ТВОРЧЕСТВО БЭНКСИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСТВО БЭНКСИ

Умаров Т.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Бэнкси – это псевдоним британского уличного художника. На данный момент его творчество часто цитируется. Основная направленность его творчества - стрит-арт. Работы художника наполнены политическими посланиями, социальной и моральной критикой в ​​ироничной и сатирической форме, с использованием письма, трафаретной техники и граффити. Его искусство и по сей день остаётся запечетленным на стенах по всему миру, особенно в Великобритании, где он родился. Репродукции работ Бэнкси представлены в известных музеях мира. Сам художник даже проводил социальные интервенции и выставки, последней из них и самой крупной является «Дисмаленд», тематический парк развлечений, расположенный в Англии, который пародирует всемирно известный Мир Уолта Диснея. Одним из основных направлений критики Бэнкси является существующая и сегодня проблема гиперпотребительства или общество потребления, как его называет Липовецкий в своей книге «Эпоха пустоты», со всеми вытекающими отсюда: повышением уровня жизни, обилием услуг, культ предметов и развлечений, но прежде всего гедонистический и материалистический культ.

Уличный художник выражает это недовольство через карикатуру, критикуя политические и экономические решения, показывая заложенные в них противоречия. Пример тому — его работы «покупай до упаду» или те, что критикуют известную сеть быстрого питания McDonald и империю Уолта Диснея. Уличное искусство всегда привлекало художника как средство выражения, поскольку оно показывает утраченный обществом страх перед вмешательством в пространство и присвоением его, преобразованием его с помощью послания, переданного через искусство. Сила преобразования общественного пространства, в котором происходит большая часть нашей повседневной деятельности, и обращение с улицами и стенами как с холстами для выражения проблем современного общества — вот что больше всего нравилось Бэнкси.

Бэнкси намерен донести до прохожих свои работы, наполненные подрывными посланиями и критикой общества. Если углубиться в конфигурацию его творчества, то можно выявить частое использование значимых и узнаваемых знаковых элементов, чтобы показать его видение общества этого века и в большей степени показать социальные противоречия постмодерна. Например: экономическая и политическая власть, развитие технологий, экономический прогресс, потребительство; или также печальные события, такие как разрушение окружающей среды, войны, геноцид и многие другие.

Несмотря на то, что граффити обычно ориентировано больше на посыл, чем на эстетику, Бэнкси абстрагируется от этого. Начиная с самой первой своей заметной работы Бэнкси заострял внимание на серьезных, острых, злободневных, а порой и замалчиваемых темах.

Одна из самых узнаваемых картин - работа, которая теперь закрыта защитной накладкой из плексигласа, граффити, где изображен мужчина, одетый в то, что мы ассоциируем с традиционным снаряжением для борьбы с беспорядками, с банданой, скрывающей его лицо, и кепкой, надетой задом наперед. Его поза напоминает человека, который собирается бросить коктейль Молотова; он прицеливается и готов бросить свое оружие. Однако вместо оружия он держит букет цветов (единственная цветная часть фрески). Этот фрагмент находится на стене сбоку от гаража в Иерусалиме, на главной дороге в Бейт-Сахур, Вифлеем. Заменив оружие букетом цветов, Бэнкси выступает за мир, а не за войну. Он решил нарисовать эту работу, агитирующую за мирное сосуществование в районе с высоким уровнем преступности. Работа также несет в себе сообщение о том, что мир приходит с активной тяжелой работой. Букет цветов в этой работе, кроме того символизирует мир, жизнь и любовь, и может также пониматься как память о потерянных жизнях в вековой религиозный борьбе. Это прекрасный пример того, как Бэнкси использовал искусство для передачи социальных сообщений.

Целующиеся констебли 2004 г. Офицеры в типичной британской форме изображены целующимися. Первоначально эта работа была нарисована аэрозольной краской на стене паба Prince Albert на Трафальгар-стрит недалеко от центра города Брайтон. Перед его созданием один из соратников Бэнкси обратился к владельцу паба от его имени, чтобы получить разрешение на работу. Владелец паба говорит: «Моей первой мыслью было: «О нет». Я думал, что у нас из-за этого будет много неприятностей». Но, к его радости, после его создания перед пабом появилась группа офицеров в форме, чтобы рассмотреть произведение и начать фотографировать. В 2011 году произведение было заменено копией, защищенной чехлом из плексигласа, а оригинал был доставлен в США для продажи на аукционе.

