Факторы тревожности старших школьников и способы борьбы с ней - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Факторы тревожности старших школьников и способы борьбы с ней

Кельм О.С. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Очень часто мы слышим о психо-эмоциональных перегрузках школьников, особенно в старших классах, что нередко вызывает у юношей и девушек повышение уровня тревоги и учащение стрессовых состояний. В данной статье мы рассмотрим: что такое тревожность, как она проявляется у старших школьников, от чего зависит уровень тревожности и как помочь школьникам справляться с тревогой.

Для целей данной статьи нам необходимо дать понятие термину «тревожность». Для этого обратимся к словарю клинической психологии:

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.1

Кроме того, важно определить возрастные границы подростков, относящихся к категории «старшие школьники». Старший школьный возраст – это возраст от 15 до 18 лет. В отечественной психологии этот период относят к ранней юности. Это время, когда подростки задаются вопросами поиска смысла жизни, познания сущности вещей, своей роли и места в мире и обществе, период выбора будущей профессии, а также глобальных физиологических изменений. Тело подростка быстро меняется, встает проблема принятия своей внешности, что также вызывает не мало тревог и переживаний. Кроме того, старшие школьники – это ученики 10-11 классов, на плечи которых ложится подготовка к выпускным школьным экзаменам и вступительным экзамена в высшие учебные заведения, что также является поводом для волнения.

«Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной и осознаваемой реальностью является внешний миркуда он проецирует и свою фантазию... Для юноши внешнийфизический мир — только одна из возможностей субъективного опытасредоточием которого является он сам... 14—15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событийа как состояния собственного “Я”»2

Открытие внутреннего мира, своей уникальности, неизбежно влечет за собой чувство одиночества и отрешенности от общества. Подросток начинает искать для себя подходящую социальную группу, к которой он мог бы себя причислить, становится более избирательным в общении. Подобные поиски тоже связаны с повышением тревожности у старших школьников, а чувство одиночество нередко перерастает в депрессивные состояния.

Подытожим, тревога у старших школьников – это переживание, вызванное волнением за себя, как за социальный объект, в случаях, когда под сомнения ставятся ценности, идентичность подростка или его представления о своем месте и положении в обществе.

Далее мы будем рассматривать возможные варианты помощи подростку в преодолении тревоги по каждой из выделенных нами ранее причин отдельно.

Первое, что мы рассмотрим – вопрос идентичности. Как мы уже заметили ранее, старший школьный возраст – это время осознания своей индивидуальности и поиска своей роли в обществе. Подростки начинают выделяться в отдельные малые группы по интересам и причислять себя к каким-либо глобальным, иногда даже мировым молодежным сообществам и субкультурам.

Важно поддерживать подростка в его увлечениях, относиться с пониманием к его поиску в стиле одежды, увлечениях и даже друзьях. Интересы и компании могут быстро меняться – и это нормально. Однако, стоит объяснить подростку значение и важность соблюдения правил этикета, субординации и дресс-кода. Обязательно стоит обращать внимание старшеклассника на причинно-следственные связи в данных вопросах, и не оперировать императивными запретами и утверждениями «так принято» или «так положено». Стоит поддержать подростка в поиске личного стиля одежды и искать компромиссные решения, при которых будут соблюдены и нормы и правила приличия, и подчеркнута индивидуальность личности старшего школьника.

Наиболее типично возникновение тревожности у старших школьников под воздействием учебной нагрузки.

Исследования психологов показывают, что после 6 недель активных занятий у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют, по меньшей мере, три учебных четверти из четырех.3

Важно соблюдать режим труда и отдыха. У старших школьников как минимум должен быть один полноценный выходной в неделю, в который они не заняты учебной деятельностью, и который желательно проводить в физически активно. Кроме того, важно подбирать учебную нагрузку и составлять учебное расписание и план ребенка в соответствии с его умственными и физическими способностями, учитывая уровень его учебных навыков и индивидуальные потребности здоровья. Все это отражается как на качестве усвоения учебного материала, так и на физическом и особенно психическом здоровье подростка.

