Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время с развитием информационных технологий (сотовая связь, интернет со всеми возможностями общения и т.д.) существует проблема «живого» общения. Возникают трудности во время ведения диалога с собеседником, во время выслушивания (активного, пассивного, эмпатического), в интересности и понятности речи, а также в коммуникативной и эмоциональной гибкости, в распознавании и озвучивании своих эмоций, собственных намерений и целей общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [6].

Следовательно, одними из важных факторов эффективного взаимодействия с окружающими является коммуникативная компетентность и эмоциональный интеллект.

Коммуникативная компетентность – личностная характеристика, позволяющая реализовать ее потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации. А также умение успешно устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, способность и реальная готовность к речевому общению, адекватная целям, сферам и ситуациям общения, способность к речевому взаимодействию и т.д.

Коммуникативная компетентность собеседников - это не единственный фактор успешного общения, чрезвычайно важно определить критерии эффективности общения. Так Д.У. Джонсон указывает, что эффективная коммуникация происходит, если получатель интерпретирует сообщение так, как надеялся отправитель. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают не только разную интерпретацию понятий, но и вообще различное мировоззрение. Коммуникативные барьеры могут возникнуть и вследствие индивидуальных психологических особенностей собеседников, и в силу сложившихся между ними отношений неприязни, недоверия и т.д. Эффективным может быть лишь такое общение, участники которого осознают существующие коммуникативные барьеры, располагают средствами их ослабления и используют их на практике [9]. Для осознания и ослабления коммуникативных барьеров в процессе взаимодействия с социумом необходимо иметь определенный уровень эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — совокупность навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [11].

Многими исследованиями установлено, что эмоциональная сфера личности способствует успешному и эффективному взаимодействию, адаптации личности к внешним условиям в целом. Е. П. Ильин отмечает, что эмоции представляют собой «рефлекторную психовегетативную реакцию; связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации». Из этого утверждения следует, что благодаря эмоциям человек может корректировать свое поведение для достижения положительного результата в какой-либо ситуации [5]. Следовательно, эмоции могут оказывать позитивное влияние на качество общения человека, позволяя ему выстраивать взаимодействие и коммуникацию с другими людьми наиболее подходящим в конкретных обстоятельствах образом.

Таким образом, распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции.

Эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами [2]. Этого аспекта в 1872 году коснулся Ч. Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации [4].

Проблемой эмоций и контроля над эмоциями занимался основатель психоанализа З. Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций [8].

Первые публикации, рассматривавшие социальное взаимодействие людей как вид интеллекта, появились в 1920-х годах. В 1920 году профессор Э. Торндайк впервые ввёл понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».

Важный вклад в исследование интеллекта внёс Д. Вэкслер (David Wechsler), который рассматривал интеллект как «совокупную способность индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром».

Н. Холл разработал методику эмоционального интеллекта, методика показывает, насколько человек умеет распознавать, анализировать и управлять собственными эмоциями. В разработанную им методику эмоционального интеллекта входят следующие компоненты:

1. Эмоциональная осведомленность – способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их дифференциация, а также их влияние на других людей. Диагностическими показателями являются способности определять эмоции по физическому состоянию, речи, звуки, внешнему виду и поведению, дифференцировать правильные (правдивые, соответствующие реальности) и неточные (ложные) выражения чувств. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

2. Управление эмоциями – способность контролировать и направлять собственные импульсы и порывы, управление чувствами для того, чтобы они соответствовали настоящей ситуации, для адекватного реагирования. Это рефлексивная регуляция эмоций, которая помогает включать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их пользы; управлять своими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.

3. Самомотивация – приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Также относится отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности — лежит в основе всяческих достижений.

4. Эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние других (настройка на вербальные и невербальные сигналы) и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.

5. Распознавание эмоций других людей – способность распознавать, осознать и воздействовать на эмоциональное состояние других людей [1].

В отечественной психологии идею единства аффективных и интеллектуальных процессов, принадлежащую Л.С. Выготскому, развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.

А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную регуляцию. Эмоции могут выступать результатом когнитивной обработки информации, такой как оценка ситуации, объяснение своего состояния, сопоставление средств достижения цели.

В дальнейшем исследования российских учёных конкретизировали это направление.

Б.М. Теплов на основании экспериментальных исследований вывел особый феномен «эмоциональное понимание» смыслов, А.В. Запорожец предложил обозначить аналогичное явление как «эмоциональное мышление», В.П. Зинченко назвал данный феномен «живой интеллект». В советской психологии понятие эмоционального интеллекта существовало в виде разных терминов: «эмоциональное мышление», «понимание». Как полагал О.К. Тихомиров, именно эмоции выполняют регулирующую функцию в процессе мышления, поэтому условием продуктивной интеллектуальной деятельности должна быть эмоциональная активация [10].

Д.В. Люсин рассматривает эмоциональный интеллект в качестве способности к пониманию эмоций (своих и чужих) и к управлению этими эмоциями, связывая указанные способности с такими характеристиками личности, как общая направленность на сферу эмоций, наличие интереса, как к собственному внутреннему миру, так и к внутренним мирам других людей. Д.В. Люсин выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект [7].

