ТВОРЧЕСТВО АНИША КАПУРА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСТВО АНИША КАПУРА

Ермоленко Э.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Капур считается выдающейся фигурой в британском современном искусстве, его работы стирают границы между живописью и скульптурой. На начальном этапе его карьеры критики обсуждали его работы с точки зрения его индийского происхождения. С тех пор большая часть литературы посвящена его творчеству с точки зрения западных идеалов и интерпретаций. Однако более глубокое понимание философии и замысла, которые художник поддерживает в своем искусстве, выявляет единую иконографическую нить, которая все это соединяет. На его искусство огромное влияние оказала шиваитская иконография и религиозная архитектура. Тем не менее критический обзор литературы о художнике демонстрирует отсутствие у критиков и писателей осторожности в признании этого аспекта его творчества. И это несмотря на собственное признание и заявления Капура, которые являются убедительными доказательствами в поддержку культурно-специфических источников, информирующих его искусство. Хотя в работах Капура они затрагивали многочисленные аспекты индийской религиозной символики и философии, этой теме не уделялось должного внимания.

Хотя большинство критиков часто избегают определенных интерпретаций, важным моментом является то, что произведение искусства может иметь определенные источники влияния и все же связывать своего зрителя независимо от их социальных, политических или культурных условий. Что в конечном счете имеет значение, так это сам объект искусства, то есть физическое или интеллектуальное воплощение видения и замысла художника, а также то, как он соотносится с человеком, который им занимается. Однако когда дело доходит до художественно-исторической контекстуализации незападного искусства, она становится сложной.

Аниш Капур служит прекрасным примером. На самом деле, сам Капур на разных этапах своей карьеры решительно выступал против того, чтобы его искусство обсуждалось в связи с его этнической принадлежностью. Причина его колебаний кроется в том, что его работы называли «экзотическими». Любое искусство, которое не является западным, редко избегает того, чтобы его помечали словами, исторически имеющими негативный оттенок. Важно, чтобы эта точка зрения менялась, особенно в арт-среде, которая постоянно переопределяет себя, где такие страны, как Китай и Индия, играют ключевую роль как на первичном, так и на вторичном рынке. Тем не менее, индийские источники влияния заслуживают такого же уровня доверия и серьезности, как и любая другая религиозная или философская система. Не только западные идеологии и религиозные системы способны придать значимость и всеобщий резонанс тому или иному произведению искусства. Дело в том, что наше понимание якобы нейтрального и универсального значения обычно основано на западных исторических парадигмах. Следовательно, возникает вопрос о том, кто судит о том, что соответствует этой контекстуализации, а что нет. Это всегда было предметом разногласий при обсуждении незападных произведений. Выявлять культурную специфику, не обращая внимания на то, что разница между Западом и Востоком существует — трудный путь.

Творчество

Аниш Капур — родился в Мумбаи (Индия). Родители его были англичанами, поэтому в подростковом возрасте Аниш решил вернулся на родину, чтобы получить академическое образование в Колледже искусств Хорнсей. По окончании колледжа, был зачислен в школу дизайна и искусств Челси. Там мальчик пробует создавать скульптуры, помимо рисования. Своей популярности Аниш обязан серии миниатюрных скульптур "100 имён". При создании использовались только дешёвые материалы, как штукатурка, известняк и порошковая краска. Фигуры окрашены в яркие цвета и отсылают нас к индийский культуре. После нескольких лет последовательных выставок в различных английских художественных галереях Капур пересек Атлантику и впервые показал свои работы в США в 1984 г. Эта поездка знаменует скачок популярности скульптора, поэтому он начинает организовывать выставки по всему миру: в Японии, Голландии, Испании.

Скульптору быстро наскучило работать в рамках классических материалов, и он начал экспериментировать. Больше всего экспериментов у него случилось с красочными пигментами, которые нитью проходят через все творчество Капура. Увлеченный и поглощенный цветом, Аниш Капур в каждом из них видит определенный смысл. Любимый цвет — красный — ассоциируется у скульптора с Индией. В синем цвете Аниш Капур видит символ метафизического пространства, неба и космоса. Художник даже приобрел права на использование самой черной краски в мире. Пользователи Интернета были возмущены такой “эксклюзивностью”, инстаграм Капура завалили гневными комментариями, а некий художник Стюарт Сэмпл изготовил «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру ее покупать.

Цвет – главный ресурс Капура как художника и один из способов выразить свои мысли. Используя яркую краску, Аниш Капур создает физическое ощущение цвета. Цвет сам становится объектом, а не способом раскрыть другой объект (что характерно для живописи). Акцент смещен на текстуру и чувственное восприятие. Одна из самых известных работ скульптора инсталляция «Стрельба в угол» вызывает у зрителя сильный зрительный эффект.