Стоит уделить особое внимание подбору педагогов. Завышенные требования и ожидания со стороны педагога, могут также спровоцировать повышение тревожности у подростка.

Наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов, где педагогический стиль учителя характеризуется одинаково высокой требовательностью и к «сильным», и к «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося.4

Очень часто, старшая школа (10-11 класс) связана у подростка также с имением коллектива, а порой даже образовательного учреждения. Здесь, как мы уже сказали, большую роль в уровне тревоги, играют отношения в социальной группе. Тревожные школьники могут оценивать группу сверстников, как ненадежную и давящую. Необходимость поиска своего места в новом коллективе, заведения новых знакомств и установления социальных связей также является мощным стрессовым фактором для старших школьников. А если меняется не только коллектив, но и ученое заведение, могут также возникать проблемы с ориентацией в новом здании, что тоже вызывает волнение у подростка.

В таких случаях может помочь вовлеченность ученика в школьную жизнь. Участие в общественной деятельности школы, помощь в проведении внеклассных мероприятий, поможет новому ученику установить хорошие отношения с учителями и администрацией школы. Кроме того, даст отличную возможность пообщаться с новыми одноклассниками в неформальной обстановке и проявить себя. Ученик, вносящий вклад в жизнь класса и школы, чувствует свою социальную значимость, состоятельность в деятельности, что утверждает его в новом коллективе, придает уверенности в себе и уменьшает уровень тревоги. Хорошие отношения с педагогами способствуют снижению стресса перед ответом на уроках, что позволяет проявлять ученикам свои умственные способности. Ощущение интеллектуальной состоятельности также снижает риск возникновения тревожных состояний.

Важной составляющей для снижения уровня тревоги у старших школьников является и поддержка родителей. Чем более родители ориентированы на достижение ребёнком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребёнка тревожность. Стоит обращать внимание на качество знаний, а не оценки и результаты проверочных работ. Еще большее внимание стоит уделять расстановке приоритетов между учебой, физическим и психическим состоянием ребенка. В противном случае есть риск, что из тревожного подростка старшеклассник превратится в невротика с высшим образованием.

Здесь уместно вспомнить и об экзаменах. Обучение старших школьников все меньше нацелено на получение новых знаний и все больше на подготовку к выпускным и вступительным экзаменам. Помимо вышеупомянутых способов снижения стресса и уровня тревоги, важности поддержки подростка родителями, школой и обществом в целом, неизбежно встает вопрос о выборе дальнейшего направления обучения, профессии. Очень часто старшие школьники теряются в современном мире возможностей. Им сложно понять, чего они хотят. Кажется, что от сегодняшнего выбора зависит вся их дальнейшая жизнь, что тоже является фактором повышения уровня тревоги у старших школьников.

Важно объяснить ученикам, что сейчас есть множество возможностей переквалификации, получения второго и последующих высших образований и смены профессии, рода деятельности в любом возрасте. Обязательно нужно поддерживать подростка в том, что ему интересно сегодня, в том, чем он занимается с удовольствием. Однако, нередки случаи, когда старшекласснику ничего не интересно или увлечений настолько много, что определиться с выбором дальнейшего направления обучения без посторонней помощи невозможно. В такой ситуации стоит обратиться за консультацией к психологу, пройти тестирование на профессиональную ориентацию.

Последний фактор повышения тревожности, который будет рассмотрен в данной статье – это возрастные физиологические изменения. В период с 15 по 18 лет тело подростка претерпевает значительные изменения, что безусловно влияет на самооценку подростка. Не стоит недооценивать данную проблему, ведь даже взрослые с устойчивой психикой при резких изменениях во внешности испытывают психологический стресс. Например, редко какой женщине нравится её внешний вид после прохождения периода беременности и рождения ребенка. Тем более, когда речь идет об изменениях во внешности подростка, идентичность которого только формируется, а психика нестабильна и без того подвержена множеству вышеупомянутых стрессовых факторов.