Как отмечает И.Н Андреева, внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному отношению к себе, которые дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект, по мнению И.Н. Андреевой – это совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации [1].

Эмоциональный интеллект представляет собой часть социального интеллекта, который включает способность контролировать собственные чувства и эмоции, и эмоции других, различать их и использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия.

Коммуникативная компетентность - это способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности; приобретенная в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения; особое свойство речевой личности.

Е.П. Ильин отмечает, что эмоции представляют собой «рефлекторную психовегетативную реакцию; связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую организации целесообразного поведения в этой ситуации» [5]. Из этого утверждения следует, что благодаря эмоциям человек может корректировать свое поведение для достижения положительного результата в какой-либо ситуации.

Согласно концепции Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект предполагает способность личности распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Ученый считает, что именно степень компетентности человека в эмоциональной жизни и ее функциях, составляющих набор определенных компетенций, имеет "решающее значение для понимания (почему один преуспевает в жизни, а другой - интеллектуально равный - оказывается в тупике). Согласно данной точке зрения, эмоциональный интеллект необходим для достижения социального успеха в жизни [3].

Следовательно, эмоциональный интеллект – способность контролировать собственные чувства и эмоции, и эмоции других, различать их и использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия. Благодаря эмоциям человек может корректировать свое поведение для достижения положительного результата в какой-либо ситуации.

В целом, к компонентам эмоционально интеллекта относится:

- способность к сознательному контролю своих и чужих эмоций;

- анализ собственных эмоций, понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей;

- способность контролировать отношения с людьми;

- умение прислушиваться к чувствам других людей;

- способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения;

- умение противостоять стрессу, контролировать импульсивность, не терять самообладание и не становиться его жертвой.

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения, свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение ориентироваться в ситуации общения, умение сопереживать, гибкость коммуникации.

В компоненты коммуникативной компетентности входят:

- коммуникативные знания (понимание того, что такое общение, знание методов эффективной коммуникации, степени развития собственных коммуникативных умений);

- коммуникативной ситуации (осуществлять социально-психологическое управление процессами общения).

- умение понять позицию собеседника, правильно оценивать эмоционально психологические реакции партнеров по общению;

- владение навыкам саморегуляции (создание и поддержание эмоционального контакта с собеседником);

эмпатия – наблюдательность, проявляемая по отношению к другим людям, способность ставить себя на место другого участника общения.

Наличие эмоциональной осведомленности может способствовать распознаванию эмоций других людей, то есть через осознание и понимание собственных эмоций повышается умение распознавать и понимать эмоции других людей. А также высокий уровень эмоциональной осведомленности содействует развитию эмпатии, способности реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Высокий уровень эмоциональной осведомленности благоприятствует эффективной самомотивации, т.е. через осознание собственных эмоции и внутреннего состояния улучшается активное побуждение к действию самого себя, эффективное выполнение работы. Чем выше уровень эмоциональной осведомленности, тем выше уровень компетентности в общении, владения сложными коммуникативными навыками и умениями, формирования адекватных умений в новых социальных структурах, знаний культурных норм и ограничений в общении. При низком уровне эмоциональной осведомленности возможен агрессивный стиль общения. Это чаще всего проявляется перебиванием, чрезмерной критичностью, неуважением собеседника, саркастичностью.

Развитая способность распознавать эмоции других людей способствует повышению эмоциональной осведомленности (понимание собственного внутреннего состояния, умение определять и выражать чувства, распознавать чувства и эмоций окружающих), повышению эмоционального контроля (осознание эмоций, способность достичь нужного эмоционального состояния). Также благодаря умению распознавать эмоции других людей повышается уровень самомотивации, т.е. повышается способность фокусировать эмоции на поставленных целях путем удерживания определенных эмоций на протяжении всего процесса. Это в свою очередь способствует быстрому реагированию и разрешению непредвиденных ситуаций.

Таким образом, коммуникативная компетентность тесно взаимосвязана с эмоциональным интеллектом, поскольку для эффективной коммуникации, умения ориентироваться в ситуации общения, необходимы определенные личностные качества, такие как: умение воспринимать и понимать собеседника (перцептивная сторона общения); умение предвосхищать действия оппонентов и их поведение; умение воздействовать на оппонентов, влиять на отношения, оценки, мотивы. Данные качества и умения коммуникативной компетентности будут эффективны только в том случае, если имеется достаточно высокий уровень эмоциональной компетентности. Именно компоненты эмоционального интеллекта способствуют более продуктивной коммуникации.

Список литературы

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009

3. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. — 384 с.

5. Ильин Е. П. И46 Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

6. Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.

7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

8. Фрейд З. Недовольство культурой. Психоаналитические этюды. — М.: «Издательство АСТ», 2004. — 107—220 с.

9. Научная электронная библиотека Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti/viewer

10. Научная электронная библиотека Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta/viewer

11. Smith, M.K. (2002) «Howard Gardner and multiple intelligences», The Encyclopedia of Informal Education

Просмотров работы: 243