Аниш Капур любит зеркала, искажения и отражения. Именно зеркальные инсталляции — самые популярные работы Аниша Капура. «Небесные врата» на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке (Чикаго) являются одной из самых известных его работ. Состоит она из 168 листов нержавеющей стали, отполированных так, что на внешней поверхности даже швы незаметны.

Еще одна тема творчества Аниша Капура — телесность и анатомия человека, чаще всего женская. В отличие от классической скульптуры, главной темой которой является форма человеческого тела, Капур исследует содержание человеческого организма. Мысли о собственных внутренностях часто вызывают дискомфорт и даже отвращение, а потому рассматривать эти скульптуры особенно увлекательно. Капур снова использует красный — цвет крови и органов. Аниш Капур показывает жизнь — от рождения до разложения.

Одна из самых значимых и наиболее известных работ Купура - скульптура "боб", что находится и по сей день в деловом квартале Чикаго, до сих пор привлекает туристов и местных жителей. Вдохновением для автора послужила капля ртути. В XXI веке эко защитники стали довольной большой движущей силой и ситуация залива Миномата часто фигурирова в творчестве деятелей искусства. Тем самым Капур обращает наше внимание и на этот аспект. Следующий его проект - «Небесные врата» превзошёл всё ожидания. вес конструкции превышает 100 тонн, а в высоту он более 10 метров. Автор заверяет, что просчитал все возможные негативные влияния среды на скульптуру и простоит она более тысячи лет. Два раза в год памятник очищают специальным реагентом и ремонтируют, сохраняя первозданный вид этой скульптуры.

Зеркало неба (ориг. Sky Mirror)

Капур придумал необыкновенный проект- зеркала, направленные в небо, которые переворачивают землю, как бы показывая как с небес отражается наш мир. Самая массивная из скульптур этой инсталляции весит 23 тонны и в диаметре более 10 метров. До 2006 года она находилась в Нью-Йорке, сейчас же её можно увидеть в Арлингтоне, штат Техас. «Зеркало неба» — довольно простой проект, имеющий глубокую философскую задумку. Он хорошо вписывается в среду любого города, как бы "расстворяясь" и перенимая черты местной архитектуры.

Чернее черного

Интересным проектом стало и следующее его произведение. Тут скульптор показывает себя мастером работы с цветом. В этом как раз и сказывается его обучение живописи, так как скульпторы отдают предпочтение форме в первую очередь. Капур же выбирает цвет для воплощения своих идей, поступая как живописец.

Подобными эксперементами Аниш создаёт нечто среднее между живописью и скульптурой, где они гармонично объединяются. Это работа со сферами, окрашенными в разве цвета. На фотографиях эти работы выглядят совершенно непритязательно: желтые, синие или черные круги на стене. Но на самом деле это объемные формы, которые создают вокруг себя по-настоящему магическое пространство. Капур создает иллюзию втягивания, засасывания в эти полусферы. Этакие «черные дыры» среди музейного зала.

Такой эффект достигается за счет особых материалов, которые использует скульптор. Многие его работы сделаны с помощью особой черной краски под названием Vantablack. Эта краска считается самой черной краской в мире, она поглощает 99,96% падающего на нее света. Изначально Vantablack была создана для военной промышленности, в нее красили истребители, чтобы сделать их невидимыми для противника. Но Капур решил использовать ее для своих произведений и даже выкупил эксклюзивные права на этот материал.

Краска создает ощущение абсолютной непроглядной тьмы. Она настолько черная, что человеческий глаз перестает воспринимать цвет и создается иллюзия открывающегося за черным пространства, похожего на черную дыру. Так в очередной раз Капур размыкает пространство, создавая фантастические пустоты внутри своих скульптур. Как говорит сам скульптор: «Работы с пустотой… они о тьме и жути, о чем-то не до конца осознаваемом и полузабытом. Тьма – нечто нам знакомое, это состояние вещей, когда нет света, но в каком-то смысле она царит и у нас внутри».

Заключение

Аниш Капур хорошо известен по всему миру, его скульптуры стали важным туристическим наследием и достоянием музеев. Большинство его работ хранятся в музее современного искусства в Бордо. Все его проекты материальны и просты в понимании. Одна из главных задач его творчества показать, что всё в этом мире- одна материя. А зеркала отражают ту тёмную сторону и пустоту, что есть внутри каждого человека.

Список литературы

Аниш Капур: краткая биография и работы легендарного скульптора. URL: https://zagge.ru/iskrivlenie-vremeni-i-prostranstva-v-tvoreniyax-skulptora-anisha-kapura/

Кротовые норы и черные дыры в творчестве Аниша Капура URL: https://afisha.london/2021/03/11/krotovye-nory-i-chyornye-dyry-v-tvorchestve-anisha-kapura/

Просмотров работы: 42