Проблема речевого развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Родной язык, по мнению О.С. Ушаковой, является «ключом к познанию окружающей действительности, к образности, подлинному развитию ума, язык является и важнейшим средством воспитания всесторонне развитой личности».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, когда в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм. (Л.С. Выготский [21], А.Н. Леонтьев [39], Е.И. Михеева, и др.) Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными изменениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.
Основная задача речевого развития дошкольников – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
По мнению С.Л. Рубинштейна, развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. Таким образом, выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного развития».
В современных исследованиях (О.И. Марченко, З.В. Савкова, В.Г. Третьякова) большое внимание уделяется использованию в работе с дошкольниками произведений устного народного творчества, которые открывают широкие перспективы для развития детской речи. Это объясняется такими особенностями народного фольклора, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками», которое делает совместное детство более ярким и выразительным. Известно, что выразительность речи формируется в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной выразительности у малышей к интонационной речевой выразительности у детей среднего возраста и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящимся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» [78], обогащая тем самым детскую речь. Мы полностью согласны с данным мнением и считаем, что русские народные сказки, потешки, прибаутки – наиболее интересные и актуальные для дошкольников, фольклорные жанры, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой деятельности.
А именно в данных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а также для речевого самовыражения ребенка. Это сложный и длительный процесс, требующий педагогического воздействия и руководства.
С целью теоретического обоснования и подтверждения значимости использования устного народного творчества в развитии восприятия младших школьников было проведено исследование на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №24 «Сардаана» г.Якутска, в котором приняли участие 7 детей 3-4 лет. Обследование детей проводилось по методике О.С.Ушаковой по 5 диагностическим заданиям. Анализ полученных результатов выбранных нами диагностических заданий позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет низкий уровень восприятия речи устного народного творчества и речевого развития. Причиной этому, по нашему мнению, является недостаточно целенаправленная организация деятельности по данному направлению работы. Следовательно, мы делаем вывод, что они нуждаются в коррекции.
Результаты проведенного исследования показали, что у детей еще нет четких представлений об устном народном творчестве. Утверждение о том, что рассказ является трудным жанром для дошкольников подтвердилось.
Данное направление в развитии детей младшего дошкольного возраста требует особого внимания и создания определенных условий для развития восприятия речи устного народного творчества.
По итогам проведенного исследования, было принято решение разработать краткосрочный проект, для развития восприятия речи устного народного творчества детьми младшего дошкольного возраста.
Целью проекта является развитие восприятия речи устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приемов.
Задачи проекта:
Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
Знакомить детей с окружающим миром-природой(растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
Приобщать родителей к процессу развития ребенка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
В содержание проекта внесена работа с родителями, деятельность кукольного театра, игры, потешки, инсценировки и т.д.
Данный проект будет эффективным средством для развития восприятия речи произведений устного народного творчества у детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы:
Аникин В.П. Русское устное народное творчество: хрестоматия /В. П. Аникин. – М. : Высш. шк., 2006. – 1127 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский – СПб. : СОЮЗ, 2006. – 96 с.
Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. /А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – 392 с.
Михеева, Е.Б. Развитие самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие /Е.Б. Михеева.-Флинта.- 2014
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студентов вузов / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.
Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи: (мл. и сред. группа) / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 10. – С. 9-14.
Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1974. – Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. – 348 с.