Особенности оценки офисной недвижимости - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности оценки офисной недвижимости

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оценочная деятельность – деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости[11, с.175].

Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.

Объект оценки – объект гражданских прав, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлена возможность его участия в гражданском обороте. При определении стоимости объекта оценки определяется расчетная величина цены объекта оценки, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости. Совершение сделки с объектом оценки не является необходимым условием для установления его стоимости [11, с.178].

Метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке [11, с.177].

Оценка рыночной стоимости объекта коммерческой недвижимости – это одна из разновидностей оценочной экспертизы. Она может быть назначена определением судебного органа, постановлением следователя или запросом частного лица. Стоимость проведения подобной экспертизы определяется судом или же оговаривается в ходе заключения договора.

Недвижимое имущество является значительной частью капиталовложений практически любого предприятия. В процессе осуществления деятельности, значительная часть организаций сталкивается с ситуацией, в которой возникает необходимость оценки коммерческой недвижимости.

Коммерческой недвижимостью считается любой тип недвижимости, задействованный в коммерческой деятельности с целью получения прибыли. К коммерческой недвижимости относятся торговые, офисные, складские, производственные помещения, а также помещения любого другого типа, кроме жилых. Жилые помещения становятся коммерческой недвижимостью, после процедуры оформления вывода из жилого фонда, в случае если цель вывода — использование бывшего жилья в коммерческой деятельности [13, с.653].

Наиболее распространенный и популярный пример трансформации жилого помещения в коммерческую недвижимость — вывод из жилого фонда квартир, расположенных на первых этажах жилых домов, с целью организации офисов, магазинов, предприятий, оказывающих услуги населению.

Стоит отметить, что основным документом, который контролирует деятельность эксперта в ходе проведения оценки коммерческой недвижимости, является Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [4].Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Основные правила оценки коммерческой недвижимости:

- не допускается искажение данных. Специалисты должны основываться только на те параметры, которые они получили во время процедуры;

- процесс должен быть полностью независимым, чтобы сотрудники не были заинтересованы в получении конкретного результата;

- особенное внимание должно уделяться непосредственной процедуре. Специалисты обязаны учитывать все правила, которые могут сказаться на ней.

- все этапы должны проводиться согласно установленному плану.

Алгоритм процедуры оценки коммерческой недвижимости:

- прием основных документов на объект;

- проверка документов;

- прибытие на осмотр коммерческого объекта недвижимости специалистом;

- выбор методики оценки;

- анализ коммерческой недвижимости,

- расчет стоимости на текущий момент оценки,

- подготовка заключения об оценке коммерческой недвижимости.

Инвестиции в недвижимость — один из самых популярных финансовых инструментов приумножения капитала во всём мире. Это объясняется тем, что при малых рисках такие инвестиции быстро окупаются и приносят высокую доходность.

Одной из разновидностей коммерческой недвижимости является офисная недвижимость.

Нежилые помещения коммерческого назначения – именно к этой категории и относится офисная недвижимость любого типа. То есть, практически любое помещение, которое не является жилым и допускает возможность оборудования внутри условий для ведения предпринимательской деятельности, может оказаться пригодным под оборудование там офиса [12, с.19].

Таким образом, в современных условиях субъекты различных форм собственности Российской Федерации, физические и юридические лица имеют право на проведение оценки принадлежащих им объектов недвижимости. Данное право является безусловным и не зависит от установленной процедуры государственного статистического и бухгалтерского учета и составления отчетности.

Рынок офисной недвижимости сегодня переживает бурный рост и, как любому быстрорастущему бизнесу, ему необходима классификация основополагающих определений и терминов.

Офисная недвижимость – это помещение, предназначенное в первую очередь для работы с клиентами, и не связанное с непосредственными продажами или производством товаров. Это месть, где ведутся переговоры, заключаются контракты или договора, оказываются различного рода услуги, имеющие больше консультативный, нежели практически-прикладной характер.

Офисные помещения могут быть как, условно говоря, целевыми, то есть изначально предназначенными именно под обустройство внутри офиса, так и адаптированными под эти цели посредством ремонта или перепланировки.