Чтобы помочь подростку легче принять свой новый облик, важно подробно объяснять причины и следствия происходящих в его организме процессов, рассказывать и показывать примеры изменений на известных публичных личностях, личном опыте, поддерживать и подчеркивать, что его любят и ценят при любой внешности, хвалить изменения в стиле одежды, помогать подчеркнуть то, что подросток считает достоинствами своей новой внешности и скрыть то, что считает недостатками, одновременно с этим помогая принять «недостатки» и превратить их в «достоинства». Также важно учить старших школьников относиться внимательно к своему здоровью, соблюдать режим сна, питания, бодрствования и регулярных физических нагрузок. Как уже было упомянуто выше регулярный достаточный отдых, умеренные учебные и физические нагрузки способствуют снижению уровня тревожности у старших школьников.

В завершении хотелось бы кратко описать основные маркеры тревожных состояний у старших школьников:

Ухудшение соматического здоровья. Очень часто «беспричинные» головные боли, диарея, слабость, особенно в дни контрольных, свидетельствуют о повышенном уровне тревоги. Стоит обратить внимание на развитие навыков преодоления волнения и стрессовых состояний у подростка.

Чрезмерная усердность при выполнении учебных заданий. Стремление быть «отличником» во всех отношениях может являться признаком конфликта самооценки у старшего школьника.

Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Иногда, если что-то не получилось с первого раза, ученик отказывается выполнять задание совсем, в редких случаях приходит к выводу что ему «не дается» весь предмет в целом. Это тоже маркер конфликта самооценки и признак тревожности у старших школьников.

Отказ ходить в школу. Явный признак тревожности у подростка, который может быть вызван конфликтом с учеником, учителем или неуспеваемостью по предмету. В любом случае это верный признак того, что подросток чувствует себя в школе некомфортно и испытывает тревогу по этому поводу. Важно выявить причины и действовать в зависимости от них.

Агрессивность и раздражительность. Не обязательно являются признаками тревоги, однако под этими эмоциями подростки часто «маскируют» дискомфорт любого характера, как физический, так и психологический.

Снижение концентрации внимания и резкое ухудшение эффективности учебной деятельности также могут быть признаками тревожных состояний у старших школьников.

Шпаргалка по работе со старшими школьниками для взрослых (по материалам книги Е.Лютовой, Г. Мониной):

Хвалите ребенка даже за незначительный успех

Спрашивайте ребенка в середине урока

Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных

Не сравнивайте ребенка с окружающими. Только с его собственными достижениями (неделю, месяц, четверть назад)

Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования

Используйте на уроках визуальную поддержку

Снижайте количество замечаний

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Способствуйте повышению самооценки ребенка чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Наказывая ребенка, не унижайте его.

Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

Избегайте длинных нотаций.

Старайтесь соразмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников.

Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.

По возможности выберите подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.)

Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Таким образом, в данной статье мы затронули и рассмотрели проблему тревожности старших школьников: мы дали определение тревожности и определили возрастные границы понятия «старший школьник», подробно рассмотрели причины повышения уровня тревожности у старших школьников, а также способы помощи тревожным подросткам и профилактики тревожных состояний. Провели всесторонний теоретический анализ данного вопроса и дали практические рекомендации по преодолению тревоги у старших школьников.

Литература:

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. — СПб.: Союз, 1997.

Коп И. С. Психология ранней юности. М, 1989

Рубан И.Н. «Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» 2018г.

Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. — М.: Смысл, 1997. — С. 174—180.

1 Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва : ПЕР СЭ2007. — 416 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского).

2 Коп И. С. Психология ранней юности. М, 1989. С. 74—75.

3 Рубан И.Н. «Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» 2018г.

4 Рубан И.Н. «Школьная тревожность: виды, причины, приемы снижения» 2018г.

Просмотров работы: 884