Формирование творчески активной личности закладывается в дошкольном возрасте и является условием последующего развития личности человека в его успешной творческой деятельности. В связи с этим, перед педагогами дошкольного воспитания, встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения [5, с. 73].
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста возможно с помощью разнообразных видов и способов деятельности. Считаем, что изобразительная деятельность - деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.
При анализе документов дошкольной организации, беседы с воспитателями, собственный опыт работы показали, что программное содержание и методики работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью, ориентированы в основном только на формирование умений и навыков, а не на развитие творческих способностей.
Следовательно, мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, необходимость выполнения социального заказа общества - воспитание творческой личности, с другой стороны: недостаточная реализация в педагогическом процессе детского сада.
Одним из доступных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста может являться обучение нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на ткани (батик).
Эффективность использования техники батик как средства развития творческих способностей детей обусловлена следующими ее особенностями:
- вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.);
- поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего, цветового решения, композиции и др.;
- возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение [8, с. 11].
Таким образом, необходимо введение в практику ДОО новых технологий по развитию творческих способностей детей через занятия в технике батик.
Под батиком понимается - ручная роспись по ткани. Слово батик происходит от малайского племени батаков, применявших особые способы при росписи тканей. В древности все ткани раскрашивались вручную. Станки для набивки рисунка придумали сто лет назад. Слово батик с латинского batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ба - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать [3, с. 11].
Батик - это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.
Изучая, художественную литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения росписи по ткани: узелковый батик, панно на шелке, горячий батик, батик по соли, свободная роспись.
Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет [4, с. 9].
Ребенок с помощью техники батик может научиться видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус.
Детям старшего дошкольного возраста доступны несколько видов техники батик:
- холодный батик,
- свободная роспись по ткани,
- роспись по ткани с элементами солевой техники,
- узелковый батик [4, с. 12].
Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по техники батик является разнообразие и вариативность работы. Чтобы создать рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества.
Занятия батиком развивают не только художественное мышление и цветовой вкус, но и воспитывают отзывчивость к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и чувства вкуса.
Дети старшего дошкольного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами. По эмоциям детей можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность [11, с. 8].
Итак, включение техники батик в творческую деятельность в силу новизны повышает интерес дошкольников к изобразительному творчеству, а организация техники батик – как деятельности, предполагающей создание ребенком оригинальных, вариативных продуктов деятельности, способствует поиску выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего, цветового решения, композиции и др.. Кроме того, возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих практическое назначение, а также обеспечивает эффективность развития изобразительного творчества и раскрытия творческого потенциала личности.
В последние годы были изданы пособия по использованию техники батик в работе с детьми дошкольного возраста: Л.М. Ковалицкой, О.А. Абрамовой, С.К. Кожохиной. Данные авторы дают практические рекомендации по организации занятий детей старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик.
Так, О.А. Абрамовой предназначено для специалистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также может быть полезно для родителей. Недостатком является акцент на дизайнерскую деятельность дошкольников и не представлена последовательность обучения детей техники батик [1].
С.К. Кожохина представляет методическое пособие «Батик. Все о картинах на ткани». Данное пособие предназначено для использования в качестве самоучителя для неподготовленных «художников» любого возраста и для детей, уже владеющих этой техникой, чтобы расширить их знания и практические навыки [9].
Наибольший интерес представляет исследование О.А. Абрамовой и ее учебно-методическое пособие «Искусство батика для детей 5-7 лет». Автор кратко рассказывает, что такое батик, описывает способы и технологии ручной росписи ткани. Представляет материалы и инструменты в условных обозначениях, которые схематично представлены к каждому занятию. Темы занятий распределяются по принципу возрастающей сложности работы и рассчитаны на два или четыре занятия. Указывает на количество детей 8-10 человек [1].
Итак, эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями:
- вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, солевой эффект и др.);
- поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;
- возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
Считаем, что эффективность использования техники батик в развитии творческих способностей обусловлена целенаправленным поэтапным обучением детей. Наиболее успешной формой организации изобразительной деятельности дошкольников, направленной на освоение техники батик, будет кружковая работа.
