ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К ПРИНЯТИЮ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К ПРИНЯТИЮ В ЗАМЕЩАЮЩУЮ СЕМЬЮ

Романова А.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основным источником психологических нарушений у подростков, оставшихся без попечения родителей, является депривация важнейшей потребности в материнской и родительской заботе, эмоциональной теплоте и близком общении. Применительно к различным сферам психического развития, наиболее характерными трудностями являются задержки интеллектуального развития; недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы либо ее деформации; коммуникативные нарушения и трудности в социальной адаптации. [2, с. 126]

Эти факторы предъявляют повышенные требования к личности приемных родителей. Вместе с тем, роль семьи на протяжении всего подросткового периода остается значимой и важной, так как подросток еще не обладает достаточной готовностью к обретению личностной автономии, не способен в полной мере проанализировать, осмыслить, сопоставить свои потребности и возможности реального жизненного контекста, обрести четкую позицию в области ценностных ориентиров.

Ему по-прежнему необходима поддержка родителей и других значимых взрослых в эмоциональном, духовно-нравственном плане. Актуализирующиеся в поздний подростковый период -13-17 лет - поиски ответа на вопрос «Кто Я», связанные с потребностью в личностном и профессиональном самоопределении, должны быть поддержаны и скоординированы семьей. Семья, родители остаются эмоциональной гаванью для подростка при переживании конфликтов с друзьями, неудач в романтических отношениях, столкновении с трудностями в учебе и в достижении других важных жизненных целей. [4, с. 372]

Особенности социально-психологической реадаптации подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обусловлены нетипичной социальной ситуацией их развития и травматическим эмоциональным опытом.

Развитие ребенка, по разным причинам потерявшего возможность совместного проживания с биологическими родителями, получения родительской заботы (вследствие тяжелого заболевания родителей или их смерти; пребывания родителей в местах заключения, отказа родителей от воспитания ребенка, лишения родительских прав) идет по особому пути, у него вырабатываются специфические особенности мироощущения, эмоционального реагирования и коммуникации.

Это подтверждено исследованиями, проведенными во многих странах мира. Главное, они начинают испытывать специфические переживания, касающиеся своего самоощущения. Меняется их взгляд на мир, в котором они начинают видеть опасность и свою ненужность. Зачастую, вследствие отсутствия доверия к окружающей реальности, такие подростки не готовы к изменению привычного образа жизни, а также к принятию ответственности за свои действия по поиску себя в мире взрослых.

Для большинства детей в семье центральной фигурой является мать. Большое значение имеет эмоциональная связь между ней и ребенком, эмпатическая поддержка ребенка со стороны матери, забота о нем, обеспечивающая формирование базового доверия к миру, способность принимать заботу и отвечать на нее.

К тому же в младенчестве и раннем детстве чрезвычайно важен и физический, тактильный контакт матери с ребенком: кормление, «убаюкивание» малыша, успокаивание через поглаживания и т.д. У детей, лишенных возможности такого контакта, наблюдается феномен госпитализма, последствия которого для дальнейшего развития могут оказаться фатальны.

В дальнейшем, по мере взросления ребенка, материнская забота и эмпатия становятся основой для развития позитивного самоотношения, уверенности в себе, целостной, зрелой идентичности. Подростки, лишенные материнской заботы, теряют все эти психологические преимущества, что негативно сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Каждому человеку присуща потребность в близких эмоциональных отношениях, которая появляется с самого рождения и сопровождает его всю жизнь, являясь одним из основных элементов реадаптации. В младенчестве привязанность к матери проявляется как потребность в пространственной близости с ней и в ее психологической доступности. Соответственно, задача матери - находиться поблизости, обеспечивать возможность эмоционального стимулирования ребенка и проявлять заботу о нем. Соблюдение этих условий обеспечивает ребенку комфорт и безопасность, создавая основу для исследовательского поведения, игры, проявления активности и инициативы. [7, с. 60]

Особенно важно поведение объекта привязанности (матери), когда ребенок напуган или переживает какой-либо дискомфорт. Эмпатическое поведение матери в этих случаях позволяет формировать базовое доверие к миру и ложится в основу последующей способности к эффективной саморегуляции. Отношения привязанности активно развиваются в первые три года жизни ребенка, тогда как после трех лет способность к развитию привязанности постепенно уменьшается.

В более позднем возрасте отношения привязанности регулируются «ментальными рабочими моделями», которые ребенок создает на основе своего опыта взаимодействия со значимыми Другими (в первую очередь, с матерью) в середине первого года жизни. «Рабочие модели» интегрируют паттерны отношений между ребенком с объектом (впоследствии - несколькими объектами) привязанности, являясь их ментальной репрезентацией, и определяют регуляцию, интерпретацию и прогноз собственных переживаний и поведения, а также мыслей, чувств и поведенческих реакций других людей, с которыми формируются отношения привязанности на протяжении всей последующей жизни. [1, с. 23]

Доказано, что выраженность и глубина депривационных расстройств зависят от возраста, в котором ребенок пережил опыт депривации: чем в более раннем возрасте ребенок был лишен материнской заботы, тем серьезнее нарушение и тем меньше возможность его компенсации в последующие периоды развития. Получены эмпирические данные о дезадаптивных последствиях ранней депривации, проявляющиеся в подростковом возрасте. Это происходит даже у тех подростков, которые воспитываются вне институциональной системы, в замещающей семье.

