Интеллектуальная динамическая игра «Сонор» как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Интеллектуальная динамическая игра «Сонор» как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 1988 г. профессор, эксперт ЮНЕСКО, президент МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ по развивающему обучению и игровой педагогике ФИДЖИП (федерейшн интернейшнл ду систем ЖИПТО) Григорий Васильевич Томский создал игру «Сонор» и сразу эта игра признана интеллектуальной игрой в Якутии.

Игра ЖИПТО имеет 2500 разных версий или вариантов. А ДИП «Сонор» - это базовая версия игры ЖИПТО.

В эту игру можно и нужно начать играть с 3 лет. Как говорит сам Григорий Васильевич, ребенок в 4 года хорошо понимает правила игры, способен начать изучать книгу «Элементарная геометрия преследования». В этом случае, ребенок может достичь в 12-15 лет высший уровень математики.

Индивидуальные способности ребенка в процессе его образовательной деятельности должны постоянно находиться в развивающей плоскости, так как, если способность не используется, то постепенно, с течением времени происходит её снижение, а в дальнейшем это может привести и к потере. В связи с этим, только благодаря систематическим упражнениям в поддержании интеллектуальной или творческой деятельности, может происходить дальнейшее развитие соответствующих способностей (познавательные, художественно-эстетические, речевые, физические и даже социально-коммуникативные). Следовательно, включение в образовательно- воспитательный процесс игры "ЖИПТО" будет способствовать постоянному поддержанию и дальнейшему развитию способностей в образовательно-развивающей деятельности дошкольника, с учетом их психофизических особенностей.

Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности.

Динамическая игра преследования «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески.

Игра ДИП «Сонор» развивает у детей речевую активность, умение мыслить, самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Определять пути и способы их достижения и добиваться определенного результата, глубже знакомиться с бытом, фольклором и искусством своего народа.

Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в различных ситуациях; умение общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с людьми другого возраста, а также правильное полоролевое поведение.

Игра - есть средство познания ребенком действительности, а ДИП «Сонор» - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка.

Игра имеет две цели:

- образовательная, которую преследует взрослый;

- игровая, ради которой действует ребенок.

Есть еще один аспект, которого следует учитывать. На нас, воспитателей, возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. А, чтобы был прочный фундамент, считаю важным придерживаться высказывания великого древнекитайского мыслителя и философа Конфуция: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Еще В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

1 инструмент - Каналы восприятия.

Человек познает мир, используя зрение, слух, чувства (осязательные и эмоциональные сенсоры). Информация хранится в сознании ребенка в том виде, в каком она к нему поступила. Так, визуальная информация запоминается в картинках, аудиальная – в звуках, кинестетическая – в чувствах и ощущениях. Осознание подобных процессов позволяет сократить время обдумывания и переработки поступающей информации.

Имеется три основных канала восприятия или системы, через которые к нам поступает информация об окружающем мире.

зрение – (визуальный канал)

слух (аудиальный канал)

ощущение тела (кинестетический канал).

Наблюдения показывают, у дошкольников в основном развиты кинестетический канал восприятия. Исходя из этих каналов восприятия, мы и будем использовать интеграцию ДИП «Сонор» с разными образовательными областями.

2 инструмент: Интеграция ДИП «Сонор» с направлениями развития детей

ДИП «Сонор» — речевое развитие (звуковая культура речи, обогащение словарного состава речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, культуры речи, культура общения, коррекционная работа).

Сюда входят подготовка атрибутов, ознакомление с правилами игры, обучение игре, дать понимание цели и задачи преследователя и убегающих, разучивание текстов, стихотворений, обсуждение прохождения игры.

ДИП «Сонор» — познавательное развитие (состав чисел, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, геометрические фигуры, порядковый и обратный счет, сложение и вычитание, логическое развитие).

Здесь ребенок учится решать, распознавать состав чисел, количественный счет, ориентироваться в пространстве, плоскости, цвет и форму, геометрические фигуры, величину.

ДИП «Сонор» — фольклор (якутские и другие народные сказки, загадки, скороговорки, стихи, потешки, прибаутки, олонхо).

Здесь есть возможность развивать речь и кругозор через разучивание пословиц, загадок, сказок, сказаний и олонхо.

