ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Карабаева И.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение На сегодняшний день в нашей стране наблюдается такая тенденция, как увеличение числа пожилых людей. Они, как правило, наименее защищены и, поэтому являются уязвимой категорией населения.

Увеличение числа лиц пожилого возраста и увеличение продолжительности их жизни призывает специалистов по социальной работе к повышенному вниманию к данной категории населения. К задачам социального работника можно отнести: создание оптимальных условий жизнедеятельности для пожилого человека, оказание психологической и социальной помощи, поддержки. Стоит отметить, что социальная работа достаточно молодая наука, но в различных учебных материалах полно и точно освещается работа с такой категорией людей. Для специалистов по социальной работе необходимо прежде всего понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических, морально-этических проблем, возникающих у пожилых и старых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы и облегчили их усилия в повседневной практической работе и общении с обслуживаемыми группами населения.
В России, по данным Росстата на 1 января этого года, число человек старше трудоспособного возраста превысило 36,8 млн, сообщает Минтруд. «На 1 января 2021 года численность населения в возрасте старше трудоспособного составляет 36 895,7 тыс. человек (на 1 января 2020 года — 36 628,5 тыс. человек)», — говорится в докладе о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2020 году, опубликованном на сайте министерства.

Около 23% населения страны – пожилые и старые люди, тенденция увеличения доли пожилых в общей массе населения сохраняется, становится ясно, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

План мероприятий для реализации стратегии по поддержке пожилых граждан реализуется в России с 2016 года. Её первый этап завершился в 2020 году. Второй этап продолжит начатую работу и продлится до 2025 года. Цель Стратегии – определение целей, принципов, задач и приоритетных направлений государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста. Стратегия направлена на решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения данной категории граждан, защиты их прав и интересов, повышения благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества.

Основная часть

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста заключается социальная реабилитация (восстановление данной категории клиен­тов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми). Главное для социального ра­ботника - это превращение пожилого человека из объекта (кли­ента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы не востребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продол­жать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Как утверждает Платонова Н.М организационно-методическая социальная работа с пожилыми и старыми людьми включает в себя: определение проблематики обращения пожилого человека к социальному работнику; постановку социального диагноза и планирование социальной помощи; объединение усилий с другими специалистами с целью наиболее полного разрешения возникшей проблемы; социальную работу с семьей пожилого человека.

Рассмотрим более подробно клиент и его проблема. Когда пожилой человек попадает в отдел социальной службы, он становится клиентом. Его появление означает, что наступает ответственность социального работника по совершению действий ради этого клиента.

Работу с пожилым клиентом социальный работник начинает с получения ответов на вопросы: а) какова его проблема; б) почему она является проблемой; в) чья это проблема; г) почему эта проблема важна сейчас. Благодаря этим вопросам можно определить, на какое количество людей проблема имеет влияние, какое кризисное событие привело пожилого человека за помощью и т.д. Перед тем, как принимать последующие действия, социальному работнику необходимо соответствующими вопросами снять пассивность клиента в принятии ситуации и восстановить его инициативу. Если есть необходимость, для обрисовки полной картины социальный работник добивается согласия на контакт с другими людьми, с семьей клиента. Согласие пожилого клиента на сотрудничество – это возможность дальнейших дискуссий, интервью, встреч с семьей и т.п. [1].

Ко второму способу мы отнесем диагноз и планирование социальной помощи. Диагноз проблемы начинается с небольших установочных интервью. Считается, что для диагноза требуется как минимум час интервью, т.к. проблема должна быть разъяснена. Такое обсуждение должно быть «генерализованным». Это значит, что в нем охватываются аспекты здоровья, повседневной жизнедеятельности, эмоциональные потребности клиента, выражающиеся в депрессии, тревоге или несчастье, чувстве зависимости. Взвешивание всех этих фактов и дает понимание степени трудности проблемы.

В социальном диагнозе существенное место занимает получение информации о клиенте. Информация может быть получена в результате обследования человека, его жизненных и бытовых условий, окружения, а также с помощью опросников. Например, вопрос «Что для Вас самое трудное и повседневной жизни?» связан с задачей выявления тех факторов, которые представляют риск для его жизни. Другой целью получения информации, может быть изучение социальных условий жизни престарелого человека, например, при уборке его квартиры, комнаты. Особенности питания также могут являться источником получения необходимой информации о клиенте. Важно получить информацию о семье, друзьях, о религиозных воззрениях, духовных интересах пожилого человека, чтобы составить целостную картину, необходимую для постановки правильного социального диагноза.