Как правило, целевые офисные помещения располагаются внутри бизнес-центров, где вся система внутренних коммуникаций и особенности внутренней планировки предполагают, что здесь не будут располагаться производственные мощности, и не будет производиться торговля, а внутри кабинетов будут сидеть адвокаты, психологи, представители компаний и т.п. Бизнес-центры не предлагают купить офис своим клиентам, а лишь сдают помещение в аренду [28].

Адаптированные офисные помещения – это бывшие квартиры на первом этаже, или бывшие коммерческие помещения, где произведена перепланировка. Перечислять варианты можно долго, однако суть такова, что эта офисная недвижимость изначально не была таковой, и не предназначалась для таковых целей. Иногда недвижимость эта называется «универсальной», поскольку условия её позволяют легко обустроить и офис, и магазин, и парикмахерскую, и даже небольшой склад. Недостатком же «универсалок» порой является не самое удобное расположение с предпринимательской точки зрения, отсутствие удобных подъездов, оборудованных автопарковок и прочих удобств, которыми могут похвастаться бизнес-центры [].

В России нет общепринятой классификации коммерческой недвижимости. Однако, офисные помещения входят в категорию нежилого фонда и делятся на классы, обладающие определенными особенностями, которые необходимо учитывать при оценочных работах, так как даже незначительные нюансы влияют на результат:

1. А-класс – объекты, расположенные в новых бизнес-классах, подразумевающих удобную планировку, выгодное расположение здания, высокое качество отделочных работ. Как правило, в эту категорию входят помещения с собственной комплексной системой безопасности, наличием оргтехники и систем связи (телефония, интернет). Следует учитывать, что объекты, которым был присвоен класс А в начале 2000-х годов, сегодня не соответствуют предъявляемым требованиям данной категории.

2. А1 – здания, по конструкции и расположению полностью соответствующие международным стандартам и требованиям. Такие помещения находятся только в новостройках с эргономичной планировкой, оснащенных современных климатической системой, подземной парковкой, собственным источником бесперебойного питания и исправными инженерными коммуникациями [28].

3. А2 – капитально реконструированные здания, построенные с начала 2000-х г., с интегрированным современным климатическим оборудованием, автомобильной стоянкой любого типа, системой безопасности и источником аварийного питания. На объектах этого класса высота потолков должна позволять обустраивать подвесные или фальшпотолки.

4. А3 – офисные помещения в строениях, возведенных не позже середины 90-х годов, которые были капитально реконструированы. К этому классу относятся объекты с отопительным оборудованием, профессиональными кондиционерами и двухтрубной системой вентиляции. Допускается отсутствие эффективной и эргономичной планировки.

5. В – класс, в который входят строения и помещения старые здания, прошедшие капитальную реконструкцию и объекты, не претендующие на звание бизнес-центра. К этой категории относятся и особняки, а также старинные постройки, расположенные в исторических центрах городов. Их оценка бывает особенно сложной, ввиду исторической и архитектурной ценности.

6. С-класс – здания, полностью соответствующие требованиям класса В, но имеющие некоторые минусы: недостаточно развитая транспортная инфраструктура, малое количество мест на парковке, удаленное расположение от центра города и пр. Если объект категории В не соответствует хотя бы по одному критерию, он автоматически переводится в класс С.

7. Класс D – офисные здания, оборудованные старыми инженерными коммуникациями и не имеющие современных систем безопасности и жизнеобеспечения. Сюда же входят объекты с отделкой среднего качества и не эргономичной планировкой.

8. Е – нежилые помещения, расположенные на нижних этажах, в полуподвальных или подвальных помещениях, переоборудованных по нужды офиса.

9. F – помещения на нижнем этаже или в полуподвальной части зданий, не имеющие отделки, климатической и оргтехники.

Как правило,офисные помещения класса «А» являются наиболее престижными. Офисы расположены главным образом в Центральном административном округе. Близость к метро и транспортное расположение для такого типа офисных зданий является важным критерием. Это специализированные бизнес-центры новой постройки (возраст менее 3-х лет) либо полностью реконструированные здания. Обязательно наличие полной и правильно оформленной юридической документации на право собственности и эксплуатации здания [27].

На рынке офисных зданий именно класс «B» бизнес-центров считается наиболее востребованным. Отличия офисов класса «B+» и «B» от класса «А» носят непринципиальный характер. Необходимо соблюдение не менее половины критериев, предусмотренных для офисных зданий класса «А». При этом обходятся офисы класса «B» арендаторам намного дешевле. Для офисов класса «B+», как правило, характерно удобное местоположение. То есть, доступность основных магистралей и близость станций метро, ухоженные территории вокруг и приятный вид из окна, внешний вид здания выглядит респектабельно, но, в отличие от класса «А», не имеет изысков в архитектуре.