ДИП «Сонор» — художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, вырезание, лепка, конструирование; песенное, танцевальное, театральное творчество, ритмика, инсценировка по ролям).

Здесь ребенок учиться рисовать, раскрашивать, затем самим создавать сюжет поля из сказок, содержание игры, инсценировать, дети сами могут придумать сказку и содержание игры. Из цветной бумаги, нитки, бусинок, бус ребенок может создавать внутреннее состояние персонажей фишек, их манеру. Главная цель этого направления: привлечь детей к миру прекрасного: фантазировать, рисовать, создавать, эстетике.

ДИП «Сонор» — физическое развитие (подвижная игра, основные виды движений; мелкая и крупная моторика, представления о ЗОЖ, о правильном питании, знание о своем организме). Подвижную версию можно использовать и на занятиях и вне. тут занимает много времени подготовительная работа: костюмы к персонажам, разучивание текстов, движение под музыку. Стимулирует к сплоченности детей и взрслых.

Здесь можно использовать ролевые игры, инсценировки, театрализованные игры, ИП «Сонор» — социально – коммуникативное развитие (приобщение к нормам общественной жизни, приучение культуре поведения, традиция своего народа).

Здесь ребенок учиться общаться с другими детьми и взрослыми, вместе придумать и сделать из разных материалов создавать фишки: из природного материала, из ткани, картона, пенопласта, веток, крышек ит. д. ; кроить, лепить, строгать мять. развиваются конструктивные способности. Создание поля или фишек в семье влияет очень положительно. Родителям появляется широкий спектр передавать свои способности своим детям.

3 инструмент: Формы работы.

Традиционные и нетрадиционные варианты напольных игр, игры подвижной и настольной версий, игры — соревнования, беседы, турниры, мастер – классы, семинары – практикумы, разучивание стихотворений, текстов, инсценировка, театрализованная постановка.

4 инструмент: Дидактические материалы и варианты игры ДИП «Сонор»

Традиционный вариант настольной игры

Используется во время режимных моментов и во время занятия. поле можно сделать из любого плоского материала. Фишки можно сделать из чего угодно, по размерам.

Правила игры настольного варианта ДИП «Сонор»:

Игра проходит на прямоугольной плоской доске шириной 30 см и длиной 42 см. Игровое поле расчерчивается тремя горизонтальными линиями: первая линия находится на расстоянии 9 см от верхнего края поля; вторая линия расположена в 9см от первой; третья линия отстоит от второй на 20 см. В игре участвуют 8 фишек: две фишки «преследователя» (фигурки диаметром 2см) и шесть фишек «убегающего» (фигурки диаметром 4 см). Фишки могут быть сделаны из пластмассы, глины, дерева, кости и других материалов.

Ход игрока. Шагом игрока называется перемещение фишки на расстояние, ровное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом: 1) слегка прижать фишку к игровой доске, чтобы она случайно не сдвинулась с места; 2) поставить другой рукой вплотную к ней запасную фишку; 3) убрать исходную фишку, оставив на игровом поле запасную. Противники делают ходы фишками поочередно, причем первыми ходят «убегающие». При наступлении очередности хода игрок имеет право перемещать все свои фишки или же часть из них оставить на месте.

Правила игры:

-«убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны до того, как их поймают;

-«преследователь» ловит убегающих. Если их фишки соприкоснулись – «убегающий» пойман;

-для осуществления хода (перемещения фишки) достаточно поставить одну фишку вплотную к другой;

-каждая фишка «убегающего» дает игроку по одному баллу на каждый из линий.

Поимка. «Убегающий», который мешает осуществлению шага «преследователя» или соприкасается с его фишкой после осуществления шага, считается пойманным.

Оценка результата игры. «Убегающий», если его фишки преодолели (прошли) первую линию, получает 1 балл за каждую фишку; за прохождение второй линии игрок получает 2 балла; преодоление третьей линии дает 3 балла. Суммируется общий балл всех фишек. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов.

Выигрывает тот, кто получил больше баллов, играя за «убегающих». В случае ничейного результата выигрывает тот, кто вывел наибольшее число «убегающих» фишек на линию 3. Если и в этом случае получается ничья, то побеждает тот, кто вывел больше «убегающих» на линию 2. Чтобы не допустить ничьей, можно подсчитать, кто, играя за «преследователя», быстрее поймал последнего из настигнутых им «убегающих». Двое игроков играют пару партий. Тот, который играл в первую партию за «убегающих», во вторую партию играет за «преследователя».