В диагностике клиента социальный работник делает следующее:

• принимает ситуацию как сложное взаимодействие физического, психического,

• эмоционального и социального факторов, сил и слабостей пожилого клиента, значимости для него ситуации;

• уравновешивает его желания и потребности;

• согласовывает набор услуг и те приемлемые изменения у всех, кто включен в ситуацию клиента.

Когда все нюансы исследованы, социальный работник вступает в фазу планирования социальной помощи. Это включает в себя разработку стратегий:

• по решению существующих проблем;

• с целью предотвращения развития проблем в будущем;

• С целью возобновления или усиления ресурсов пожилого клиента для тех проблем, которые все равно появляются.

Все планирование может варьировать от простой координации действий до более сложных планов [1].

В основе третьего способа лежит междисциплинарная кооперация. Во многих ситуациях социальному работнику ради блага и нужд пожилого клиента приходится тесно работать с некоторыми представителями других профессий и смежных дисциплин. Полезными оказываются в первую очередь, связи с медицинскими работниками поликлиник или больниц (терапевтами, физиотерапевтами, хирургами и т.д.). Однако эти связи могут быть шире и вовлекать соседское окружение, местное управление, правоохранительные органы и т.п.

Любая информация из любых источников может быть полезной, чтобы полнее обеспечить помощь и планировать дальнейшую работу. Способность скоординировать такую работу с людьми разных профессий, где у каждого различные перспективы и набор ценностных ориентаций, требует немалого времени и развития умений социального работника.

Работа с семьей является в социальной работе с пожилыми людьми смысловой составляющей и, как правило, начинается с понимания особенностей семьи пожилых людей, с аспектов её повседневной жизнедеятельности, внутрисемейных интеракций, взаимоотношения поколений. Пожилой человек в некотором понимании является частью семьи с её сферой социальных отношений и поддержки. Любое изменение в его каждодневном существовании должно рассматриваться в контексте его положения в семейной группе и её способности реагировать на подобные изменения.

Работа с семьей пожилого клиента включает самого пожилого человека, членов его семьи, круг семейных отношений и социальную поддержку соседства. Контекст этой работы возникает из попыток, предпринятых самим пожилым клиентом, его родственниками, окружением.

В работе Основными требованиями к технологии социальной работы с пожилыми людьми являются:

1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей.

2. Содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни.

3. Соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг.

4. Дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение.

5. Выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании.

6. Адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия

пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни.

7. Использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей.

8. Ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей.

9. Обеспечение информированности пожилых людей о возможностях социальной помощи и услуг.

Центральный элемент организационно-методической работы с клиентом состоит в развитии социальным работником коммуникативного мастерства, необходимого ему, чтобы вести социальную работу «лицом к лицу». Для этого нужно обладать разными умениями, но главное – это построение отношений. Первый контакт с клиентом строится на уважении, эмпатии и теплоте, которые демонстрирует социальный работник.

Социальному работнику для того, чтобы быть готовым начать разговор с теми, у кого трудности и проблемы, кто испытывает нужду, нужно уметь проявлять эмпатию. Эмпатия – более профессиональное чувство и реакция. Будучи эмпатийным, социальный работник понимает чувства другого и свое личное отношение в ответ на них, но не заполняется ими. Помимо эмпатии, отношения нуждаются в теплоте и уважении, которые проявляются в доверии, принятии другой точки зрения или личного мнения.

С психологической точки зрения коммуникация является двусторонним процессом подачи и получения информации. Особое внимание со стороны социального работника потребуется к пожилым клиентам, у которых общение затруднено. Поэтому очень полезно перед началом разговора тактично установить, нет ли каких проявлений глухоты, слепоты, речевых трудностей. Всё это затрудняет понимание клиента, но социальному работнику не нужно преувеличивать трудности. Коммуникация должна строиться в нормальном звуковом регистре, при необходимости используются компенсирующие средства: чтение по губам, жестикуляция, рисование, запись вопросов и ответов, присутствие родственников, близких или других специалистов. Главное – терпимость социального работника и уважение автономии клиента[3].