Экспериментальной базой нашего исследования являлось МБДОУ Детский сад № 42 «Мамонтенок» г. Якутска Республики Саха (Якутия), где приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения диагностики, с целью выявления базовых уровней развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, нами были подобраны следующие методики: тест Е. Туника [7]; методика исследования универсальных творческих способностей для детей В.Т. Кудрявцева и В.А. Синельникова «Солнце в комнате» [10]; методика изучения творческого восприятия по М.А. Зубаревой [5] и беседа с педагогами.
Анализ результатов диагностики показало, что без подготовки старшие дошкольники не умеют справляться с решением творческих заданий, так как детское воображение не имеет способности без помощи взрослого выходить за пределы заданной ситуации. В экспериментальной группе - 50% детей имеют низкий уровень творческих способностей. У детей экспериментальной группы со средним уровнем развития творческих способностей (50%) эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения яркое и насыщено позитивными эмоциями. Дети с радостью принялись за работу. В процессе своего творчества некоторые дети произносили какие-то фразы, из которых был понятен замысел рисунка. Однако дети в целом показали недостаточное развитие образного творчества, характерное одинаковое горизонтальное положение листа.
Выявленные низкие показатели уровня развития творческих способностей у старших дошкольников показывают необходимость проведения формирующей работы в этом направлении. Необходимо развивать умение детей выражать отношение к изображаемому через создание выразительной формы различными средствами, в результате чего происходит обогащение содержания работы при высоком качестве его выполнения. Этого можно добиться на занятиях в технике батик на основе организации кружка.
Беседа с педагогами, а так же изучение и анализ перспективных планов работы воспитателей, позволили сделать вывод о том, в данном ДОО не используют технику батик в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Педагоги знакомы с техникой батик, но не совсем владеют ей. По их мнению, техника батик детям будет интересна.
Исходя из полученных данных, мы сделали вывод о необходимости организации работы по развитию творческих способностей у детей на основе использования техники батик.
На формирующем этапе исследования мы поставили цель: создать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в технике батик.
Учитывая важность проблемы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, нами был организован кружок «Батик» - основной идеей которого является использования техники батик, позволяющей развивать личность ребенка.
Количество занятий: в месяц 4 занятия. Длительность занятия в старшей группе - 20-25 минут.
Программа работы кружка «Батик» была составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы кружка (возраст 5-6 лет): развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению сформировать представления и овладение техникой батик.
Работа в рамках формирующего эксперимента включала в себя обучение детей экспериментальной группы по трем видам техники батик, а именно свободная роспись, холодный батик, узелковой батик.
Реализация программы предполагала проведение занятий техники батик один раз в неделю, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в технике батик.
Таким образом, в рамках апробации программы обучения техники батик в старшем дошкольном возрасте были включены такие занятия как: знакомимся с батиком; смешение красок, угадать, что нарисовано; радуга; салфетки.
Особое внимание мы уделили и развивающей предметно-пространственной среде. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления. Нами была организована развивающая предметно–пространственная среда, обеспечивающая выбор каждым ребёнком способа деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно: удобное и соответствующее место для изобразительной деятельности; оптимальнoе количество, разнообразие, сменяемость дидактических пособий, различных материалов.
Организация уголка изобразительнoй деятельности соответствует требованиям развивающей предметно-пространственной среды: гибкость, непрерывность, вариативность, открытоcть, интегрированноcть, эcтетичность. Для этого мы выделили хорошо освещенное место. Материалы: бумага, картон, куски бересты, ткань, ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка для клея, простой карандаш, нитки, сектор круга из тонкого картона; деревянный брусок, иголка, ножницы, шило и мн. др. Мы также соорудили и оформили полочку для демонстрации детских работ.
В работе над развитием творческих способностей мы использовали такие формы организации как: занятия (НОД), наблюдения, экскурсии, прогулки, игры, коллективные занятия, фотовыставки, выставки поделок.
Методы: словесные (загадки, рассказы, беседы); наглядные (образец, рассматривание иллюстраций художников, работ народного творчества, использование схем); практические (рисование, аппликация); игровые (дидактические игры). Также использовали физкультминутки (пальчиковые гимнастики).