Произведение можно читать по-разному. С одной стороны, Бэнкси выступает за то, чтобы общество принимало сексуальную идентичность, помещая иконы власти в прогейскую позицию. Его использование полицейских, а не простых граждан, интригует, потому что сами герои его нежного изображения часто работают над искоренением его вандализма. В то время как некоторые считают, что он высмеивает полицейских, показывая их в момент уязвимости и интимности, другие читают эту работу более позитивно, показывая человеческую сторону полиции и подчеркивая прочные связи, существующие в полиции между партнерами и товарищами по команде. Эта работа является неоспоримым свидетельством того, что Бэнкси использовал иронию, чтобы бросить нам вызов, чтобы построить мост взаимопонимания между ожидаемыми врагами идеологии.

Напалмовая девочка 2004 г. Тут Бэнкси спародировал уже существующее изображение — в данном случае это культовая фотография из Вьетнама в 1972 году, на которой изображена девушка Ким Фук, спасающаяся от нападения напалма на ее деревню. Оригинальная фотография была сделана ассоциированным фотокорреспондентом Ником Утом и превратилась в краткий отчет о зверствах войны во Вьетнаме. Бэнкси выделил изображение охваченной ужасом девушки (первоначально окруженной несколькими другими одетыми детьми и семью солдатами, бегущими по дороге в сторону от места атаки напалмом) и окружил ее Микки Маусом и Рональдом Макдональдом. Эти два мгновенно узнаваемых улыбающихся персонажа в сочетании с изображением Napalm Girl придают изображению очень извращенный и зловещий вид. И Микки Маус, и Рональд Макдональд — два семейных лица американского капитализма, той же страны, которая сбросила напалм во Вьетнам. Работа Бэнкси трактуется не только как критика Америки, но и капитализма. Охваченное ужасом лицо девушки соседствует с широкими яркими улыбками двух персонажей. В этом простом изображении Бэнкси показывает как забавный, беззаботный фасад американской культуры, так и реальность того, что Америка также имеет очень темную изнанку, которая сбрасывает бомбы на людей, а также коммерциализирует и приукрашивает войну. Бэнкси однажды заявил, что «величайшие преступления в мире совершаются не людьми, нарушающими правила, а людьми, которые следуют правилам. Это люди, которые следуют приказам, сбрасывают бомбы и устраивают резню в деревнях».

Мойщик. 2008 г. Эта фреска была создана в мае 2008 года на Лик-стрит в Лондоне в рамках ироничного фестиваля, созданного Бэнкси - The Cans Festiva. На нем изображен ремонтник в оранжевом жилете, который смывает рисунки со стены. Рисунки похожи на древние наскальные рисунки воинов и животных (лошадей, оленей и бизонов), похожие на знаменитое открытие в пещерах Ласко, Франция. Этой работой Бэнкси проводит параллель между древними доисторическими наскальными рисунками и современным граффити и уличным искусством. В то время как последние обычно очищаются от стен, было бы немыслимо, чтобы та же участь постигла первых. Таким образом, художник ставит под сомнение ценность, придаваемую одним произведениям искусства, и ярлык «вандализма», присвоенный другим.

Покажите мне Моне. 2005 г. Эта работа Бэнкси перерисовывает культовую картину импрессионистов «Мост через пруд с водяными лилиями» (1899) Клода Моне. На оригинале Моне изображена спокойная сцена его собственного сада с богатой растительностью, отражающейся в спокойной воде. Бэнкси почти точно воспроизвел оригинальную картину Моне, используя те же материалы, что и Моне, однако Бэнкси добавил к пруду две выброшенные тележки для покупок и дорожный конус. Используя тележки для покупок, образ, связанный с консьюмеризмом, Бэнкси сообщает, что общество сосредоточено на материальных благах, покупая больше, чем необходимо, в тщетной попытке сделать себя счастливыми и удовлетворенными. Более того, представляя эти искусственные объекты выброшенными на фоне красивой природы, он критикует пренебрежение современного общества к природе.

Даже название работы — саркастический каламбур. В крылатой фразе «Show me the Money» Бэнкси заменил слово «деньги» на фамилию Моне, попутно еще и выступив против коммерциализации искусства.

Голубь мира. 2005 г. Эта картина была нарисована на Израильском разделительном барьере (стене, отделяющей страну от Западного берега реки Иордан), художнику пришлось работать под прицелами оружия, направленного на него военными. Тогда Бэнкси задавался вопросом: насколько незаконно «портить» стену, если сама эта стена была признана незаконной международным судом?

Список литературы

Бэнкси – самый таинственный и скандальный мастер граффити. URL: https://bigpicture.ru/benksi-samyj-tainstvennyj-i-skandalnyj-master-graffiti/

Бэнкси (Banksy) — английский андерграунд художник стрит-арта. URL: https://pikabu.ru/story/byenksi_banksy__angliyskiy_andergraund_khudozhnik_stritarta_4534376

Бэнкси. URL: https://vivacity.ru/streetart/banksy/

Десять невероятных работ отважного Бэнкси. URL:https://www.arts-dnevnik.ru/banksy-graffiti/

Banksy. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Banksy#Identity

Просмотров работы: 116