В настольные игры можно начать учить методике ходьбы игрока с 3 – 4 лет, ав 5 – 7 лет играть по правилам, создавать самим поле ЖИПТО.

Нетрадиционные варианты напольных игр

ЖИПТОИД - простая и забавная игра для всех. Игровое поле в форме соты, позволяет играть без вспомогательных фишек и выполнять по ходу движений разнообразные задания на изучение или закрепление образовательного материала.

ЖИПТОИД -очень упрощенная версия ЖИПТО - играется на поле c 340 клетками (17х20). Поле может быть разнообразной формы. Фишка равна размеру клетки.

Игра "ЖИПТОИД", как и "ЖИПТО", имеет неограниченные возможности применения в образовательном процессе. Вместо фишек можно использовать разнообразные материалы и предметы.

Нетрадиционные варианты напольных игр ЖИПТОИД:

1. ЖИПТОИД - Олонхо и т. д.

2. ЖИПТОИД - игра "Домашние животные";

3. ЖИПТОИД - игра "Дикие животные";

4. ЖИПТОИД – конструктор.

5. ЖИПТОИД - Олонхо

Вместо фишек используются персонажи Олонхо. В этой игре имеются пять "убегающих" - любые персонажи Срединного или Верхнего мира Олонхо и один "преследователь" - из Нижнего мира. Один ребенок играет за одного персонажа. Игроки поочередно меняются местами (персонажами) и играют за "убегающих" и "преследователя". Можно играть как обычный вариант, а можно использовать ускоренный вариант.

Ход фишек (персонажей олонхо):

Фишки - "убегающие" могут двигаться в любом направлении на соседнюю клетку.

Фишка - "преследователь" перемещается также, как фишки - "убегающие", только через одну клетку.

3. ЖИПТОИД – «Дикие животные»

В этой игре также меняются фишки и сюжет, и содержание.

Эту игру используем в ноябре – месяце Байанай. Младшие дошкольники знакомятся с дикими животными, которые живут у нас в Якутии, о том, где живут, знакомятся с временем года – зима. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся о БаайБайанайе, о его дарах, об охотниках, что делают их отцы, дедушки в это время, придумывают и составляют рассказ, и т. д.

Дидактические материалы: поле ЖИПТОИД в форме соты и прямоугольников. Фишки – изготовлены из фанеры; дикие животные и охотник.

4. ЖИПТОИД - конструктор

В этой игре дети младшего дошкольного возраста сами конструируют "убегающих" и "преследователя": по схеме или по собственному желанию и воображению, сообща вместе с другими детьми. Здесь вместо фишек дети используют свои конструкции по схеме

Дидактические материалы: поле ЖИПТОИД в форме соты и прямоугольников. Фишки – конструкторы.

С какого возраста лучше играть в ЖИПТОИД?

Лучше начать знакомство с 3 лет, если ребенок проявляет интерес к игре. Оптимально начать обучение с 4-х лет.

Заключение

Таким образом, используя разные инструменты, мы можем сделать игру ДИП «Сонор» средством всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Голиков «Сонор» в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы. – Якутск: Бичик,2000 – 32с.

2.Барахсанова условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4-11 лет - Якутск,1995.

3.  О5о ойyн кыра эрдэ5иттэн сайыннарыы. – Бичик, 1993г.

4.  М, Смирнова игры для детей младшего школьного возраста. – М., 1991

5. Голиков математического мышления средствами интеллектуальных игр преследования. Новосибирск: Наука, с.

6. Комплексная программа ДИП Сонор для детей от 5 до 7 лет по формированию логического мышления - Якутск, 2002

7.  Никитин творчества или развивающие игры. – М., 1991

8.  Никитин игры для детей. – М., 1989

9.  Мустакимова . Сборник развивающих задач для детей 4-12 лет - Якутск, 2002

10. Сивцева адаптивная программа по обучению детей развивающим логико-математическим играм. – Якутск, 2004

11.  Самоукина в школе и дома. – М.,1993

12.  Томашпольская игры для детей 2 – 8 лет. – СПб., 1996

Приложение 1

Просмотров работы: 198