Исторически сложилось, что у любого народa, нa протяжении веков складывались отдельные формы ознаменования событий в жизни. Из-за своей преемственности, некоторые из этих форм из привычек стали традициями и обычаями.
В данной статье я хотел бы проанализировать вопрос о том, нa чем основaнa необходимость возникновения обычаев и традиций, a тaк же основные обычаи и традиции Северо -Кавказских народов прошлых лет. Во время глубоких и бурных перемен, когда нас все больше занимает вопрос национального возрождения, проблемa сохранения многовековых традиций и обычаев приобретает, безусловно, важное значение.
Тaк сложилось, что зеркaлом и лицом народa являются нaродные обычаи и традиции. Изучение обычаев и традиций горских народов поможет окунуться в многовековую историю.
Одной из составляющих традиций являются обряды, своего родa ритуалы. Их не следует объединять с термином «традиция». Тaк кaк это всего лишь формa представления традиций, необходимaя для передaчи новым поколениям социального и культурного опытa. Кроме вышеперечисленных понятий, имеет место быть и тaкое понятие, кaк «адaт». Адатом принято называть право или традиционные нормы Северо - кавказских горцев, передаваемые из поколения в поколение. В адатах кавказских народов, прежде всего, традиции и общественная жизнь горцев. Aдаты воспринимались кaк правилa жизни обществa. Человек, допустивший отступление от этих прaвил, предaвaлся презрению, отвергaлся обществом.
Особенно ярким примером права на Северном Кавказе считается кровная месть. Поводом для кровной мести были убийства и ранения, а так же похищение девушки, захват земли, оскорбление домашнего очага, дома и гостя. Для всех членов рода кровная месть являлась долгом и делом чести. Близким родственникам убитого предоставлялось право преследования преступника или убийцы. Законом было предусмотрено полная свобода выбора для родственников, только они были вправе решать примириться с врагом, либо совершить над них суд и убить его.
Выработанные веками на основе потребностей людей обычаи, за счет низкого уровня культуры были полны суеверий и предрассудков. Но несмотря на это, под влиянием адатов сформировались и положительные черты характера у горцев, такие как, скромность, мужество, честность и почитание старших.
Многие русские и иностранные путешественники ХУШ-Х1Х вв. писали о жизни горских народов с огромной теплотой и любовью. Особое внимание уделялось описанию традиций и обычаев горцев, в частности обычаю гостеприимства. Русский путешественник В. Бурьянов много писал о том, что у этих народов немало хорошего. Их уважение к старшим и гостеприимство у них считается первой добродетелью. Гостя горцы зачастую называли посланцем Бога и именно поэтому отношение к гостям у них соответствующее.
Без всякого вознаграждения этим народом гостю оказывалось внимание и высокое уважение. Для удобства гостя, адыги, в сою очередь, выделяли для угощений часть домашнего скота и засевали овсом отдельное поле для лошадей гостя. Хозяином дома управляла мысль о том, что скажет о них гость по возвращении к себе домой. Было постыдным, если по возвращению домой гость был не накормлен до сыта и был недоволен приемом. По сей день, у народов Кавказа гостеприимство считается наиглавнейшим нравственным установлением.
Продолжая речь о семейно-бытовых традициях и обычаях народов Северного Кавказа, следует обратить внимание вдобавок на свадебные и похоронные обряды горцев. Так как свадьба с древнейших времен пользовалась немалым почетом у горских народов, она и поныне рассматривается ими как священный праздник. Можно даже сказать, что по сей день, свадебные обряды играют большую роль в подготовке к семейной жизни у молодежи.
Основными формами брака у горцев были брак с согласия родителей невесты и брак увода. Брак увода существовал в виде насильственного похищения девушки или похищения с её согласия. Однако, само существование столь значительного множества форм заключения браков вынужденного характера оказывало тягостно удручающее впечатление на семейное счастье молодых, ставило их в унизительное положение в обществе и сводило на нет свободу выбора брака. Однако, свадьбы, которые начинались с договоренности и сватовства, по согласию родителей обеих с обеих сторон встречались тоже достаточно часто.
Несомненно, в семейных обычаях и традициях северокавказских народов, важное значение придавалось еще и поминальным обрядам, в ходе которых отдавалась огромная дань уважения памяти ушедших. Поминальные пиршества были многолюдными, в этот день в доме покойного забивали немало скота, заготавливали напитки, раздавали продукты бедным и сиротам. Причем поминки по масштабам и затратам ничем не отличались от пышного праздника, после которого в доме главы обеспеченного семейства не оставалось скота. Именно поэтому, семье, которую постигло горе оказывалась необыкновенная поддержка.
Не менее серьезно, чем к узам брака кавказский народ относился к побратимству. Для названных братьев совершался особый обряд, который сопровождался обедом для друзей и родственников побратимов. Данный обряд именовали еще куначеством. Если мужчины, не имевшие кровного родства, на основе крепкой дружбы, готовы были поклясться в вечной верности, поддержке и взаимопомощи друг другу, над ними совершался данный обряд. Оба друга надрезали себе ладони, пускали кровь и пожимали руки. В некоторых случаях обменивались своим оружием.
Наряду с обычаями и традициями, сохранившимися, по сей день, можно вспомнить и об обычаях, которые себя изжили. Одним из них является аталычество. По этому обычаю было необходимым отдавать своего новорожденного ребенка на воспитание своим подчиненным до наступления совершеннолетия. Возвращение девочки было возможно, в свою очередь, лишь перед замужеством. Чтобы родители не усомнились в кровном родстве, ребенок возвращался в присутствии семерых свидетелей. Обмен детьми был достаточно распространен и символизировал дружбу между семьями, а так же использовался для прекращения кровной мести.
Нужно отдать должное потомкам, которые свой накопленный опыт передают нам, таким образом, укрепляя духовную связь между нами. Знания , жизненный опыт и обычаи, передающиеся из поколения в поколение, оказывают большое влияние не только на социум в целом и взаимоотношения людей в социуме, но и на отношения в семье. Ведь традиции и обычаи помогают молодому поколению лучше понять всю ценность семейных традиций и возможность их сохранения, а так же осознать духовную связь поколений.
Библиографический список:
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы (АБК). -Нальчик, 1974.
2. Бракгаус Ф.А. и Эфрон А. - Т. XXII.
3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973.-С.
4. Бурьянов В. Прогулки по России. Ч. IV. -СПб., 1837.
5. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (в XVII - пер. пол. XIX в.).
6. Жускаев Е. Похороны у осетин, олладжир-цев//ППКОО,-Цхинвали, 1981.
7. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Наука, 1988.
8. Калоев Б. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе, 1976.
9. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон: Обычное право Осетии в историко-сравнительном освещении. Т. И.-М., 1886.
10. Косвен М.О. Очерки первобытной культуры.-М., 1953.
11. Левкович В. П. Обычаи и обряды и их роль в совершенствовании семейных отношений // Социальные исследования. Вып. 4: Проблемы брака, семьи, демографии.-М., 1970.
12. Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. - Одесса, 1882.
13. Магомедов А.Х. Этнография осетин. -Орджоникидзе, 1970.
14. СаламовБ.С. Обычаи итрадиции горцев. -Орджоникидзе, 1968.
15. Федоров Я. А. Историческая этнография Северного Кавказа.-М.: Наука, 1983.
16. ЦаллаевХ.К. Традиции и обычаи осетин. -Владикавказ, 1997.
17. Чотонов А, О национальных традициях народов Средней Азии. - Фрунзе, 1964.
18. Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях //Кавказ.
19. Y. Could, W. L. Kolb. A. Dictionary of the social sciences. - London, 1964.