Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Данную задачу помогает решить - мульттерапия.
В век современного информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это открывает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко использую в работе с детьми старшей группы.
Применение информационно-коммуникативных технологий в развивающем процессе является одной из новейших и острых проблем в отечественной педагогике. Предполагается, что применение технологий компьютерной мультипликации станет возможностью в развитии и воспитании ребенка для активизации творческой активности, развития познавательных процессов, в том числе и социально-коммуникативных навыков. В нашем исследовании в качестве метода развития социально-коммуникативных навыков был выбран метод мульттерапии. Мульттерапия – одно из новых направлений в развивающей работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии познавательных процессов. Однако, в специальной литературе нет достаточных сведений относительно развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников с помощью мульттерапии [7, с.39].
Мульттерапия – это эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка. Мультипликация - это коллективное творчество, восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное состояние, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. Мультипликация как вид детского современного искусства очень актуален. Любой вид искусства является сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического [6, с.65].
Создавая мультфильм, получая результаты деятельности, поднимают самосознание ребенка, его значимость. Даже отрицательные герои мультфильмов, имеют детские черты и поэтому не вызывают абсолютного негатива, а наоборот – им сопереживают. Мультфильмы, обычно, заканчиваются на позитивной ноте. Они формируют положительный эмоциональный настрой. Важно здесь то, что ребенку не говорится, как нужно делать, а повышают его личную инициативу и фантазию. Задача педагога – суметь обратить идеи ребенка в правильное русло создания позитивного продукта. Здесь нет ничего неверного, преобладает принцип безоценочного принятия всего того, что идет от ребенка. Главная изюминка мульттерапии – это оживление героев мультфильма. Олицетворение свойственно детскому разуму, но всегда видится ребенком как волшебство , чудо и порождает искреннее восхищение у детей, и взрослых, делающих первые штрихи в анимации [2, с.31].
Результатом работы мульттерапии является развитие социальных коммуникативных компетенций дошкольников;
развитие самодостаточной личности, уверенности в себе;
развитие умения правильно и красиво проговаривать свои мысли и чувства;
развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость;
развитие навыков общения и коммуникации (вербальной и невербальной);
активное развитие монологической и диалогической речи;
пополнение словарного запаса;
воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конца – получить творческий продукт ( что не мало важно для обучения в школе).
В процессе мульттерапии обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир, осознаются жизненные установки. Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование вовне позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать и говорить.
Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие, ответственное за образы, задействованы литературная, музыкальная и речевая сферы. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологического состояния героев. Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается. Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить. Особенностью мульттерапии, отличающей её от других арт-терапевтических методик, является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку «некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта, приобретает особую ценность и значимость. А уж когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости (могущественности).
Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации. Термин "арт-терапия" был введен А.Хиллом (1938) при описании его работы с туберкулезными больными в санаториях.Как считает А.Хилл, "побуждая больного человека выразить свои переживания в визуальной форме, можно "вылечить" его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. А если взять с другой стороны, то это приводит к снижению тревоги и напряжения, формирует более оптимистический взгляд на мир, благодаря тому, что создает новые образы, и целые серии художественных работ, человек...отвлекается от своих физических недостатков и концентрирует свое внимание на то, что его может освободить от страданий . Мульттерапия, являясь частью арт-терапии, основывается на том, реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, преодолеть болезнь, будет скомпенсировать недостатки". И если мульттерапию с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, имеет такие преимущества:
1.Решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир сказки, в мир культуры, ценностей и смыслов,художественных образов, символов. Когда ребенок участвует в создании мультфильма, то у него повышается самооценка, значимость самого себя, ребенок ощущается сопричастность к чему-то важному, интересному.
2.При создании мультфильмов, ребенок занимается различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах(живопись, графика, фотография, скульптура, ), литература, музыка. При этом дети знакомятся с разными видами искусства и обучаются различным техникам, имеют возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.
4.Развиваются социально-коммуникативные компетенции дошкольников, во время пребывания в кружковой деятельности дети общаются, высказывают свои мнения, в играх идут диалогические разговоры, общаются как со сверстниками, так и со взрослыми. Учатся жить в обществе, жить рядом с людьми важно для каждого человека. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. Группа – это маленькое общество, где дети учатся устанавливать контакты с детьми и взрослыми, учатся считаться с мнением других людей, понимать, помогать. Введение ФГОС ДО даёт возможность изменить педагогическую практику, в пользу совместной и самостоятельной деятельности.
5.Главный козырь мульттерапии - феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, но всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает особый восторг, как у детей, так и для взрослых, которые делают первые шаги к анимации.
Тем самым мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором. Благодаря такой работе, каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильмов. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, формируются социально-коммуникативные компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
http://multtherapy.ru. (7)
Анофриков П., Тихонова Е. Представляем детскую анимационную студию // Искусство в школе. – 2002. - № 1 (13)
Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации. – М.: Искусство, 1986 (15)
Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 1964 (17)
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361. (25)
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — Спб.: Речь, 2014 (29)
Смольникова К. Мультик своими руками. [Текст] Смольникова К.// Саткинский работник. — 2011. — № 15.04.2011 (54)