Аннотация.
Психически больные, находящиеся в психоневрологическом интернате (ПНИ), относятся к категории длительно находящихся в стационаре. Они испытывают определенное социальное и экологическое воздействие монотонного образа жизни, ограниченной занятости и недостаточного воздействия здоровой окружающей среды.
Цель статьи. Изучить теоретические, правовые и методические основы социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологических интернатов Ульяновской области.
Используемые методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме исследования и обобщение.
Результаты. На территории Ульяновской области функционируют 9 психоневрологических интернатов, в который предоставляют услуги социальной реабилитации. В работе представлены: нормативно-правовая база для работы ПНИ; цели социальной адаптации в психоневрологическом интернате; формы и принципы работы ПНИ Ульяновской области. Также нами было проведено исследование социального климата в ПНИ в г. Новоульяновске , Ульяновской области
Выводы. На наш взгляд, социальную реабилитацию стоит проводить с помощью комплексного подхода. На основе результатов проведенного исследования, нами была определена практическая значимость изучения данной темы – разработка мероприятий для улучшения социального климата в ПНИ в г. Новоульяновске , Ульяновской области.
Ключевые слова:Социальная реабилитация, психоневрологические заболевания, психоневрологический интернат, реабилитация, трудовая реабилитация
SOCIAL REHABILITATION OF PATIENTS OF PSYCHONEUROLOGICAL BOARDING HOUSE
Egorova N. P.
3rd year student of ULGPU Srz-19
Annotation.
Mentally ill patients in a psycho-neurological boarding school (PNI) belong to the category of long-term inpatients. They experience certain social and environmental impacts of a monotonous lifestyle, limited employment and insufficient exposure to a healthy environment.
Purpose of the article. To study the theoretical, legal and methodological foundations of the social rehabilitation of disabled people in the conditions of neuropsychiatric boarding schools in the Ulyanovsk region.
Research methods used: theoretical analysis of scientific literature on the research problem under study and generalization.
Results. On the territory of the Ulyanovsk region, there are 9 psycho-neurological boarding schools, which provide social rehabilitation services. The paper presents: the regulatory framework for the work of PNI; goals of social adaptation in a psycho-neurological boarding school; forms and principles of work of the PNI of the Ulyanovsk region. We also conducted a study of the social climate in the PNI in Novoulyanovsk, Ulyanovsk region
Conclusions. In our opinion, social rehabilitation should be carried out using an integrated approach. Based on the results of the study, we have determined the practical significance of studying this topic - the development of measures to improve the social climate in the PNI in Novoulyanovsk, Ulyanovsk region.
Key words: Social rehabilitation, neuropsychiatric diseases, neuropsychiatric boarding school, rehabilitation, labor rehabilitation
При обсуждении проблем реабилитации психически больных и инвалидов исследователи чаще акцентируют внимание на их личностных особенностях, реабилитационном потенциале, большее значение придают формам и методам собственно реабилитационного воздействия и в гораздо меньшей степени социальное и экологическое окружение людей с инвалидностью. Между тем эти объективные факторы играют существенную роль в реабилитации и их значение нельзя игнорировать.
История реабилитации психически больных свидетельствует об определенной динамике взглядов со смещением акцентов с трудовой реабилитации (трудовой) на социальную и психосоциальную реабилитацию (Д.Е. Мелехов, 1963; Е.Д. Красик, 1981; М.С. Розова, 1984; Г.Я. Авруцкий, 1981; Д.Е. Лившиц, 1981; М.М. Кабанов, 1988; И.Я. Гурович, 2008). Зарубежные авторы M. Koch, 1981; L.H. Parker, 1985; J.L. Melvin, 1988; К.П. Кискер и соавт., 1990; A. Wais, 1999 и др. также изучали эту проблему по-разному [14, C. 34]. Проблема реабилитации психически больных у населения усугубляется социально-экономической ситуацией в стране, что делает практически невозможным их трудоустройство как одно из основных направлений комплексной реабилитации.
Социальная работа с психически больными осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О психиатрической помощи и защите гражданских прав при оказании помощи» [1]. Социальная работа включает уход и медико-социальную реабилитацию людей с психическими расстройствами. Социальная работа проводится с людьми, обращающимися за психиатрической помощью на основе данных нормативно-правовых актах:
Конвенция о правах инвалидов. [2]
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [4]:
ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»от 28.12.2013 № 442-ФЗ [5]:
ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3186-Ф3 [3]:
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ ст. 5 (ред. от 18.07.2019) [6].