Другими положительными моментами являются: грамотно оформленная юридическая документация на право собственности и эксплуатации здания, отделка офисов, фойе и лифтовых холлов на высоком уровне, но «скромнее», чем в офисных зданиях класса «А», свободная или коридорнокабинетная планировка.

Офисы класса «С» это, прежде всего, здания советского времени постройки (НИИ, заводы и т. д.), перепрофилированные под офисное использование. К данному классу следует так же относить качественные офисные объекты в административных и производственных зданиях, и здания, реконструированные, переоборудованные из государственных учреждений, детских садов, школ и т.п. [27]

Таким образом, в сознании большинства граждан классический офис – это помещение с отдельным входом или даже в отдельно-стоящем здании, иногда полноценном деловом центре, с шикарным евроремонтом и секретаршей на входе. В реальности офисы бывают разными, иной раз их устраивают просто на квартире. Исходя из этого, напрашивается вывод, что не внешний антураж определяет то, к какой категории будет отнесена некая недвижимость. Решающим является то, какие возможности использования эта недвижимость предоставит своим новым владельцам.

Офисная недвижимость сегодня – это особый класс собственности, который призван приносить доход своему владельцу. Именно по этой причине оценка офисной недвижимости обладает своими особенностями – здесь применяются три разнообразные методики, сравнение результатов которых может служить индикатором правильности проведения оценочных действий.

Согласно Федеральному стандарту оценки (ФСО) №1, выделяются три основных подхода, которыми пользуется оценщик при осуществлении оценки объекта недвижимости[5]:

- доходный подход. Как уже отмечалось выше, главная отличительная черта офисной недвижимости – способность приносить прибыль. Именно на основе указанной особенности недвижимости строится доходный подход к оценке.

Оценщик анализирует объект офисной недвижимости на предмет извлечения возможных доходов, ключевым среди которых является арендная плата. При этом величина таких платежей рассчитывается именно на момент оценки методом дисконтирования будущих денежных доходов в стоимость. В указанном процессе принимает участие дисконтная ставка - усредненная норма прибыльности инвестиций в аналогичные объекты коммерческой недвижимости.

- сравнительный подход. Второй способ узнать рыночную стоимость коммерческой недвижимости – использовать сравнительный подход, основой которого является принцип замещения [16].

В результате сравнения условий продаж аналогичных объектов на рынке, происходит формирование ориентира, который затем корректируется с учетом индивидуальных особенностей, преимуществ и недостатков оцениваемого объекта. Основной критерий – определить тот порог, который является для покупателя ключевым: если на рынке представлен аналогичное предложение, вряд ли потребитель обратит внимание на ваш объект, если цена на него выше.

- затратный подход. И, наконец, третья методика, которая актуальна для проведения оценки коммерческой недвижимости – затратный подход. Принцип строится на понимании, что покупатель не заплатит за Вашу собственность сумму, которая превысит расходы на строительство нового объекта с аналогичными параметрами. Именно по этой причине данная методика чаще всего применяется для оценки отдельно стоящих сооружений, а ее актуальность выше в условиях неразвитых рынков коммерческой недвижимости.

Каждая из этих методик представляет собой уникальный комплекс операций по определению рыночной стоимости коммерческой недвижимости, поэтому указанные способы необходимо рассматривать по отдельности.

Необходимо отметить, что использование данных методик возможно как по отдельности, так и совместно. Во втором случае происходит сравнение результатов: совпадение полученных значений свидетельствует о том, что оценка коммерческой недвижимости была произведена корректно [16].

Также существует понятие массовой оценки офисной недвижимости.

Под массовой оценкой рыночной стоимости объектов недвижимости подразумевается регулярно проводимая оценка различных групп объектов.

В ходе независимой оценки используются установленные процедуры с применением статистического анализа. Чаще всего проведение этой процедуры бывает вызвано необходимостью урегулирования условий эффективного налогообложения недвижимости [22].

Существует несколько этапов для проведения вида оценочных работ:

- изучение метода оценки, действующей в настоящий момент, и наличия необходимости проведения оценочных работ,

- проведение анализа плановых и организационных работ,

- изучение особенностей объектов.

