Социальная работа с неблагополучными семьями в сельской местности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальная работа с неблагополучными семьями в сельской местности

Мурзакова А.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье автор рассматривает семью как основную и главную ступень в воспитание и развитие человека. К сожалению, неблагополучие в семье, а именно неблагополучные семьи, встречаются довольно часто. Социальная работа с такими семьями определяется отдельным направлением в работе социальных служб при поддержке государства

Ключевые слова: семья, неблагополучные семьи, социальная работа, работа с неблагополучными семьями, семейное неблагополучие

In this article, the author considers the family as the main and main step in the upbringing and development of a person.Unfortunately, problems in the family, namely dysfunctional families, are quite common. Social work with such families is determined by a separate direction in the work of social services with the support of the state

Keywords: family, dysfunctional families, social work, work with dysfunctional families, family trouble.

Интерес к созданию семьи и брака всегда был массовым и устойчивым. Хотя содержание понятий слов «брак» и «семья» не одно и то же, и существенно различается:

«семья» - это небольшая социальная группа с высоким уровнем развития, важнейшая форма организации личной жизни, основанной на брачном союзе и родстве, т.е. отношениях между супругами, родителями и детьми, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

«брак» - это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям. [14]

Именно в семье формируется познавательное, нравственно-воспитательное качества личности, формируются взгляды и вкусы, навыки и привычки личности.

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Причины возникновения неблагополучных семей могут послужить нищета, асоциальное поведение супругов, а также невыполнение родительских обязанностей в адрес детей (ребенка).

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно. Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.[10,с.142]
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

конфликтные семьи;

проблемные семьи;

асоциальные семьи;

аморально-криминальные семьи;

семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные:

формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер; проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;

ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [9, с.83]

Исследователи, занимающиеся феноменом неблагополучия семей, описывают способы и м методы работы с неблагополучными семьями.

В своей работе, по социальной помощи, Н.Ф.Басов рассматривает различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей [5, с.314].

Доктор педагогических наук М.А. Галагузова в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей [9, с.68].

Но в публикациях В.И.Курбатова предлагаются уже новые модели работы с неблагополучной семьей [11, с.189].

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В практике социальной деятельности определены различные модели помощи семье.

1. Диагностическая модель, целью которой является выявление нарушений и отклонений в жизнедеятельности семьи, установления причин и выставления на основе полученной информации, диагноза. Диагноз служит основой для принятия соответствующей модели помощи семье.

2. Педагогическая модель, суть которой заключается в предоставлении возможности родителям овладеть педагогическими знаниями воспитания и обучения детей.

3. Психологическая модель используется для устранения проблем в общении между членами семьи.

4. Социальная модель используется в случае возникновения проблем, связанных с торгово-экономическими проблемами.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей может лежат болезнь.

Направления социально-педагогической деятельности с семьей является социальная помощь, профилактика и реабилитация. В работе с неблагополучными семьями доминируют социальное сопровождение отдельных категорий семей, защиту и социальное инспектирование. (инфоурок)

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

Социальное обслуживание семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны четко видеть и понимать, кто из родителей представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

Семья - это ячейка общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня должен изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В это же время, социальная работа ориентирована на решение социальных проблем семьи, на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2011: государственный доклад, дек, 2012 г. (в изложении) // Социальное обслуживание. — 2013. — № 2, 3. — С. 73-111; С, 79-109

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 гг.» от 1июня 2012 г. №176. URL: http://www.prago.gov.ru (Дата обращения: 28.11.2019).

Литература

Абакумов Н.Н. Безработица и занятость.-М.:, 1993.

Басов Н.Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для вузов /Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. -388 с.

Бяткиева Б.А. Семейное неблагополучие как фактор роста безнадзорности несовершеннолетних.-СПб.: Элиста, 2012.- №1. С.108-110.

Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие.-М.:КНОРУС, 2010. 240c.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Акдемия, 2001. 160.

Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. Методика и технологии работы социального педагога. Учеб. пос. для вузов/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2006. - 192с.

Зайнышева И.Г. Технология социальной работы.-М.: Гуманит, 2000. 240с.

Курбатов В.И. Социальная работа / Под общей редакцией профессора В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н./Д.: «Феникс», 1999.

Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьев И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения.-М.: Академия, 2008. 256с.

Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебник /Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 400 с

Просмотров работы: 33