Основными задачами среднего профессионального образования в настоящее время являются: удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования, а также в квалификации в определенной области профессиональной деятельности [3].
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения главной целью в среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных рабочих, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [3].
Поэтому, всё чаще, на смену традиционным методикам обучения и воспитания в современном обществе внедряются более новые методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания. Это связанно с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Каждый обучающийся, который оканчивает обучение, должен идти «в ногу со временем», А также это необходимо для более быстрого поиска информации, организации учебной деятельности и повышения активности в образовательном процессе.
Несомненно, все мы привыкли, что зачастую преподаватель рассказывает, а обучающиеся слушают. Такой способ обучения в наши дни стал одним из самых неэффективных. Обучающиеся не включены в процесс обучения и таким образом, знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Следовательно, необходимо сделать из обучающихся активных участников учебного процесса, а активными они могут быть и усваивать информацию только тогда, когда заинтересованы предметом. Именно поэтому здесь главную роль играет педагог. Он должен построить учебный процесс так, чтобы обучающимся среднего профессионального обучения было интересно, увлекательно и познавательно. Также, особо приветствуется смена деятельности при обучении на занятиях. Зачастую, обучающиеся будут увлечены в процесс обучения, если он будет носить игровой или творческий характер. Поэтому преподавателю необходимо исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности обучающихся и организовать на занятии для обучающихся все виды учебно-познавательной деятельности. При этом, необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Важно, чтобы в результате такой деятельности, обучающиеся самостоятельно приходили к каким-либо выводам, умели их анализировать, обосновывать свою точку зрения и моги сами для себя добывать знания.
Что же такое «педагогическая технология»? Проанализировав множество учебников к определению педагогической технологии, мы смогли сделать вывод.
Несомненно, на сегодняшний день существует множество определений сущности понятия «педагогическая технология». Сделав анализ этого понятия у различных авторов, таких как: Бориса Тимофеевича Лихачева, Игоря Павловича Волкова, Владимира Павловича Беспалько, Вадима Макариевича Монахова, мы делаем вывод, что «педагогическая технология» – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств [2].
В настоящее время существует очень много педагогических технологий, они не совсем похожи друг на друга, но в совокупности дают отличные результаты в обучении для обучающихся среднего профессионального образования. Но всё же, большинство средних образовательных учреждений используют такие педагогические технологии, как: технологии личностно-ориентированного образования; технология знаково-контекстного обучения; игровые технологии; информационные технологии; технология опережающего обучения с использованием опорных схем; технология развивающего обучения; проектная технология. Однако, это не означает, что нужно применять только эти педагогические технологии в процессе обучения. Ведь, применив и другие, более новые, могут понравится обучающимся, что вызовет у них интерес не только к познавательной деятельности, но и к изучению предмета.
В данной работе мы рассмотрим четыре педагогические технологии, которые по-нашему мнению являются более развивающими во всех смыслах этого слова для среднего профессионального образования а именно игровые технологии; проектная технология и информационная технология.
Давайте разберем эти технологии более подробно.
Игровые технологии. Семен Леонидович Рубинштейн трактовал игру как «первооснову практики», а Алексей Николаевич Леонтьев считал, что мотив игры лежит не в результате, а в содержании самого игрового процесса. Игровые технологии способствуют оптимизации процесса социальной адаптации и индивидуализации обучающихся в обществе [1]. Главная особенность деловых игр заключается в том, что такие игры выполняют учебные и профессиональные навыки и умения, совершенствуют процесс познания посредством развития мыслительной деятельности, а также отлично развивают коммуникативные способности обучающихся. Игровые технологии предпочтительно использовать для первых курсов среднего профессионального образования, т. к. они служат формированию профессиональных и социальных умений, а также умению высказывать свою точку зрения, обосновывая ее перед другими обучающимися. На первом курсе обучающиеся среднего профессионального образования осуществляют знакомство с аспектами будущей профессии. Именно поэтому данная технология является такой важной для процесса обучения. Деловая игра моделирует систему отношений практической деятельности и содержит ее предметное назначение.
Проектная технология. Технология проектной деятельности основывается на методологических подходах Джона Дьюи, Уильяма Херда Килпатрика, Виктора Николаевича Шульгина и многих других. Такая технология формирует социальную компетентность обучающихся и учит их самостоятельно организовывать проектировочную деятельность, которая является основным средством совершенствования в профессии, а также является процессом творчества обучающихся, ведь, при создании проекта обучающийся может ставить собственные цели, задачи, методы, выстраивать план действий по данной работе. Она также включает в себя самоконтроль и самооценку, что особо важно для обучающихся, т. к. у них формируются навыки корректировки и собственной оценки проделанной работы. Такая технология способствует развитию ответственности, добросовестности, решительности, целеустремленности и др. [2].
Информационные технологии. В настоящее время такие технологии играют огромную роль в образовании. Это связано с тем, что обществу нужны такие специалисты, которые способны «активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией». Но также информационные технологии важны и для самого обучения обучающихся. Например, они значительно уменьшают время при подготовке к занятиям, можно быстро найти учебник, справочник и дополнительную литературу в сети Интернет, ведь в наши дни он всегда под рукой. К тому же, если обучающийся плохо усваивает услышанную информацию, которую говорит преподаватель, он может ее усвоить и другими способами, такими как обучающими видео уроками, ведь зрительная память у некоторых работает гораздо лучше, чем слуховая. Также, если у обучающегося какой-либо предмет в образовательном учреждении вызывает огромный интерес, он может углубить свои знания, пройдя дополнительные курсы, в той же сети Интернет. Тем самым, информационные технологии формируют у обучающихся умения находить собственные стратегии поиска решения как теоретических, так и практических задач, а главное углублять свои знания. [4].
Преимуществами педагогических технологий является то, что они формируют учебные и профессиональные навыки и умения, совершенствуют процесс познания посредством развития мыслительной деятельности, отлично развивают коммуникативные способности обучающихся, способствуют развитию ответственности, добросовестности, решительности, целеустремленности, а также формируют у обучающихся умения находить собственные стратегии поиска решения теоретических и практических задач, тем самым способствуя развитию их творчества.
Применение педагогических технологий способствуют самоактуализации и самореализации личности обучающихся, кроме того, такие технологии подразумевают и воспитательный аспект, который формирует и развивает личностные качества обучающихся. Главное, что педагогические технологии направлены на конечный результат образовательного процесса в среднем профессиональном образовании. Конечным результатом будет являться подготовка высококвалифицированных специалистов, а значит, цель Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования будет выполнена.
Таким образом, применение различных педагогических технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся. При организации такого учебного процесса, который вызывает у обучающихся интерес, он развивает мыслительные способности обучающихся, внимание, учит анализировать, сравнивать, выделять главное и превращает обучающихся в активных участников образовательного процесса.
Список литературы
Зайцев В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. 23 с.
Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с.
Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22. 04. 2021 г. № 05-446 Режим доступа: https://base.garant.ru/401409408/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Петлина Е. М. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для СПО / Е. М. Петлина, А. В. Горбачев. Саратов: Профобразование, 2021. 111 c. ISBN 978-5-4488-1113-5. Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/104886.html (дата обращения: 01.02.2022). Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Цибульникова В. Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В. Е. Цибульникова, Е. А. Леванова; под редакцией Е. А. Леванова. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. 148 c. ISBN 978-5-4263-0490-1. Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/75815.html (дата обращения: 01.02.2022). Режим доступа: для авторизир. пользователей.