После каждого занятия была организована выставка детского творчества. Занятия батиком вызвали большой интерес со стороны детей. Так, например, в процессе первого занятия на тему «Знакомимся с батиком», детям рассказывалась «легенда о возникновении искусства батика», рассказ сопровождался слайд-презентацией. Далее рассмотрели различные способы выполнения росписи (холодный, узелковый, свободная роспись); дети были удивлены, что можно рисовать на ткани, и что можно создать уникальный подарок своим близким. Итогом проделанной работы было проведение дефиле, на котором девочки демонстрировали платки, расписанные батиком по музыку.
Следующее проведенное нами занятие «Смешение красок» было направлено на овладение детьми техникой свободной росписи. Перед занятием расставлялись баночки с водой, кисточки, пяльцы с натянутой тканью, салфетки, у каждого ребенка было по два цвета краски в разных вариантах, разлитые в крышечках. Далее чтобы приступить к рисованию детям была рассказана небольшая история страны «Рисования». После приступили к нанесению красок на ткань. Занятие строилось поэтапно, вначале дети проводили линию одним цветом, затем поверх первого цвета, нанесли другой. В процессе рисования дети менялись красками. Детям понравилось рисовать на ткани, вызвало интерес, что краска свободно растекается.
Занятие «Радуга» предполагало продолжить знакомить с техникой свободной росписи; развить творческие способности детей, воображения; развить мускулатуру кисти рук, глазомер и остроту зрения; воспитать интерес. Для того чтобы подвести детей к рисованию радуги, было прочитано стихотворение, заданы вопросы (а кто из вас видел настоящую радугу? Где это было? Когда?; Ребята, а вы знаете цвета радуги?; давайте назовем цвета радуги). Демонстрировались иллюстрации радуги. Затем дети приступили к рисованию.
Проведенное следующее занятие «Угадай, что нарисовано», предполагало познакомить с техникой холодного батика; развить творческие способности детей, воображение; глазомер и остроту зрения; воспитать интерес к художественной росписи по ткани. На занятии дети раскрашивали разнообразные рисунки, предварительно нанесенный рисунок резервом, с целью того чтобы вызвать интерес у детей к холодному батику. Дети проявляли самостоятельность, были инициативны в способах раскрашивания рисунка.
В процессе занятия «Салфетка» старшие дошкольники познакомились с техникой создания узелкового батика. Целью было научить создавать узоры на ткани при помощи завязывания узлов ткани; формировать у детей потребность включения в творческую деятельность; формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развить чувства композиции. Вначале продемонстрировала платки, расписанные узелковым батиком. Занятие строилось поэтапно, при затруднении обматывания ткань нитками, оказывалась помощь, но в основном все дети справились, и получились замечательные расписанные салфетки.
Работа по данной программе вызвала активный интерес со стороны детей. Несколько затрудняла работу большая загруженность детей учебными занятиями и необходимость специальных материалов (краски, ткань и пр.).
Все занятия на формирующем этапе были построены на основе этапов работы. Работы детей использовались в оформлении ДОУ, организовались выставки, стенды детских рисунков.
Важно отметить, что благодаря нашей комплексной работе, дети начали стремиться делать красивые и качественные поделки, украшая их дополнительными деталями из различных материалов. Быстро включаются в предлагаемые задания эстетической направленности, задают интересные вопросы по содержанию.
Наблюдается, что дети проявляют свои предпочтения в выборе тем, сюжетов творческих работ, материалов и инструментов.
Одним из условий реализации экспериментальной системы занятий кружка «Батик» являлась открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.
Организовали различные индивидуальные и групповые формы взаимодействия с родителями воспитанников: консультации; на родительских собраниях уделяли время для решения вопросов, связанных с приобретением нужных материалов, обращали внимание на закрепление навыков, полученных на занятиях с применением техники батик дома.
Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий. Совместные занятия вызывают у детей чувство гордости за своих родителей, желание показать свои умения, находчивость и смекалку. Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей со стороны родителей.
Проводимые с родителями различные консультации, мастер–классы («Батик в работе с дошкольниками»), выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.
