Технология «Портфолио дошкольника» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Технология «Портфолио дошкольника»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире обращают огромное внимание на индивидуальное развитие ребенка, с его личным темпом, особенностями развития, способностями. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления. Данная технология помогает выстраивать взаимоотношения, совместную деятельность родителей с ребенком и педагогом, воспитателя и дошкольника.

Портфолио - это способ закрепления и накопления личных достижений, показатель творческих успехов за определённый промежуток времени. Для дошкольников важно заметить и выделить хорошее, положительное, а не заострять внимание, на том, чего они ещё не умеют, не могут, не знают.

Портфолио дошкольника - это досье, копилка творчества, успехов, результатов, признания в различных видах деятельности, положительных эмоций, оно помогает вспомнить чудесные моменты жизни и можно назвать это своеобразным маршрутом развития. Оно является формой эффективного оценивания результатов ребенка, способом развития способностей и творческих навыков.
Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада, спортивную команду, ансамбль, дуэт, или на конкретную семью.
Цели, задачи, функции технологии «Портфолио дошкольника»
Ведение портфолио позволяет воспитателю, семье собирать целенаправленно информацию о ребенке, подбирать, упорядочивать и группировать ее, фиксировать его уникальные персональные проявления себя, обеспечить отслеживание личного прогресса, показать способность применения приобретенных знаний и умений на практике, что очень необходимо, бесценно в дошкольном возрасте.

Задачи:
• Создать ситуацию успеха для ребёнка.
• Содействовать максимальному раскрытию индивидуальных особенностей.
• Развивать, расширять круг познавательных интересов.
• Формировать установку на творческую деятельность.
• Формировать положительные нравственные качества личности.
• Создать условия практического применения приобретённых знаний, умений.
• Наблюдать картину значимых образовательных успехов.
Основная функция портфолио – заметить, выделить хорошее, положительное, а не заострять внимание, на том, чего дошкольники ещё не умеют, не могут, не знают.

Функции портфолио:
1. Мотивационная - мотивирует родителей, детей, педагогов к совместной творческой деятельности, поощряет результаты.
2. Целеполагания - учить видеть цель, стремиться к её достижению.
3. Диагностическая – показывает в какой деятельности существуют трудности, прогресс за выбранный промежуток времени.
4. Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ.
5. Развивающая - помогает создать непрерывность обучения ребенка.

6. Рейтинговая - показывает диапазон полученных умений, навыков.

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать условия:
Самое важное добровольность создания портфолио, в нем должны быть заинтересованы. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, конечно помощь взрослых уместна. Если он не согласен разместить, какой-либо материал в папке, не размещайте.

Вторым важным условием является чёткое понимание цели сбора информации, создания портфолио.
Каждое портфолио индивидуально и отличается количеством разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.

Важно удобство хранения, доступность. Весь собранный материал необходимо систематизировать, сложить в папку, чтобы в любой момент дети могли взять и посмотреть.
Информацию необходимо собирать систематически, можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю или месяц).
Важно определиться с целью создания портфолио:

Создать папку достижений, успехов, отражающие результаты работы по определенному направлению (в рисовании, музыке и т.д.).
II. Создать папку воспоминаний, в которой можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения до школы, школьный период и т. д.).
III. Создать тематическую папку (например, моя активная семья, традиции семьи и т. д.).

Строгих правил по созданию портфолио, его структуры, содержания не существует, но есть несколько авторов, которые предлагают собственные варианты: И. Руденко, В. Дмитриева, Е. Егорова, Л. И. Адаменко.

Особенности создания портфолио дошкольника.
Вид, структуру, содержание определяет воспитатель или семья. Любое портфолио должно нравиться малышу. Обложка, страницы, куда и что нарисовать, наклеить дошкольник должен понимать, потому что он не читает. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, раскраски.

Этапы работы технологии «Портфолио дошкольника»:
I - Постановочный. Определяется цель его создания, вид, структура (количество разделов, рубрик, тематика и др.). Распределяются функциональные обязанности участников образовательного процесса.

II - Поисковый. Сбор информации с помощью семьи. Индивидуальная работа с детьми и оформление портфолио.
III - Заключительный. Презентация портфолио детям, сверстникам, родителям.