- подбор характеристик, влияющих на определение цен,

- формирование формы оценки и ее отработка,

- проверка возможности применения модели,

- проверка правильности проведения оценочных работ,

- доработка методов оценки,

- утверждение применяемой модели,

- проведение оценки с использованием разработанной модели,

- согласование или обжалование методов оценки.

Офисная недвижимость является не только источником дохода для своего владельца, но и предусматривает обязательства по управлению им, что требует проведения различных обязательных мероприятий. Одно из них – независимая оценка офисного помещения, позволяющая определить рыночную стоимость с учетом множества факторов. Для этого используют различные методики и подходы, которые подбираются оценщиком индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от целей проведения процедуры оценки.

Оценка аренды офиса осуществляется с изучением множества показателей, среди которых наиболее важное влияние на результат оказывают следующие факторы: [22]

- общая площадь помещений,

- год постройки,

- тип объекта,

- особенности конструкции и планировки с учетом высоты потолков, отделкой, допустимой нагрузкой и пр.,

- степень организации контроля и безопасности,

- наличие парковки и общее количество мест на ней,

- инфраструктура,

- место расположения здания,

- общее состояние объекта оценки,

- наличие документов.

Во время оценки анализируется совокупность всех перечисленных факторов и от полноты собранных сведений, зависит выбор наиболее подходящего метода, который позволит определить наиболее достоверную стоимость. При выполнении данной услуги важна любая составляющая. Проверяется даже состояние и состав инженерных коммуникаций. Ведь, если, например, на объекте повреждено теплоснабжение, то он уже будет расцениваться как аварийный и непригодный для эксплуатации [14, с.317].

Процедура кажется достаточно продолжительной. На деле она занимает у специалистов небольшое количество времени. За счет правильной организации и внимательности к деталям, как правило, специалистам удается существенно ускорить весь процесс.

Основные факторы, влияющие на результат оценки коммерческой недвижимости, на которые обращают внимание специалисты при определении рыночной стоимости:

- престижность региона, где находится оцениваемый объект,

- наличие по соседству с объектом фирм-конкурентов,

- уникальность недвижимого коммерческого имущества,

- дизайнерское оформление внешне и внутри помещений объекта,

- техническая оснащенность объекта, наличие всех необходимых инженерных коммуникаций, пожарной сигнализации т.д.,

- транспортная доступность объекта, наличие парковочных мест, удаленность от остановок общественного транспорта и пр.,

- площадь,

- материал стен и пр. [22]

Перечень пунктов может быть расширен. Все зависит от самого объекта коммерческой недвижимости, а также используемых методов при проведении процедуры оценки.

Операции с офисной недвижимостью составляют немалую долю от всех сделок, совершаемых продвинутыми риэлторами.Оценка офиса требует заранее сформулировать цель, исходя из которой оценщик определяет вид стоимости, например рыночную, и методы ее расчета.Цели проведения оценки офиса можно поделить в зависимости от того, кто является собственником объекта недвижимости [14, с.318].

Если собственником офиса является юридическое лицо, то целью оценки может быть: внесение объекта офисной недвижимости в качестве вклада в уставный капитал организации; перераспределение имущественных долей или пакетов акций; исчисление налогооблагаемой базы, переуступка долговых обязательств, дополнительная эмиссия акций; ликвидация или банкротство организации и т.д.

Если собственником офиса является физическое лицо, то целью оценки может быть: кредитование под залог, составление брачного контракта, раздел имущества в суде, вступление в права наследования, страхование, сдача офиса в аренду и т.д. [15, с.1]

Итак, массовая оценка рыночной стоимости офисных объектов недвижимости осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута максимальная точность. Качество оценки тщательно проверяется, а затем определяется, есть ли необходимость дальнейшей доработке используемой модели. В некоторых случаях к расчетам привлекаются таблицы, в которых предусмотрены поправки, используемые при оценке объектов с особыми характеристиками.

Для того, чтобы определить все ценообразующие факторы и учесть степень их влияния на стоимость оцениваемого объекта необходима значительная аналитическая база и большой опыт оценщиков.

