Социальная профилактика правонарушений в молодежной среде - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальная профилактика правонарушений в молодежной среде

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная профилактика правонарушений в молодежной среде одна из важнейших мер позитивного воздействия на поведение и развитие молодежи. Преступность в молодежной среде всегда притягивает повышенный интерес со стороны правительства и общества. Так происходит из-за принятия молодежи как естественного резерва социального развития, а нарушение ею закона обозначает недостатки не только в системе воспитания, но также и упущения со стороны государства в целом.

По данным Генпрокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тыс. преступлений. В 2019 году большинство таких преступлений было совершено против собственности (их совершили 83% несовершеннолетних), на втором месте оказались преступления против жизни и здоровья, затем следует деятельность, связанная с незаконным оборотом наркотиков. Как заявляли в надзорном ведомстве, рост особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, говорит о серьезных недостатках в борьбе с подростковой преступностью [1].

Это связано с рядом объективных причин: во-первых, со слабой профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Во-вторых, с плохой организацией общественной работы с молодежью. В-третьих, с недостаточной организацией системы безопасности в учебных заведениях. В-четвертых, с проблемами межведомственного взаимодействия организаций, которые контролируют молодежную среду (соц. защита, КПДиН, МВД и т.д.).

В борьбе с преступностью среди несовершеннолетних основным является профилактическая деятельность. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в социальной работе осуществляется на трех уровнях:

первичная профилактика предполагает наличие мер направленных на раннее предупреждение и выявления причин правонарушений среди несовершеннолетних.

вторичная профилактика направлена на реабилитационную и адаптационную работу с несовершеннолетними, уже имеющими опыт противоправного поведения.

третичная профилактика чаще всего направлена на предупреждения рецидивов у лиц с уже сформированным делинквентным, правонарушающим поведением.

Субъекты системы профилактики представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена не только на реализацию 27 мер принудительного воздействия, но и на социально-реабилитационную и адаптационную работу с несовершеннолетними правонарушителями. Преступность несовершеннолетних, в основном, привлекает внимание специалистов именно правоохранительных органов так как несовершеннолетних, гораздо труднее исправить позже.

Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции также участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства [2].

В основе социальной профилактики правонарушений среди молодежи лежат основополагающие принципы, характерные для концепции профилактики правонарушений в целом. Многие вопросы непосредственно связаны с профилактической деятельностью, которая представляет собой единую систему осуществляют именно органы внутренних дел. Они принимают непосредственное участие в исправлении и перевоспитании несовершеннолетних, совершивших преступления.

Руководство страны и МВД РФ неоднократно указывали на приоритетность задачи профилактики правонарушений среди молодежи. Органы внутренних дел по делам несовершеннолетних принимают непосредственное участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, под которой понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних [2].

Важным направлением информационно-разъяснительной работы в сфере профилактики правонарушений является информирование населения о ходе и результатах деятельности органов внутренних дел и иных органов по предупреждению правонарушений. Это позволяет не только передавать населению объективную информацию о деятельности, но и обеспечивать общественную поддержку проводимых профилактических мероприятий как одного из них.

Одним из приоритетных направлений в сфере социальной профилактики правонарушений является деятельность по защите прав и интересов несовершеннолетних, борьба с беспризорностью и детской безнадзорностью. При всем многообразии работ, которые предстоит провести в сфере профилактики правонарушений, приоритетным является своевременная профилактика, т.е. предупреждение безнадзорности, беспризорности и подростковой преступности.

Следует отметить, что социальная профилактика функционирует как самостоятельный вид социальной практики, а также как специфическое направление социального управления. Основой этой работы является организация досуга несовершеннолетних, что является действенным методом предупреждения их участия в противоправных действиях. С этой целью в субъектах Российской Федерации проводятся различные мероприятия и массовые акции. Одной из крупнейших работ можно считать проведения месячника по профилактике вредных привычек несовершеннолетних Ульяновской области в 2021 году «Во всех образовательных организациях Ульяновской области, организованы мастер-классы, тренинги, конкурсы творческих работ по профилактике негативных проявлений в молодёжной среде, по формированию здорового образа жизни. Кроме того, организованы индивидуальные встречи с врачами-наркологами. Так, врачами-наркологами обследовано 19 несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних за злоупотребление спиртными напитками, токсическими веществами, наркотическими средствами. В ходе обследования выявлены и поставлены на учёт в медицинские организации 6 несовершеннолетних: 3 - с диагнозом «злоупотребление наркотическими веществами», 3 несовершеннолетних с диагнозом «злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией» [3].

