое, в свою очередь, обладает эмоциональной окраской. Так, обыкновенные слова могут приобрести большую выразительную силу. Также тропы придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений.
Таким образом, в лингвистике понятие образ имеет абстрактное значение, которое характеризует речевую образность. Образность имеет различные интерпретации в связи с разнообразным смыслом термина и понятия «образ». Слова «образ», «образность» определяются несколькими трактовками, если употребляются вместе с понятиями «художественный», «творческий», «поэтический». «Образ» и «образность» рассматриваются в неразрывной связи друг с другом и определяются одно через другое. Ряд лингвистов рассматривает образность как способность слова вызывать в индивидуальном сознании некоторый чувственный образ, зрительные, слуховые, осязательные, моторно-двигательные и другие представления об обозначаемом.
Список литературы
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
2. Ветлужских Т.Л., Мажура С.М., Рут М.Э. Образные номинации в речи детей дошкольного возраста и школьников./ Детская речь и пути ее совершенствования: Межвуз.сб.науч.трудов. - Свердловск, 1989. - С. 12-21.
3. Винокур Г.И. Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы. - М., 1959. С. 419-442.
4. Гайдук Н.А. Образность как категория современной лингвистики: трактовки и подходы к исследованию образных средств языка / Н.А. Гайдук.– Мариуполь: Изд-во Мариупольского ГУ,2013. – 25 с.
5. Голуб И.Б. Образность нашей речи. // Дошкольное воспитание. 1977. №1.
6. Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. В 2 ч. Академическое издание. - СПб, 1834.-215 с.
7. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля / А. Ф. Лосев. – К.: Перун, 1994. – 275 с.
8. Медведева И.А. Сравнение и противопоставление: психолингвистические исследования антонимии // Психолингвистические проблемы фонетики и лексики. - Калининград, 1989. - 79 с.
9. Мезенин С.М. Образные средства языка. - Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2002. - 68 с.
10. Тимофеев Л.И., Тураев C.B. (ред.-сост.). Словарь литературоведческих терминов. -М.: Просвещение, 1974. - 285 с.