Вслед за коммуникативными умениями в непосредственной работе с пожилым клиентом следуют ключевые составляющие: обсуждение, переговоры, защита интересов клиента, консультирование. Чтобы иметь четкий план, в начале обсуждения требуется прояснить следующие моменты: что нужно сделать; какие ресурсы потребуются; кто является участниками в обсуждении; какова желаемая цель и минимальная цель; какие будут действия; сколько потребуется времени.

Переговоры носят чисто деловой (и, вероятно, финансовый) характер, в котором выясняются ожидания и притязания каждой из сторон. Как процесс, переговоры можно разделить на фазы (заявка, обсуждение, согласование, принятие выбранного решения и т.п.).

Защиту интересов клиента можно определить, как некоторую систему действий социального работника по поддержке этого клиента. Но при этом важно максимально активное участие самого клиента, т.к. пожилые люди часто теряют веру в собственные силы полезным оказывается обычное планирование и квалифицированный подход, которые детализируют работу с пожилым клиентом. Эффективность защиты повышает доверие клиента к социальному работнику.

Консультирование как процесс предполагает активное слушание, что требует от социального работника с концентрированности и постоянного подтверждения того, что он слушает клиента. Слушать пожилого клиента надо внимательно, принимая и сказанное, и не высказанное словами, взгляды, молчание невербальную коммуникацию.

Вмешательство в кризисную ситуацию. Теория вмешательства в кризисную ситуацию в социальной работе имеет специфическое значение, особенно при работе со старыми людьми. Социальному работнику каждый раз требуется различное понимание природы кризиса и своей роли в его разрешении. Кризис может быть вызван произошедшей и угрожающей потерей, травмирующим событием, которое актуализирует имеющуюся способность пожилого клиента и его семьи ему противостоять. В практике социальной работы обнаруживаются требующие немедленного реагирования ситуации паники, хаоса, травмы, однако поиск решения может иногда затянуться и занимать недели и месяцы, пока пожилой клиент и его семья «созреют» для полноты понимания проблемы. Обычно после периода стресса, дискомфорта и предпринятых попыток находится более-менее успешная реакция на ситуацию [2].

Как отмечает Фирсов М.В. целевой подход достаточно успешно применяется в работе с престарелыми и их семьями целевой подход – это одна из форм непосредственной работы клиентом. Значение целевого подхода состоит в том, что:

1. Подход основывается на достижении соглашения и установлении контакта между социальным работником и клиентом, что освобождает последнего от чувства «благодарного реципиента».

2. Клиент и социальный работник вместе определяют главную проблему или распределяют проблемы по порядку, решая, с чего начать.

3. Задается лимит времени, за которое планируется достигнуть каких-либо результатов.

4. Предпринимаемые действия разбиваются в индивидуальные задания и распределяются между клиентом и социальным работником.

5. Анализ прогресса и установка следующего блока заданий позволяют вовлечь что-то из уже достигнутого, а это, в свою очередь, хороший способ повысить эффективность вмешательства в социальной работе.

Целевой подход плохо применяется в случаях, где имеются проблемы в психическом здоровье клиента, тяжелые ментальные отклонения и дефекты, т.е. где сам клиент не способен принять проблему и то, как с ней работать. Во многих же других случаях этот метод достаточно полезен, он обеспечивает более четкую сосредоточенность на проблеме клиента. Также эффективно его применение в работе с членами семьи и представителями других профессий для выявления спектра трудностей и поиска решений [5,с. 512].

По мнению Холостовой Е.И. основными задачами социальной работы с пожилыми и старыми людьми являются:

1. оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

2. помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

3. защищать их в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;

4. способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;

5. использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Суть социальной работы с людьми заключается в создании сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, достойного поведения. Она должна обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, создать хорошую атмосферу для достойной поддержки их возможностей. Социальная работа способствует выявлению положительного потенциала граждан «пожилого возраста», помогает оценить накопленный практический опыт [4].