Таким образом, мы в условиях кружка «Батик» провели ряд занятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Убедились, что занятия в технике батик дают положительные результаты. У детей появился познавательный интерес, творческая активность. Дети с желанием занимаются с техникой в батик, свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
Развиваются композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, выбирают выразительные средства изображения. Они стали более самостоятельными, стали проявлять эмоциональный отклик на результат своей деятельности. Все вышесказанное подтверждают результаты педагогической диагностики.
Совместная деятельность с родителями также положительно влияет на воспитанников. Со стороны родителей исходит инициатива - это создание благоприятных условий в группе, подбор необходимого материала и оборудования.
Итак, техника батик – как новое направление изобразительного искусства не только интересно само по себе ребенку, но и способно в полной мере развить его изобразительное творчество, воображение, мышление. В дальнейшем мы предлагаем, продолжить внедрение обучения техники батик в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Для того, чтобы оценить эффективность системы работ был проведен контрольный этап. Сопоставление результатов констатирующего обследования дошкольников с данными контрольного этапа показало, что у детей экспериментальной группы в процессе формирующей работы произошла динамика развития творческих способностей. В экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем, а количество испытуемых с низким уровнем полностью отсутствовал. Результаты свидетельствуют о развитии творческих способностей у детей экспериментальной группы: количество детей с высоким уровнем выросло с 0% до 40% на 40%, средний уровень составил 50% и низкий уровень после формирующего этапа эксперимента полностью отсутствовал. В контрольной группе динамика роста уровня развития творческих способностей тоже отмечалась, но не так высоко, как в экспериментальной группе. Высокий уровень развития составил 20%, значит, вырос на 10%, средний уровень составил 50% детей, низкий результат снизился на 10%.
Итак, проведенный в рамках исследования эксперимент показал, что созданные и реализованные нами педагогические условия для развития творческих способностей позволили в целом повысить уровень детей экспериментальной группы.
Исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста успешно могут овладеть техникой батик, а именно, холодный батик, свободная роспись, узелковый батик. Начиная с работы по ознакомлению с техникой батик как искусство, дети были увлечены рассказом о его возникновении, видах, что можно создать уникальный, фантастический подарок своим близким. В процессе проведения занятий, была отмечена большая заинтересованность детьми данным средством изобразительного творчества, как новым видом деятельности, а возможность самостоятельно создавать вариативные продукты деятельности способствовала развитию творчества детей.
Эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями:
вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый аттик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.);
поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;
возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
Кроме того мы выделили ряд требований к организации обучения технике батик при которых будет обеспечиваться эффективность развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- этапность в обучении техники батик (ознакомительный, основной, творческий);
- использование работ детей в оформлении интерьера; организация выставок, стендов детских рисунков;
- организация восприятия детьми произведений искусства, образцов, выпоненных в технике батик;
- наличие необходимого материального оснащения занятий (ткани, краски кисти, пяльца, нитки, картон и др.).
Список использованной литературы:
Абрамова, О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры и методические рекомендации / О.А. Абрамова. – М. : Детство-Пресс, 2010. – С..
Балашова, Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.С. Балашова. - М., 2013.- 25 с.
Давыдов, С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов. - М. : АСТ / Астрель, 2008. - С. 11-17.
Дворкина, И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н. Дворкина. - М. : Академия развития, 2006. - С. 9-12.
Ендовицкая, Т.О. Развитие творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 73-75.
Зайцева, О.В. Батик: практическое руководство / О.В. Зайцева. - М. : АСТ / Астрель, 2008. - С. 22-31.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 2018. – 434 c. - Режим доступа: https://psychojournal.ru/books/1916-ilin-e-p-psihologiya-tvorchestva-kreativnosti-odarennosti.html (дата обращения: 10.02.2022).
Ковалицкая, Л.М. Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет. Дошкольное воспитание и развитие / Л.М. Ковалицкая. - М., 2008. - 11 с.
Кожохина, С. К. Батик. Все о картинах на ткани / С.К. Кожохина. - М. : Академия развития, 2012. - 144 c.
Кудрявцев, В.Т. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей (статья вторая) / В.Т. Кудрявцев, В.А. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 10. - С. 62-72.
Тютюева, И.А. Особенности развития творчества дошкольников в психолого-педагогической литературе / Н.В. Будалина, И.А. Тютюева // Дошкольное образование. - 2013. - № 6. - С. 8-9.