В современных исследованиях также рассматривается проблема зависимости депривационных расстройств в подростковом и взрослом возрасте от тотальности ранней депривации: наличие или полное отсутствия опыта жизни в семье приводит к результатам эмпирического исследования, согласно которым у подростков, подвергшихся тотальной семейной депривации, в большей степени, чем у частично депривированных подростков, выражены нарушения «Образа Я», что проявляется в недостатке позитивного самоотношения, неуверенности в себе, враждебности и агрессивности, сильном чувстве вины, эмоциональной неустойчивости, некритичном и недостаточно реалистичном восприятии будущего. В свою очередь, частично депривированные подростки, имевшие опыт жизни в кровной семье в раннем детстве, характеризуются более позитивным «Образом Я», большей уверенностью в себе и менее выраженным ощущением незащищенности.

Проблема влияния тотальности ранней депривации на последующее психическое развитие требует дальнейших исследований с применением различных экспериментальных схем. В этом ключе, интересной представляется возможность валидизации результатов клинических наблюдений.

Для детей с тотальной депривацией характерна повышенная тревога вследствие фрустрации базовой потребности в безопасности. В отличие от детей с опытом жизни в семье, которые способны к последующей полной или частичной интериоризации образа матери, создающей условия для компенсации чувства безопасности и формирования способности к построению отношений привязанности с другими людьми, дети, разлученные с матерью с самого рождения, не способны впоследствии строить позитивные эмоциональные взаимодействия, принимать и предоставлять эмоциональную поддержку в отношениях со значимым другим. [5, с. 101]

Продолжая традицию школы В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской, Ю.А. Михайлова с позиций теории многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции выделила пять вариантов развития детей, не имеющих опыта жизни в семье и с рождения пребывающих в интернатной системе: [3, с. 100]

вариант условной «детдомовской» нормы развития эмоциональной регуляции; вариант с неустойчивостью высших форм эмоциональной" регуляции;

вариант с преобладанием явлений задержки и недоразвития эмоциональной регуляции; вариант развития эмоциональной регуляции, «автономного» от качества привязанности;

вариант атипичного развития с преобладанием явлений искажения эмоциональной регуляции.

Каждый из этих вариантов развития имеет свои психологические особенности и характеризуется определенной спецификой эмоционально-поведенческих паттернов и особенностями социально-психологической адаптации.

Остановимся на них более подробно. [6, с. 253]

1. Условная «детдомовская» норма. Данный вариант развития
предполагает успешную переориентацию системы эмоциональной регуляции со
взрослых на сверстников и сопутствующий ей страх сепарации от группы.
Такие дети успешно адаптируются к условиям интернатного учреждения, а в их
психическом развитии не наблюдается значительных нарушений на фоне его
общей умеренной задержки;

2. Неустойчивость высших форм эмоциональной регуляции. Для детей, у
которых преобладает этот тип эмоциональной регуляции, в раннем возрасте
выражена эмоциональная лабильность, истериоформные реакции:
возбудимость, гиперсензитивность, психосоматические нарушения,
гиперактивность, склонность к аутостимуляции;

3. Преобладание явлений задержки и недоразвития эмоциональной
регуляции. У детей с данным типом регуляции общая задержка психического
развития выражена на высоком уровне. Привязанность носит поверхностный
характер, отличается недифференцированностью. Преобладают стереотипные
формы поведения, сложные формы эмоциональной регуляции оказываются практически недоступны. По мере взросления задержки развития, как правило, переходят в недоразвитие;

4. Развитие эмоциональной регуляции «автономнее» от качества
привязанности. Данный вариант эмоциональной регуляции представлен
наиболее высоким уровнем когнитивного развития. Отмечается хорошая
символическая проработка эмоционального опыта. Дети этой группы
характеризуются высокой избирательностью в контактах, недоверием и
дистантностью в общении с незнакомыми. При этом им доступна способность к
формированию устойчивой дифференцированной привязанности;

5. Атипичное развитие эмоциональной регуляции. Динамика развития по
данному типу резко отличается от всех предыдущих вариантов. До трех лет
наблюдается выраженная задержка психического развития,
гиперсензитивность, астенические реакции, псевдоаутистические
декомпенсации: избегание эмоционального контакта, стереотипии,
аутостимуляция. К концу третьего года жизни отмечается резкий скачок в
развитии с последующей частичной компенсацией выраженных ранее
эмоционально-поведенческих нарушений.

Таким образом, на сегодняшний день получены достоверные данные о том, что тотальная ранняя психическая депривация отражается на развитии личности в последующие возрастные периоды, в частности, в подростковом возрасте, детерминируя целый ряд интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих нарушений, осложняющих процессы социализации и социально-психологической адаптации индивида. Именно на данные факторы необходимо обратить внимание при подготовке воспитанников детского дома к принятию в замещающую семью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Декина, Е. В. Изучение детско-родительских отношений в замещающей семье / Е. В. Декина, В. С. Егоров // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2019. – Т. 3. – № 3. – С. 18-25.

Камардина, В. Г. Проблемы адаптации детей в условиях замещающей семьи / В. Г. Камардина, И. В. Ясинская // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-12(78). – С. 125-128.

Лаврентьева, З. И. Снижение рисков воспитания детей в разных типах замещающих семей как условие предупреждения возвратов / З. И. Лаврентьева // Социальная педагогика. – 2019. – № 3. – С. 97-102.

Махнач, А. В. Жизнеспособность замещающей семьи / А. В. Махнач // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2021. – № 4. – С. 369-377.

Полящук, Е. О. Диагностика детско-родительских отношений в замещающих семьях / Е. О. Полящук, Т. И. Меньшикова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 12-4(68). – С. 100-102.

Щербинина, А. О. Роль инновационных технологий в сопровождении замещающих семей: теоретический аспект / А. О. Щербинина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С. 252-254.

Яковлева, К. В. Обучение приемных родителей в замещающих семьях / К. В. Яковлева // Энигма. – 2020. – № 18-1. – С. 52-65.

Просмотров работы: 15