Сфера деятельности социальных работников в решении разнообразных вопросов, связанных с пожилыми и старыми людьми, крайне обширна. Зачастую даже при самой жесткой её регламентации возникают неожиданные ситуации и проблемы, которые требуют моментального и правильного решения. Требования, которые предъявляют теоретики социальной работы к социальным работникам, очень высокие. Так, социальные работники исходно должны обладать такими качествами, как:

- нравственность – потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро и приносить людям благо;

- честность – проявление этого качества должно быть как на словах, так и на деле;

- справедливость – социальный работник должен всегда быть справедливым в отношении своего клиента, несмотря на собственные симпатии и антипатии;

- тактичность – качество личности, которой приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, раздраженными, чье самолюбие уже в достаточной мере задето теми или иными обстоятельствами, в которых они находятся;

- терпимость – моральное качество, характеризующееся уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей, умение принимать их такими, какие они есть;

- внимательность и наблюдательность;

- выдержка и самообладание;

- доброта и любовь к людям;

- самокритичность – умение анализировать свою деятельность, умение исправлять свои ошибки, не ища самооправдание;

- терпение – обязательное качество при работе со старыми людьми, плохо видящими или слабо слышащими;

- коммуникабельность – способность быстро и правильно строить общение;

- оптимизм и сила воли;

- эмоциональная устойчивость и.т.д.

Опыт работы Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Ульяновский Красный Крест — это одно из региональных отделений Российского Красного Креста – общественной благотворительной организации, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

На территории Ульяновского региона Красный Крест уже более 150 лет предоставляет ряд услуг в гуманитарной сфере по улучшению положения наиболее уязвимых слоев населения, оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях, осуществляет целый ряд социальных программ.

Основным направлением деятельности Российского Красного Креста реализуется: обучение навыкам оказания первой помощи, реализация программ в сфере здравоохранения, реализация программ социальной помощи нуждающемуся населению, оказание адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке.

Отношения в сфере социального обслуживания граждан, порядок и условия его предоставления следующими нормативными правовыми актами: ФЗ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021)

Постановление 385-П ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОСТАВЩИКАМИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на 12 мая 2020 года). Адресная помощь предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям с детьми, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в виде: продовольственной и вещевой помощи; социальных услуг; социально - гигиенических и патронажных социально - медицинских услуг; услуг по комплексной уборке квартир. Психологическое консультирование. .Консультации юриста. Санитарно - гигиенические услуги (мытье тела, мытье головы, сушка, стрижка, причесывание волос, обработка пролежней и опрелостей, стрижка ногтей на руках и ногах, смену нательного и постельного белья); Патронажные социально - медицинские услуги (наблюдение за состоянием здоровья, измерение артериального давления, выполнение перевязок, наложение компрессов, обработка пролежней и раневых поверхностей, выполнение инъекций по назначению врача, смена нательного, постельного белья, памперсов, постановка судна, переворачивание в постели, оказание помощи в приготовление пищи и кормление подопечного, помощь в домашнем хозяйстве); Патронажные социальные услуги (смена нательного белья, памперсов, постановка судна, оказание помощи в приготовлении пищи для подопечного, помощь по домашнему хозяйству) ВИЧ - инфицированным, онкобольным, туберкулезным больным, психически больным гражданам. Для получения данных видов услуг необходима медицинская справка о заболевании и нуждаемости в данных услугах. Отделение дневного пребывания (ОДП). На территории УРО ООО «Российский Красный Крест» работает центр медико-психосоциальной поддержки «Пункт здоровья» для людей старшего поколения 50+, и людей имеющих инвалидность, но не нуждающихся в надомном обслуживании.

Идеология системы активного долголетия – жить не только долго, но и быть бодрым, востребованным в обществе, вести активный образ жизни.

Основной ключ к системе активного долголетия – это активный образ жизни, интерес к себе. Оказавшись среди людей преклонного возраста, легко можно понять, кто тратит энергию на жалость к себе, а кто использует любую жизненную возможность. Успешный человек старается следить за телом, умом и сердцем.

Согласно исследованиям заболевания Альцгеймера, интеллектуальная активность замедляет дегенеративные процессы, вызывающие эту патологию. После 50 лет людям следует регулярно решать интеллектуальные задачи. Мозг представляет собой мышцу, и если его не использовать, он атрофируется. Источником умственной стимуляции может быть учеба, работа.