Так же для предотвращения появления юных правонарушителей в современное время важно обеспечить доступность использования учреждений (спортивных комплексов) и сооружений (стадионов, спортивных площадок) для детей малообеспеченных семей.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 408 тысяч массово-спортивных и военно-патриотических учреждений и ведомств, в которых занято более 13,7 млн человек, в том числе. около 7,1 млн подростков. Наиболее многочисленная сеть таких организаций развивается в Южном (105854), Приволжском (100872) и Центральном (82038) федеральных округах. В центрах социальной помощи семье и детям организовано более 200 клубов, кружков, добровольных объединений подростков и родителей, в которых участвует около 4 тысяч человек. Основными задачами данной работы являются подготовка школьника к взрослой жизни, обучение ориентированию в различных жизненных ситуациях, умение самостоятельно создать в будущем нормальную семью, обеспечить в ней полноценную жизнь и воспитание своих детей. Для реализации этих программ в учреждениях укомплектованы педагоги (воспитатели, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования) и медицинский персонал. Созданы условия для обучения детей практическим бытовым навыкам - классы для производственной деятельности, обучающие мастерские. Учитывая важную роль труда в социализации подрастающего поколения, формировании навыков законопослушности и законного самостоятельного приобретения средств к существованию, эффективной мерой социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних является содействие их трудоустройству.

Другой из важнейших составляющих социальной профилактики преступлений является лечение наркомании и алкоголизма населения. Для решения таких проблем в России используются следующие методы профилактической работы:

1. Организация профилактических медицинских осмотров с целью своевременного выявления наркологической патологии среди обучающихся общеобразовательных учреждений. Эти мероприятия успешно осуществляются в 34 субъектах Российской Федерации.

2. Проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетними сотрудниками органов внутренних дел совместно с педагогами, психологами, врачами. Эта работа активно ведется в 46 субъектах Российской Федерации.

3. Использование возможностей административного и уголовного законодательства для борьбы с незаконным распространением и потреблением алкогольной и наркотической продукции (особое значение придается привлечению к ответственности лиц, причастных к незаконному производству и реализации алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ). Работа в этом направлении интенсивно ведется в 66 субъектах Российской Федерации.

4. Принятие мер предосторожности. Во всех субъектах Российской Федерации регулярно проводятся рейды по контролю мест скопления молодежи, массового населения, с целью выявления и пресечения фактов вовлечения несовершеннолетних в преступления и иную антиобщественную деятельность.

5. Организация социальных акций по оказанию психологической, наркологической и социальной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Это направление профилактической деятельности широко применяется в 47 субъектах Российской Федерации. Воденко К. В. считает, что: наркотизм — тип поведения, который однозначно рассматривается в России как поведение преступное (делинквентное), угрожающее жизни и здоровью самих молодых наркоманов и окружающих граждан. Молодые люди наносят вред своему физическому и психическому здоровью, а значит, в результате таких экспериментов со своим телом и психикой могут пополнить ряды инвалидов либо умереть в раннем возрасте. Кроме того, известны многочисленные случаи, когда находящиеся в тяжелой наркотической зависимости молодые люди идут на любые преступления (грабеж, воровство, убийства и т .д .) ради получения одной заветной дозы. Поэтому вполне очевидно, что регулярное приобретение, употребление и распространение наркотических средств толкает молодежь в объятия организованного криминала. В целом официальную позицию властей по идентификации наркоманов можно описать в кентаврических терминах как отношение к больным-преступникам; обязательное наказание таких девиантов сопряжено с необходимостью их лечения. К тому же не надо забывать, что государство не только признает молодых наркоманов жертвами, пытаясь им помочь, например, отправив на принудительное лечение, но также активно стигматизирует попавшихся наркопотребителей, то есть элементарным образом отрезает такой молодежи путь в целый ряд престижных сфер профессиональной реализации [4:87].