Полная осведомленность в классификации офисной недвижимости сегодня даже в Москве еще не является ключевым условием ведения бизнеса, поскольку наряду с 1,5 млн. кв. м класса «А» и более 4,5 млн. кв. м площадей класса «В» эксплуатируется свыше 25 млн. кв. м помещений классов «С» и «D». Существенная часть объектов подлежит редевелопменту в класс «В», т. е. по-прежнему значительная часть новых качественных офисов является реконструкцией старых. Среди введенных в эксплуатацию объектов преобладает класс «В». Иностранные компании предпочитают класс «А», тогда как для российских компаний традиционно более привлекателен класс В [30].

В конце уходящего года офисный рынок чувствует себя уверенно. Ожидается, что объем ввода офисных площадей составит 700–720 тыс. кв. м. Для сравнения: в прошлом году этот показатель был в три раза меньше — 224,4 тыс. кв. м (по данным Knight Frank).

И все-таки рост нового предложения, увы, не сделает бизнес-центры намного доступнее для арендаторов: значительная доля новых офисов (от 15 до 30%) либо строится под конкретные компании, либо договоры аренды на них подписаны уже на этапе строительства. Офисные площади по-прежнему остаются дефицитным товаром.

Как рассказывают в Knight Frank, значительной части новых бизнес-центров вообще не пришлось заниматься поиском арендаторов: здания были возведены под нужды определенных компаний. Среди таких объектов — «Ростех-Сити», «Сбербанк-Сити» и «Два капитана». По подсчетам Полины Афанасьевой, аналитика Cushman& Wakefield, более 70% офисов в уходящем году было построено под заказчика, поэтому можно сказать, что офисный рынок в 2021 году работал под девизом built-to-suit [30].

Эксперты отмечают, что на офисном рынке сохраняется тенденция к переносу сроков ввода. «Виноват» в этом административный фактор: сроки ввода объекта нередко тормозятся долгой процедурой согласования и получения разрешительной документации.

Уходящий год продемонстрировал высокую активность арендаторов: многие компании, преодолев сложности первого года пандемии, продолжали развиваться, расширяли штат и старались арендовать офисы в наиболее востребованных локациях.

Наибольшим спросом традиционно пользуются офисы в пределах Садового кольца. По прогнозам Knight Frank, уровень чистого поглощения по итогам 2021-го способен составить 840–860 тыс. кв. м. Это не только более чем в три раза превысит результат прошлого года (262,1 тыс. кв. м), но и значительно опережает показатели допандемийных 2018–2019 годов (604 тыс. и 719 тыс. кв. м соответственно) [30].

Как полагают аналитики компании JLL, по итогам 2021 года можно будет утверждать, что рынок вышел на допандемийный уровень [30].

В компании Colliers подчеркивают, что в период пандемии появился интерес арендаторов к сервисным офисам. Как показал опыт уходящего года, такое качество, как гибкость, ценится не только в переговорах, но и в организации рабочего пространства [29].

Весомым фактором для арендаторов коворкингов служит и тот факт, что резидентам не приходится тратиться на ремонт и отделку помещения. «Сейчас многие компании не знают, что будет завтра — новая волна пандемии или очередная самоизоляция. Поэтому возможность гибкого входа и выхода из арендных отношений дает импульс развитию коворкингов/ Если раньше планы по развитию у компаний были долгосрочные, то теперь горизонт планирования сократился до одного года — трех лет. В случаях, когда сотрудников надо либо быстро вернуть в офис, либо, наоборот, перевести их на удаленную работу, гибкий формат — также удобное решение.

Благодаря высокому спросу на офисы свободных площадей на офисном рынке становится все меньше. По данным Cushman& Wakefield, доля свободных площадей по состоянию на декабрь — 8,6%, это меньше аналогичного показателя прошлого года на 1,5% [29].

Впрочем, к концу года уровень вакантных площадей за счет ввода новых объектов может подрасти до 8,8%. В Knight Frank прогнозируют, что в бизнес-центрах класса А уровень свободных площадей повысится до 9,4–9,6%.Компаниям, планирующим переехать в бизнес-центр класса B, найти подходящий офис будет еще труднее: уровень вакантных площадей здесь всего 5,1–5,3%.

