ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ “СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО” К ВАКЦИНАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ “СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО” К ВАКЦИНАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день одной из самых острых и противоречивых проблем является проблема вакцинации. Данную тему постоянно поднимают авторы и социологи в своих работах, в средствах массовой информации не устают дискутировать по этому поводу, у каждой стороны своя правда, которую пропагандируют представители разных точек зрения. В сложившихся эпидемиологических условиях вакцинация является актуальной, сложной и невероятно противоречивой темой. «Делать или не делать прививку?» с каждым днём все больше и больше людей задается этим непростым вопросом. Вакцинации отводится основная роль в профилактике многих инфекций.

Вакцинопрофилактика – наиболее доступное и экономически эффективное средство контроля за инфекционными заболеваниями во всех социальных группах населения развитых и развивающихся стран. Реализация принятой̆ в 1974 году Всемирной организацией здравоохранения концепции расширенной̆ программы иммунизации позволила достичь определенных успехов, в частности, значительного снижения заболеваемости основными детскими инфекциями.

Вакцины взаимодействуют с иммунной системой человека, благодаря чему формируется иммунный ответ, подобный тому, который формируется в процессе перенесенной инфекции, но перенесенная инфекция подвергает человека осложнениям, порой, несовместимыми с жизнью.

В ответ на введение вакцины, организм вырабатывает антитела, защищающие от инфекции, распознавая и избавляясь от нее. Иммунитет, после проведения вакцинации сохраняется годами, некоторые вакцины вызывают устойчивость организма к инфекции пожизненно (например, ветряная оспа).

Существуют два основных типа вакцин:

Живые.

Инактивированные (убитые).

Живые вакцины происходят от «диких» или болезнетворных, вирусов или бактерий. Данные вирусы или бактерии подвергаются ослаблению в лаборатории, обычно путем повторного культивирования или иных микробиологических методов.

Хранение иммунобиологических препаратов, предназначенных для вакцинации, очень строго контролируется в связи с высокой вероятностью порчи материала, высокими требованиями условий хранения. Так, тщательно соблюдаются условия холодовой цепи, подразумевающей строгое соблюдение температурного режима, необходимого для каждой вакцины. Холодовая цепь определяет необходимость определенных температурных величин при перевозке, хранении и использовании препаратов.

Любые факторы, повреждающие «живой организм» во флаконе (например, тепло, свет), могут привести к неэффективности вакцины.

После введения вакцинного препарата в организм человека происходит удвоение молекулы ДНК вируса или бактерии, что необходимо для выработки антител. После введения препарата инфекция не развивается, но, даже в тех редких случаях, когда развитие инфекции имеет место быть, заболевание протекает в легкой, чаще бессимптомной форме, исключающей развитие серьезных осложнений.

Инактивированные вакцины могут состоять либо из цельных вирусов, либо из бактерий, либо из фракций, отдельных частей вируса.

В России вакцинация проводится строго в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, утвержденным Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 125н. (ред. от 13.04.2017) (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115). Календарь устанавливает сроки и порядок проведения профилактических прививок.

На сегодняшний день в календарь включены прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Именно эти заболевания несут угрозу распространения, вовлечения большого количества людей, вплоть до развития эпидемий, угрозу жизни и здоровью населения.

Сроки введения вакцин по Национальному календарю профилактических прививок установлены с учетом возраст - специфического риска инфицирования, развития осложнений, а также с учетом иммунобиологических свойств вакцин, а также выработки защитного уровня антител после проведенной вакцинации.

Помимо основных инфекций, включенных в календарь, есть и другие, например, сибирская язва, туляремия, ветряная оспа. Эти инфекции входят во вторую часть Национального календаря профилактических прививок – календарь по эпидемическим показаниям. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных заболеваний, также лицам, выезжающим в опасные по заболеваниям регионы, включенным в календарь.

Календарь по эпидемическим показаниям включает вакцинацию против 24 инфекций, вакцинация против которых носит индивидуальный или групповой характер.

Большую роль в вопросах вакцинации играет медицинский персонал, так как именно они непосредственно сталкиваются с этим в повседневной работе: информирование населения, организация и проведение самой вакцинации в лечебно-профилактических учреждениях, контроль результатов, охват населения. Ведь именно к ним в первую очередь обращаются, когда возникают вопросы о необходимости проведения профилактической вакцинации, о ее необходимости, порядке проведения и т. д.

Средний медицинский персонал, наряду с врачами, имеет немаловажное значение в вопросах вакцинопрофилактики населения. В связи с этим была проведено исследование, в котором была поставлена следующая цель: проанализировать отношение студентов бакалавриата направления подготовки “Сестринское дело” медицинского института РУДН о вакцинации. Была разработана анкета и проведено анкетирование среди студентов бакалавриата направления «Сестринское дело». Выборку составили 21 респондент. В основном это были респонденты в возрасте от 20 до 22 лет, преобладали женщины.

