ЭНВАЙРОНМАНТАЛИЗМ. ИСКУССТВО XX–XXI ВЕКОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЭНВАЙРОНМАНТАЛИЗМ. ИСКУССТВО XX–XXI ВЕКОВ

Харитонова А.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Энвайронмент, инвайронмент (англ. environmental art – средовое искусство, англ. environment – окружение, среда, спектакль с участием зрителей) – одна из форм авангардного современного искусства. Включает в себя некоторые художественные практики, основанные на разных подходах, как историческом (академическом), так и современных: как экологический, политический и агитационный. Эко-арт как направление идейное появилось в XX веке, хотя если говорить о более ранних цивилизациях, использование земли, как материала для работ, существовало всегда. Но именно в наше время люди начали понимать и ценить природу и бороться с вредом, который мы причиняем ей. В 1990-х годах был представлен комплексный подход, в котором социальные и экологические идеи сблизились и стали призывать к этичному отношению к окружающей нас среде. Появились течения эко-активистов, агитировавших за очистку природы от мусора, за ограничение использования пластика и вторичную переработку. К нему присоединились и люди искусства, показывая как техногенные катастрофы и мусор убивает природу и человечество.

В наше время борьба за экологию стала одной из важнейших тем, поэтому по всему миру организуются выставки эко-арта. Авторы пытаются привлечь внимание зрителей к изменению климата, загрязнению океанов и территорий токсичными и радиоактивными отходами и быстрорастущим островам из мусора.

Термин «Энвайронмент» подразумевает и «экологические» вопросы, но не ограничивается только ими. Основная концепция энваронмента - взаимосвязь художника и природы и использование естественных материалов. Близкой по замыслу к этому направлению можно назвать и ленд-арт, который всё больше и больше преобретает популярность. Энваронменталисты зачастую прибегают к научным и философским трактатам, отчего сам энваронмент становится гибридной областью естественных и гуманитарных наук. Искусство же использует как традиционные медиа, так и современные методы производства.Работы включает в себя полный спектр ландшафтных/экологических условий от сельских до пригородных и городских, а также городских/сельских промышленных.

Концепция энвайронмента заключается в вовлечении зрителя в арт-пространство, в слиянии окружающей среды с художественным объектом. Это направление стремилось сломать исторически сложившуюся традицию представления искусства как чего-то отличного от жизни, к созданию натуралистичных арт-объектов, имитирующих реальную среду. Зритель энвайронмента становится его «соучастником». Энвайромент часто использовался в поп-арте.

Энвайронмент и другие скульптурные формы

Становление энвайронмента как «движения» началось в конце 1960-х и начале 1970-х годов. На ранних этапах он больше всего ассоциировался со скульптурой – особенно с предметно-ориентированное искусством, ленд-артом и Арте повера, – возникшей из-за растущей критики традиционных скульптурных форм и практик, которые все чаще воспринимались как устаревшие и потенциально не гармонирующие с природной средой.

В октябре 1968 года Роберт Смитсон организовал в "Dawn Gallery" в Нью-Йорке выставку под названием «Земляные работы». Работы в экспозиции бросали вызов традиционным представлениям о выставках и продаже искусства, поскольку они слишком громоздкими для коллекционирования; большинство из них были представлены только фотографиями, подчеркивая невозможность их приобретения.Для таких художников выход из границ галереи и модернистской теории был достигнут буквальным выходом из города в пустыню.

«Они не изображали пейзаж, а использовали его; их искусство было не только связано с ландшафтом, но включало его в себя».В конце 1960-х и 1970-х произошел сдвиг в авангардном представлении о скульптуре, ландшафте и отношениях с ним. Этот сдвиг открыл новое пространство, и тем самым расширил способы документирования и концептуализации работ. В Европе с 1960-х годов энвайроментом занимались такие художники, как Нильс-Удо, Жан-Макс Альберт, Петр Ковальский и другие.