Ставки аренды в 2021 году вели себя вполне предсказуемо: в офисах, расположенных ближе к центру столицы, цены выросли, в «замкадных» бизнес-центрах — снизились. Как подсчитали аналитики Knight Frank, средневзвешенная ставка в классе А в бизнес-центрах внутри МКАД выросла на 11% — до 32,7 тыс. рублей за 1 кв. м в год. А вот в БЦ, расположенных за МКАД, средневзвешенная ставка снизилась на 6% и к концу 2021-го составила 14,3 тыс. рублей за 1 кв. м в год.

Динамика вакантности показана на рисунке 1 [29].

Рисунок 1 - Динамика вакантности по данным KnightFrankResearch, 2021

Средневзвешенная ставка на площади класса В, по оценкам CBRE, составила 17 тыс. рублей за 1 кв. м в год. Диапазон запрашиваемых ставок аренды на помещения класса В в пределах ТТК варьируется от 13 до 40 тыс. рублей за 1 кв. м в год, от 6 до 25 тыс. рублей за «квадрат» в год — за пределами ТТК.

В 2022-м девелоперы планируют вывести на рынок более 800 тыс. кв. м офисов, а еще через год ввод новых БЦ может приблизиться к 1 млн кв. м (JLL).Уровень вакантных площадей вырастет до 9,5–10% — за счет менее активного спроса и ввода в эксплуатацию крупных БЦ (Cushman& Wakefield).Ставки аренды вырастут минимум на 10%. Максимальные ценники мы увидим в новых БЦ в сформировавшихся деловых районах (CBRE). Дополнительным фактором для увеличения ставок будет рост стоимости строительства (Knight Frank).В общем объеме новых офисов будет расти доля проектов built-to-suit.

Таким образом, рынок офисов Москвы, который восстанавливался после пандемийных ограничений в 2021 году, продолжит рост в 2022-м: он будет происходить в условиях сохранения гибридного формата работы.

Так, в консалтинговой компании JLL ожидают увеличения числа сделок с качественными офисами. «По нашей оценке, объем сделок в Москве в этом году достигнет 1,4 млн кв. м и увеличится до 1,6 млн кв. м в 2022-м. И если в прошлом году было зафиксировано отрицательное чистое поглощение на уровне -504 тыс. кв. м (то есть на рынок "вернули" больше кв. метров, чем с него "взяли"), то в этом году показатель будет положительным - около 400 тыс. кв. м, а значит ситуация обратная: арендаторы заняли больше площадей, чем было введено либо освободилось за год», - считает член совета директоров, глава департамента офисной недвижимости компании JLL Алексей Ефимов [30].

Спрос на офисные помещения действительно оказался рекордным, особую роль в этом сыграл интерес к качественному офисному предложению со стороны IT-гигантов - "Яндекса", Ozon и аналогичных структур, а также различных IT-подразделений банков, которым потребовался переезд в связи со внутренними изменениями. При этом в 2022 году мы ожидаем сохранения подобной тенденции, однако снижающаяся доля вакантных площадей будет ограничивать выбор арендаторов, особенно в отношении объектов в ключевых деловых районах.

При этом стоит отметить, что пандемия коронавируса, которая незначительно повлияла на поведение девелоперов и арендаторов, оказала более существенный эффект на планы инвесторов.

Еще один существенный эффект от пандемии - распространение удаленки и гибридного формата работы. По оценкам экспертов, острой необходимости возвращаться в офис в прежнем режиме у работников нет и не предвидится, поэтому сочетание офисной и удаленной работы стало долгосрочным трендом.

Арендуемый в рамках традиционных договоров, так называемых conventionalleases, офис - это в первую очередь место коллаборации и общения, гибкие пространства, в том числе коворкинги, выступают в качестве дополнительного хаба для сотрудников либо временного решения для компаний, а удаленная работа повысила общую эффективность труда, и обычно один-два дня в неделю сотрудники работают удаленно. Это ключевой тренд, который происходит сегодня на офисном рынке.

В то же время с начала пандемии и перехода на удаленку россияне стали больше ценить свое жилое пространство. И возможность найти неподалеку пространство, где можно сосредоточиться на работе. Поэтому в составе жилых комплексов стали появляться коворкинги.

И еще один тренд, который будет характерен для офисов, - развитие цифровых решений: от бесконтактного входа в офис до управления кофе-машиной через мобильное приложение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 10.02.2022).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 10.01.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 10.02.2022).

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 28.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения 10.02.2022).