Программа «Пункт здоровья», не только меняет жизнь пенсионеров к лучшему, но и помогает Ульяновцам старшего возраста укрепить здоровье, получить новые знания, умения, творческое развитие. Спортивные секции, творческие лаборатории и компьютерные классы— в программу вошли самые востребованные направления.

Ежедневный контроль здоровья участников программы, дополнительное питание и лечение позволит улучшить качество жизни и вести активный образ жизни.

Настоящая программа регулирует предоставление услуг, пенсионерам и инвалидам, в рамках полустационара

«Пункт здоровья»

В программе используются следующие основные мероприятие:

• Посещение детской библиотеки №24

• Занятия адаптивной физкультурой

• Школа «Тренировка памяти»

• Тренировка для улучшения памяти (преподаватель Захарян Диана Игоревна)

• Компьютерная грамотность

• Обучение работе на устройстве персонального компьютера, периферийные устройства, устройства для выхода в Интернет; работа на персональном компьютере, интернет технологии; социальные сети; регистрация на портале электронного правительства www.gosuslugi.ru, ПФР, ЖКХ, Сбербанк и т.д.)

• Правовая грамотность

• Консультации юриста по жилищному законодательству, соблюдение прав граждан в сфере ЖКХ, органов социальной защиты населения, пенсионного фонда и общественных организаций, знакомство с законами РФ и т.д.)

• Оздоровительные процедуры

• Оксигенотерапия, кислородотерапия, физиотерапия, аппаратный массаж, фитотерапия

• Студия «Английский язык»

• Английский язык (преподаватель Захарян Диана Игоревна)

• Индивидуальная и групповая работа с психологом

• Лекции, тренинги, арт-терапия

• Групповое занятия по арт-терапии (преподаватель Мишина Светлана Николаевна)

• Йога/Пилатес и многое другое

Отделения социального обслуживания на дому (ОСО) Предназначены для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке социально-бытовой помощи в надомных условиях. В Красном Кристе работает отделений социального обслуживания на дому, в каждом из которых обслуживается не менее 150 человек и отделение социально-медицинского обслуживания на дому, на 80 человек. Основная задача отделений - оказание услуг гражданам, частично (или полностью) утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке. Эта работа направлена на увеличение времени пребывания граждан в привычной для них обстановке (своя квартира, дом) и поддержание их социального, психологического и физического статуса. За каждым клиентом отделения закрепляется социальный работник, который посещает на дому своего подопечного не менее двух раз в неделю. Социальный работник оказывает услуги согласно Территориальному перечню гарантированных государством услуг: услуги по организации питания, быта и досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с физическими способностями и умственными возможностями; содействие в трудоустройстве; содействие в организации ритуальных услуг. В отделение социально - медицинского обслуживания на дому принимаются граждане, полностью потерявшие способность к самообслуживанию. В этом отделении социальный работника (сестра милосердия), которая посещает подопечного не менее трёх раз в неделю. Сестра милосердия выполняет такие услуги как: наблюдение за состоянием здоровья, оказание санитарно - гигиенических услуг (обтирание, обработка пролежней, смена нательного и постельного белья, стрижка ногтей и пр.). При необходимости, к клиентам этих отделений могут выйти на дом юрист и психолог Красного Креста для оказания консультативной помощи.

Как показывает анализ деятельность социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста на базе Красного Креста социального обслуживания населения, на территории г. Ульяновска, введется в двух направлениях: в полустационарной форме и на дому, при этом оказывается ряд услуг, таких как: социально-бытовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала, имеющих ограничения жизнедеятельности, срочных социальных услуг, кроме того, специалисты проводят акции, мероприятия досугового характера, способствующие развитию коммуникации и интеграции пожилых граждан.

Заключение

Таким образом, социальная работа с пожилыми людьми должна быть направлена на стимулирование исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия, активности и жизнерадостности.

Список литературы

Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с.

Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми: методическое пособие /отв. ред. Н.Б. Шмелева. – 2-е изд., доп. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – 196 с.

Хисматуллина, З.Н. Социальная геронтология: учебное пособие / З.Н. Хисматуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. -264 с.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2002. – 296 с

Фирсов, М. В. Теория социальной работы : учебник для бакалавров / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. –М.: Издательство Юрайт, 2021. - 455 с.

Просмотров работы: 832