Структура портфолио используемая часто, состоит из разделов:
Титульный лист содержит информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фотографию, название детского сада, группы. На момент начала и окончания ведения портфолио ставится дата, изображение ладошки малыша.
Раздел 1 «Давайте познакомимся» добавляются фото, рисунки малыша и небольшая информация.

Вкладыши:
• «Полюбуйтесь на меня» - последовательно вклеиваются фото по годам.

• «Обо мне» - указывается время, место рождения, история родителей о выборе имени, значение имени, имена популярных тезок, однофамильцев.
• «Я люблю...», «Мне нравится...», «Обожаю, когда...». Записываются по годам высказывания малыша (например, в 2 года: я люблю играть мячиком; мне нравится смотреть за птичками; я обожаю, купаться с пенкой).

Раздел 2 «Я расту!» 

Вкладыши:
• «Динамика роста» - записывается рост ребенка с первого года жизни, добавляются рисунки ребенка: «Вот я какой!», «Я вырос».

• «Чему я научился» - записываются усвоенные знания, способности, навыки по годам (например, 3 года - считать до пяти, прыгать далеко, 5 лет - делать колесо и др.).

Раздел 3 «Моя семья» размещаются фотографии, рисунки, информация о членах семьи (личные данные, прозвища, профессии, любимые занятия, блюда, черты характера, совместные, забавные истории).

Вкладыши:
• «Моя родословная» (семейное дерево)
• «Портрет моего ребенка» сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю»
Записываются высказывания ребенка, можно сделать по годам.  Продолжи фразы: «Я мечтаю о...», «Я жду, когда...», «Я хочу быть...», «Я вижу себя...».
Ответь на вопросы: «Кем я буду, когда вырасту?» и др.

Раздел 5 «Мое творчество» добавляются творческие работы, выполненные дошкольником на занятиях (рисунки, рассказы, открытки, оригами и пр.).

Раздел 6 «Мои достижения» складываются грамоты, дипломы, сертификаты (с конкурсов, соревнований проводимых в детском саду, секциях и т.д.).
Вкладыши:
• «Чем могу - помогу» добавляются фото ребенка за трудом в детском саду и выполнением домашней работы (например, помогает мыть игрушки, лепить пельмени и пр.).

Раздел 7 «Мои друзья» добавляются фотографии, краткие рассказы о друзьях (личные данные, прозвища, любимые черты характера, любимые занятия с ними, истории дружбы).
Вкладыши:
• «Я и мои друзья»
• «Мои друзья»

Раздел 8 «Мой детский сад» размещаются фотографии внешнего вида детского сада, моменты из жизни дошкольника в детском саду (занятия, прогулки, игры с детьми и т.д.).
Вкладыши:
• «Праздники в детском саду» фото со спектаклей, утренников, развлечений.

Раздел 9 «Мир вокруг нас» размещаются фотографии, рисунки, небольшие творческие работы малыша связанные с экскурсиями, познавательными прогулками, путешествиями, семейному отдыху, походами, традициями семьи, народа.

Раздел 10 «Расскажи обо мне» записываются рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга, забавные истории, интересные фразы дошкольника.

Вывод:
С помощью портфолио может быть построен воспитательно-образовательный процесс, помогающий развивать, формировать личностные качества, способности необходимые каждому. Несомненно, это способ фиксирования, накопления, оценки индивидуальных достижений ребенка за определённый период развития, которые показывают его старания и прогресс. Оно дает возможность ещё раз пережить удивительные моменты жизни и успеха. Портфолио дошкольника педагоги вручают при выпуске из детского сада.

Список литературы:

Кочкина Н.А.,Чернышева Н.А. Портфолио в дошкольном образовательном учреждении: практическое пособие. М.: АО ИППК РО, 2009.

Руденко И. Портфолио дошкольника //Обруч. – 2005. - N6

Скоролупова О. А. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке/ О. А. Скоролупова, Н. В. Федина// Дошкольное воспитание.- 2012.-№ 2.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 80 с.

Ткачук Л. В. Консультация на тему: «Педагогическая технология портфолио дошкольника». 2015. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/11/pedagogicheskaya-tehnologiya-portfolio-doshkolnika (23.02.2022)

Просмотров работы: 786