Энвайронмент в городских и публичных пространствах

Подобно тому, как земляные работы в пустынях выросли из представлений о пейзажной живописи, распространение паблик-артастимулировало художников использовать городской пейзаж как среду как платформу для обмена идеями и концепциями об окружающей среде с более широкой аудиторией. «Многие художники в энвайронменте сейчас хотят не просто зрителей для своих работ, но и публику, которой могут рассказать о значении и целях своего искусства». В то время как более ранние работы были в основном созданы на западе Америки в пустынях, в конце 1970-х и начале 1980-х годов работы проникли уже в общественный ландшафт. Такие художники, как Роберт Моррис, начали привлекать окружные департаменты и публичные комиссии по искусству для создания работ в общественных местах, таких как заброшенная гравийная яма.Герберт Байер использовал аналогичный подход и создал "Mill Creek Canyon Earthworks" в 1982 году. Проект выполнял такие функции, как борьба с эрозией, включал в себя место, служащее резервуаром в периоды сильных дождей, и парк площадью 2,5 акра в засушливые сезоны.В революционной книге Люси Липпард о параллели между современным ленд-артом и доисторической культурой рассматривались способы, которыми эти обряды, формы и образы «накладывались» на произведения современных художников, работающих с землей и природными системами. Алан Сонфист представил ключевую идею энвайронмента как возвращения природы в городскую среду в своей первой скульптурой "Time Landscape", установленной в Нью-Йорке в 1965 году и видимой по сей день на углу Хьюстона и Ла Гуардии в нью-йоркской Гринвич-Виллидж. Священность природы и природной среды часто проявляется в работах художников энвайронмента.

Энвайронмент также охватывает сферу городского ландшафта. Художница-пионер энвайронмента Мэри Мисс начала создавать искусство в городской среде в инсталляции 1969 года «Ropes/Shore», и продолжила разрабатывать проекты с участием обширных сообществ в «City as a Living Laboratory».Агнес Денес создала работу в центре Манхэттена «Wheatfield – A Confrontation» (1982), в которой она посадила пшеничное поле величиной в два акра на свалке, покрытой обломками и щебнем. В 1978 году Барри Томас и его друзья незаконно заняли свободный участок КБР в Веллингтоне, Новая Зеландия. Он выгрузил почву из грузовика на площадку, а затем посадил 180 саженцев капусты в форме слова «Cabbage» (капуста) для своей работы «Vacant Lot of Cabbages». Затем площадка была заполнена работами художников – всё мероприятие длилось 6 месяцев и завершилось недельным фестивалем, посвященным местным деревьям и лесам. В 2012 году Музей Новой Зеландии Te Papa Tongarewa – крупнейшее культурное учреждение страны – приобрел все сохранившиеся патчеи для капусты, назвав их «важной частью нашей художественной и социальной истории».

Инсталляция Андреи Полли «Particle Falls» делала частицы в воздухе видимыми настолько, что их могли наблюдать прохожие.Для работы «HighWaterLine» Ив Мошер и другие гуляли по районам в городах, подверженных риску, таких как Нью-Йорк и Майами, отмечая прогнозируемый ущерб от наводнения, которое может возникнуть в результате изменения климата, и беседуя с жителями.

Экоарт

Экологическое искусство, также известное как экоарт, является художественной практикой или дисциплиной, предлагающей парадигмы, направленные на сохранение форм жизни и ресурсов нашей планеты. Оно состоит из художников, ученых, философов и активистов, которые практикуют экологический подход к искусству. Экоарт отличается акцентом на системы и взаимосвязи в нашей среде: экологические, географические, политические, биологические и культурные.Экоарт создает осведомленность, стимулирует диалог, изменяет поведение человека по отношению к другим видам и способствует долгосрочному уважению к природным системам, в которых мы сосуществуем. Это проявляется как социально вовлеченное, активистское, основанное на сообществе восстановительное или интервенционистское искусство. Художник экоарта Авива Рахмани считает, что «Экологическое искусство – это художественная практика, часто в сотрудничестве с учеными, градостроителями, архитекторами и другими, которая приводит к непосредственному вмешательству в деградацию окружающей среды. Часто художник является ведущим агентом в этой практике».

Существует множество подходов к экоарту, включая, помимо прочего: репрезентативные произведения искусства, которые обращаются к окружающей среде с помощью изображений и объектов; проекты реабилитации, которые восстанавливают загрязненную окружающую среду;проекты активистов, которые вовлекают других и активируют изменение поведения и/или государственной политики; социальные скульптуры, которые вовлекают сообщества в мониторинг ландшафтов и принимают участие в устоявшихся практиках; экопоэтические проекты, которые инициируют переосмысление и перевоплощение в мир природы, вдохновляя исцеление и сосуществование с другими видами; произведения искусства, в которых участвуют такие природные элементы, как вода, погода, солнечный свет или растения;педагогические произведения искусства, которые делятся информацией об экологической несправедливости и экологических проблемах, таких как загрязнение воды и почвы и опасности для здоровья; реляционная эстетика, которая включает в себя устойчивое, перманентное существование пермакультуры.

Список литературы:

1. Уоллис Б. Искусство земли и окружающей среды (Темы и движения). Нью-Йорк: Файдон, 1998. 304 с.

2. Торнс Д. Э. Приблизительное руководство по экологическому искусству. Annu. Преподобный Энвирон, 2008. С. 391–411.

Просмотров работы: 258