В связи с изложенным, в целях совершенствования системы профилактики правонарушений среди молодежи и повышения ее эффективности считается целесообразным:

1. Активизировать работу областных комитетов по профилактике правонарушений в области активизации служебное взаимодействие и координация деятельности органов государственной власти, общественных объединений, иных учреждений и организаций, наделенных полномочиями в сфере предупреждения правонарушений и иных противоправных действий по предупреждению правонарушений среди молодежи.

2. Усилить роль регионального законодательства в регулировании функционирования системы профилактики правонарушений и определении степени ответственности должностных лиц за невыполнение предписаний по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений среди молодежи. Начать регулярное рассмотрение в рамках работы Постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации по вопросам функционирования системы профилактики правонарушений и хода реализации деятельности этого программа деятельности.

3. Проводить более активную пропагандистскую работу через средства массовой информации с целью предупреждения преступлений в данной сфере, профилактики экстремизма и антиобщественного поведения, определив наилучшие формы использования возможностей государственных и общественных институтов, религиозных догм, коммерческих организациями и гражданами для этих целей. В процессе планирования профилактических мероприятий обеспечить дальнейшую разработку мероприятий, способных адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы, связанные с динамичным развитием современного общества, а также оптимизировать модель построения единой государственной системы профилактики правонарушений с учетом региональные особенности и использование накопленного положительного опыта. Беспризорность и безнадзорность детей - это опасные социальные явления, которые в априори влекут за собой проявление девиантного поведения несовершеннолетних, являющихся таковыми. В отличие от системы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, меры непосредственной профилактики имеют более четкую структуру. При этом особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность её реализации в различных формах [5:32].

Проблема правонарушений в молодежной среде в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния иногда могут привести к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Специалисты по социальной работе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи на родительских собраниях в школах с родителями и детьми проводят групповые мероприятия по темам: «Правонарушения среди подростков. Ответственность родителей», «Ответственность за совершенные правонарушения». В ходе бесед специалисты рассказывают о видах правонарушений, основных пунктах административной и уголовной ответственности. Напоминают родителям несовершеннолетних детей их права и обязанности; какие административные наказания могут быть применены к родителям, которые недобросовестно относятся к исполнению своих родительских обязанностей; в каких случаях родители несут уголовную ответственность. Специалисты в ходе занятий настоятельно рекомендуют родителям контролировать свободное время подростков, больше времени проводить со своими детьми, по максимуму заполнять свободное время несовершеннолетних посещением кружков, секций по интересам, с целью реализации своих потребностей и возможностей и развития зоны успешности.

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные факты и статистические данные, можно сделать вывод, что профилактическая работа подразделений МВД России приносит результаты. Так, в январе 2021 года на 19,3% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Кроме того, на 5,5% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения и на 12,2% – в состоянии наркотического опьянения [6].

Надежды, которые мы возлагаем на молодежь очень велики. Именно они наше будущее, но нередко молодые люди теряются и не могут найти свое предназначение. Социальная профилактика правонарушений необходима именно для того, что бы направить ребят в верном направлении и не допустить пополнение рядов экстремистских, террористических и иных преступных организаций.

Список использованной литературы.

Зеленый криминалитет. Почему в России растет подростковая преступность [Электронный ресурс]-URL: https://vk.cc/cbkhvf (дата обращения 14.02.2022)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 7 июня 2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс]-URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12116087/paragraph/566:0 (дата обращения 14.02.2022)

Губернатор и правительство Ульяновской области [Электронный ресурс]-URL: https://ulgov.ru/page/index/permlink/id/22401/ (дата обращения 14.02.2022

Воденко, К.В. Социология Молодежи/ под ред. К.В. Воденко.- Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 189 с.

Магомедова, А.М. Принудительные меры воспитательного воздействия в Российском уголовном праве. /А.М. Магомедова Махачкала : ИП Гаджиев С.С., 2009.102 с

Министерство внутренних дел РФ [Электронный ресурс]-URL: https://xnb1aew.xn--p1ai/reports/item/23163626/ (дата обращения 14.02.2022)

Просмотров работы: 2014