Организация исследования отношения студентов бакалавриата направления подготовки “Сестринское дело” к вакцинации позволяет сделать следующие выводы:

Эмпирическое исследование было направлено на выявление отношения к вакцинации студентов бакалавриата направления подготовки “Сестринское дело” медицинского института РУДН.

2. Методом исследования было выбрано анкетирование. На основании выводов, полученных в результате теоретического анализа, была составлена анкета. Она состояла из 3 блоков: вводная часть, общие вопросы о вакцинопрофилактике, направленные на выявление отношения студентов к вакцинации в целом, а также более узкие вопросы об отношении студентов к вакцинации против новой коронавирусной инфекции.

3. Выборка состояла из 21 респондентов. Большую часть составляли молодые люди в возрасте от 20 до 22 лет, по половому признаку преобладали женщины. Все они являются студентами бакалавриата по направлению «Сестринское дело».

4. Полученные результаты подтвердили положительное отношение студентов бакалавриата направления подготовки «Сестринское дело» медицинского института РУДН к вакцинации, а также о высоком уровне информированности о вопросах вакцинации, в том числе и против новой коронавирусной инфекции:

• 61,9% студентов положительно относятся к вакцинации;

• у 52,4% изменилось отношение к вакцинации за последние 1,5-2 года;

• 57,1% респондентов привиты против новой коронавирусной инфекции;

• 71,4% утвердительно ответили на вопрос о необходимости проведения профилактических прививок.

Как видно из вышесказанного, студенты высоко оценивают значимость вакцинации.

Вакцинация в настоящее время является одной из самых актуальных тем не только в медицине, но и социальной и общественной жизни. Данная проблема постоянно упоминается авторами и социологами в работах, в средствах массовой информации все время возникают дискуссии по этому поводу. Особенно остро встает вопрос вакцинации в современной эпидемиологической ситуации, когда практически у каждого возникает вопрос: «Делать прививку или нет?».

Если в прошлом целью массовой вакцинации было снижение заболеваемости детскими инфекциями и уменьшение обусловленной ими смертности, то в настоящее время главной задачей иммунопрофилактики является поддержание и сохранение достигнутого эпидемического благополучия. Как видно по результатам исследования, большая часть положительно относится к вакцинации. Это играет значимую роль, так как в сложившейся эпидемической ситуации именно от поведения медицинского персонала зависит отношение населения к вакцинации, ведь очень многие опираются на опыт и знания медицинских сестер и врачей. Поэтому мы считаем, что данному вопросу обязательно нужно уделять внимание, ведь участие медицинских сестер в вакцинации и вакцинопрофилактике очень значимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06 декабря 2021 года №1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок». [Электронный ресурс] / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». – 2021. – Электрон. дан. - Режим доступа:https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1509692/ (дата обращения: 20.10.2021).

Вакцинация. [Электронный ресурс]. / ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России. – 2008 - 2022. – Электрон.дан. — Режим доступа: https://www.sechenov.ru/pressroom/ publications/vaktsinatsiya1/ (дата обращения: 18.10.2021).

Лобашов, Д.В. Отношение медицинских работников к вакцинации на современном этапе. / Д.В. Лобашов. В.А. Трифонов. А.А. Имамов // Казанский медицинский журнал. - 2018. - 99 (5). - С. 812-817.

Отношение к вакцинации в России – исследование обсуждений в социальных медиа [Электронный ресурс]. / Brand Analytics. – 2012 - 2022. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://br-analytics.ru/blog/vaccination/ (дата обращения: 20.10.2021)

Покровский, С.Г. Инфекционные болезни и эпидемиология/ В.И. Покровский. С.Г. Пак. Н.И. Брико. Б.К. Данилкин - 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, - 2007. - 816 с.

Прививки: больная тема или необходимая профилактика?. [Электронный ресурс]. / ВЦИОМ. – 2021. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/privivki-bolnaya-tema-ilineobkhodimaya-profilaktika (дата обращения 20.10.2021).

Принципы вакцинопрофилактики и последствия отказа от прививок [Электронный ресурс]. / ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. – 2021. – Электрон.дан. - Режим доступа: http://cgon.rospotrebnadzor .ru/content/63/3044 (дата обращения: 15.10.2021).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rospotrebnadzor.ru. (дата обращения: 19.10.2021).

Шредер, Ю.А. — Отношение / Гуманитарный портал: / Ю.А. Шредер. Б.В. Бирюкова. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7002 (дата обращения: 20.10.2021).

Просмотров работы: 33