В Ульяновске и Ульяновской области действуют такие нормативно-правовые акты:
Закон Ульяновской области от 19.12.2008 № 221-ЗО «О мерах социальной поддержки и социальном обслуживании граждан, страдающих психическими расстройствами и находящихся в трудной жизненной ситуации».
Закон Ульяновской области от 06.11.2014 N 174-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области"(принят ЗС Ульяновской области 30.10.2014).
Социальная реабилитация в психоневрологическом интернате отличается своей спецификой, имеет свои цели и задачи, обусловленные спецификой психического заболевания граждан, проживающих в учреждении. Н.Ф. Дементьева [7] выделяет основные цели социальной адаптации в психоневрологическом интернате [7, C. 106]:
создание благоприятного социально-психологического климата (терапевтической среды);
организация быта инвалидов;
социальная адаптация инвалидов, поддержание и продление интеллектуальной деятельности инвалидов.
К основным задачам, возлагаемым на службы социальной и медицинской помощи психически больным, относятся [10, C. 25]:
социальное обслуживание жителей, медико-социальная помощь;
повышение социально-психологической адаптивности лиц, находящихся на постельном режиме.
Формы социальной реабилитации зависят от потребностей лица, нуждающегося в реабилитации.
Разным формам социальной реабилитации свойственны специфические функции: повышение уровня психического и психического здоровья, реабилитационная терапия, восстановление элементарных навыков самообслуживания и др.
Важным условием социальной реабилитации является комплексность применения различных ее форм и направлений, что позволяет предотвратить и устранить травмы, препятствующие социализации личности [14, C. 73].
Основной формой социальной реабилитации является коррекционное или реабилитационное занятие, проводимое в реабилитационном центре. Выпускается в одиночной и групповой формах. В группе процесс осознания установок, чувств, желаний, мыслей, действий протекает быстрее, легче происходит самораскрытие.
При индивидуальной работе по социальной реабилитации быстрее разрушаются психологические барьеры, легче устраняется состояние эмоциональной повышенной возбудимости или неуравновешенности [11, C. 215].
В практике социальной реабилитации используют также такие формы реабилитации, как секции и кружки разного профиля, организующие различные встречи, вечера, поездки и т.п.
К основным направлениям социально-реабилитационного процесса относятся [15, C. 253]:
социально-психологическая поддержка и сопровождение (организационного, консультативного, посреднического, координирующего характера);
социальный патронаж в семье, учебных заведениях, на производстве;
консультации и информация по юридическим, социальным вопросам, процедурам их реализации, помощь в реализации социальных льгот и гарантий;
поддержка в реализации интересов и потребностей в различных сферах жизни (досуг, помощь в поиске работы и др.);
социально-психологическая помощь, психокоррекция семейно-бытовых отношений;
предотвращение прогрессирования патологического состояния;
возвращение к работе;
обеспечение возможности интеграции в общество.
Под реабилитацией больных в ПНИ города Ульяновска и Улановской области понимают систему государственных, хозяйственных, лечебных, профессиональных, воспитательных, психологических и иных мероприятий, направленных на оптимальную адаптацию больного (инвалида) к жизни и труду. Профилактика того или иного дефицита (инвалидности).
Мы выделили четыре основных принципа социальной реабилитации в ПНИ г. Ульяновска:
1. Принцип единства биологических и психосоциальных влияний, согласно которому пропорция того и другого определяется клиническим и психосоциальным статусом конкретного больного.
2. Принцип многообразия усилий и воздействий в реабилитационной программе, включающей помимо лечебной психологическую, семейную, профессиональную, социально-досуговую области.
3. Принцип партнерства врача и пациента в реабилитации; Все лечебно-восстановительные мероприятия направлены на личность и опосредованы ею, строятся на доверительных отношениях между больным и врачом, всем медицинским персоналом.
4. Принцип градации воздействий и мероприятий, предусматривающий постепенный переход от одного, как правило, более простого вида воздействия (мероприятия) к другому, более сложному, от одного вида лечебно-реабилитационного лечения к другому в искусственно облегченных условиях. больничной среды в более сложную, приближенную к реальности среду.
В своей работе, мы решили изучить социальный климат в группе ПНИ в г. Новоульяновске , Ульяновской области.
Выборка включала 10 пациентов с психоневрологическими расстройствами. Все пациенты находились в состоянии ремиссии. В группе было 5 мужчин и 5 женщин в возрасте от 23 до 40 лет. Все пациенты относились к третьей функциональной группе, имели длительный стаж заболевания, у всех инвалидность 1-ой, 2-ой или 3-ей группы.