4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389729&dst=100001#yJCMFxSgDO72Ulz6 (дата обращения 10.02.2022).

5. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43183.html/ (дата обращения 10.02.2022).

6. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180061/cb79bf0adb561730b5a291bfc6be4a94f0f44eaf/ (дата обращения 10.02.2022).

7. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 (ред. от 06.12.2016) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)». Режим досупа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180059/ (дата обращения 10.02.2022).

8. Приказ Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328 (ред. от 20.02.2017) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Порядок проведения экспертизы, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116330/c73bf668432ec4afe2409b80260e2bb79cff52bd/ (дата обращения 10.02.2022).

9. Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70654170/ (дата обращения 10.02.2022).

10. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки» «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 9)» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.02.2022).

11. Бобров И.М., Учинина Т.В. Современные проблемы оценки стоимости недвижимости // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 174-177.

12. Воробьева И.В., Юсова Ю.С., Филиппова Т.А. Оценка рыночной стоимости единого объекта недвижимости // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. № 1 (16). С. 19.

13. Мартынова М.С., Учинина Т.В. Современные проблемы оценки стоимости недвижимости // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 3-1. С. 652-655.

14. Учинина Т.В., Кудюшкина Д.Р. Современные проблемы оценки стоимости недвижимости // Аллея науки. 2021. Т. 2. № 8. С. 317-320.

15. Шаропатова А.В. Мажанская Е.В. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность объектов на рынке жилой недвижимости [Текст] / А.В. Шаропатова, Е.В. Мажанская // Научная электронная библиотека Киберленинка. – 2020. - С. 1-4.

16.Оценка жилой недвижимости [Электронный ресурс] - URL:https://sudexpa.ru/expertises/ocenka-kommercheskoi-nedvizhimosti.html. (дата обращения 25.01.2022).

17. Сайт ЦИАН cian.ru. Объект оценки [Электронный ресурс] - URL: https://www.cian.ru/sale/flat/267270124/ (дата обращения 10.02.2022).

18. Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №1[Электронный ресурс] - URL:https://www.cian.ru/sale/flat/264165246/ (дата обращения 10.02.2022).

19. Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №2[Электронный ресурс] - URL:https://www.cian.ru/sale/flat/269460079/ (дата обращения 10.02.2022).

20. Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №3 [Электронный ресурс] - URL:https://www.cian.ru/sale/flat/268254660/(дата обращения 10.02.2022).

21. Сайт ЦИАН cian.ru. Аналог №4 [Электронный ресурс] - URL:https://www.cian.ru/sale/flat/268663919/(дата обращения 10.02.2022).

22. Подходы и методы оценки недвижимости [Электронный ресурс] – URL:https://inex.company/podhody-i-metody-oczenki-nedvizhimosti. html. (дата обращения 25.01.2022).

23. Индекс цен вторичного рынка на квартиры в Москве – 2021 [Электронный ресурс] - URL:https://www.realtymag.ru/(дата обращения 10.02.2022).

24. Обзор рынка недвижимости Москвы по итогам 2021 года [Электронный ресурс] - URL:https://www.irn.ru/index/(дата обращения 10.02.2022).

25. Развитие района Пресненский [Электронный ресурс] - URL:https://moscowseasons.com/articles/plany-razvitiia-raiona-presnenskii/(дата обращения 10.02.2022).

26. Выбираем район: что нужно знать о Пресне перед покупкой [Электронный ресурс] - URL:квартиры https://realty.rbc.ru/news(дата обращения 10.02.2022).

27. Офисная недвижимость – разбор понятия [Электронный ресурс] - URL:https://altay.land/article/6056/(дата обращения 10.02.2022).

28. Особенности классификации офисной недвижимости https://vsenovostroyki.ru/legal/1008/(дата обращения 10.02.2022).

29. Рынок коммерческой недвижимости со сдержанным оптимизмом смотрит в 2022-й [Электронный ресурс] - URL:https://www.cian.ru/stati-rynok-kommercheskoj-nedvizhimosti-so-sderzhannym-optimizmom-smotrit-v-2022-j-322679/(дата обращения 10.02.2022).

30. Аналитики прогнозируют рост офисного рынка в 2022 году в условиях сохранения удаленки [Электронный ресурс] - URL:https://tass.ru/ekonomika/13305195(дата обращения 10.02.2022).

Просмотров работы: 23365