В ходе работы было проведено диагностических срез. Для диагностики использовалась методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). Результаты методики приведены на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Результаты по методике оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
Итоговый показатель колеблется от 41 до 66, при этом, 10 – наиболее положительная оценка), 80 – наиболее отрицательная. По результатам данного среза, мы можем сделать вывод, что социальный климат в выбранной группе склонен к отрицательному.
На основе полученных результатом, практической значимостью является, разработка мероприятий, для улучшения социального климата в данной группе, а также улучшение социальной реабилитации в ПНИ в г. Новоульяновске, Ульяновской области.
Большое значение в организации реабилитационных мероприятий отводится социальной и профессиональной реабилитации – обучению инвалидов трудовым и профессиональным навыкам [11, C. 223]. При рекомендации конкретного вида работы льготнику учитываются его психическое состояние, личное желание и оставшийся трудовой потенциал. Понимая, что для каждого важна не столько возможность работать, сколько возможность чувствовать себя нужным, при выборе предлагаемого вида работы мы учитываем существующий уровень образования и квалификации. Профессиональная реабилитация помогает психически больному человеку почувствовать себя нужным и полезным для общества, предотвращает его изоляцию от общества и, с другой стороны, подготавливает общество к правильному и толерантному восприятию людей с психическим заболеванием [13].
Комплексный подход является, на наш взгляд, эффективным методом реабилитации в психоневрологических интернатах. Комплексный подход к социальной реабилитации инвалидов позволит значительно улучшить качество их жизни. Благодаря комплексной реабилитации большинство получателей социальных услуг смогут овладеть навыками самообслуживания, хозяйственного и производительного труда, навыками поведения в обществе, элементарными правилами межличностных и деловых отношений. В результате реабилитации инвалиды не только учатся и развиваются, но и чувствуют себя сплоченным коллективом [12, C. 118].
Заключение. Актуальность изучения социальной адаптации инвалидов в условиях психоневрологического интерната определяется увеличением числа инвалидов вследствие психических расстройств, длительностью пребывания больных в стационарных учреждениях психоневрологического профиля и необходимостью систематизации этого контингента для решения задач их комплексной адаптации и интеграции в общество.
Необходимость их комплексной адаптации обусловлена тем, что психические заболевания приводят к изменению личности и социальной дезадаптации, существенно нарушают способность больных к социальному функционированию. Психически больные, находящиеся в психоневрологическом интернате (ПНИ), относятся к категории длительно находящихся в стационаре. Они испытывают определенное социальное и экологическое воздействие монотонного образа жизни, ограниченной занятости и недостаточного воздействия здоровой окружающей среды.
На наш взгляд, для эффективной социальной реабилитации необходим комплексный подход к больным, это социальная, медицинская и трудовая реабилитация.
По мере дальнейшего изучения этой темы мы решили использовать ПНИ в г. Новоульяновске , Ульяновская область. На примере данного интерната рассмотрены особенности социальной реабилитации больных с психоневрологическими расстройствами, а также рассмотрен социальный климат в группе.
Результаты нашего исследования, показывают, что социальный климат в группе отрицательный, что и подразумевает за собой дальнейшее изучение данной проблемы.
Практическая значимость заключается в дальнейшей разработке методов улучшения социального климата, а также социальной реабилитации при профилактике психоневрологических заболеваний.
Библиографический список
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/
Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 № 3185
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация./ учебное пособие Москва, 2004. – 300 с.
Дементьева Н.Ф., Жигарева Н.П. Инновационные подходы к реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010, №4. С.20-23.
Дементьева Н.Ф.,Жигарева Н.П. Методологический аспект воздействия труда в системе реабилитации инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010, №2. — С.21-24.
Жигарева Н.П., Дементьева Н.Ф. Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов в условиях психоневрологических интернатов. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2010. №2. – С.24-27.
Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты. Учебно-практическое пособие / Жигарева Наталия Петровна. – М.: Дашков и К, 2014. – 695 c.
Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов/ Т.В. Косенкова// Соц.-гуман.знания. – 2010. – N 5. – 338с.
Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологических интернатах // Отечественный журнал социальной работы. 2010, №3-С.
Социальная реабилитация: учебник для вузов / М.В. Воронцова, В.Е. Макаров, Т.В. Бюндюгова, Ю.С. Моздокова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 317 с.
Шмелева С.В. Медико-социальная реабилитация. Учебник. Гриф УМО вузов России / Шмелева Светлана Васильевна. – М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2013. – 867c.