Когда мы говорим о Кузбассе, то, прежде всего, представляем его индустриальную мощь, угледобывающие, химические, металлургические, машиностроительные и энергетические предприятия, его подземные сокровища: уголь, железные руды и редкие металлы. Справедливо считают Кузбасс индустриальным сердцем Сибири. Вместе с тем, это неповторимый и красивейший край Южной Сибири, один из редких уголков нашей обширной Родины. Кузбасс природный с его жемчужиной Горной Шорией, с каждым годом все более привлекает внимание тех, кого зовут путешествия, волнует боль за сохранность всего, что растет и дышит на нашей земле, влечет красота природы и стремление ее запечатлеть. А запечатлеть природу, передав её красоту, можно не только в живописи, но и поэзии.
Природа в нынешней поэзии - одна из главных тем, у нас в Кузбассе судьба природы видится резче, отчетливей. Эту тему не обошел вниманием ни один из поэтов нашего края. Остро звучит в стихах кузбасских поэтов тема отношений между человеком и природой. Она является болезненной, так как Кемеровская область одна из самых промышленных областей нашей страны. Поэты по сути своей оптимистичны, верят «в разумное, доброе, вечное», поэтому пишут с тревогой о дисгармонии между человеком и природой. Это подтверждает стихотворение Игоря Киселёва «Благодарю, земля, благодарю»:
Благодарю, земля, благодарю
За облака, за синий цвет реки,
За нежности бесстрашные ростки,
За то, что ты нас лечишь от тоски,
Ты лечишь нас, а мы тебя калечим.
Основная идея стихов Киселёва –любовь к родной земле. Произведения поэта пронизаны удивительным чувством, имя которому – «патриотизм». Автор не заявляет во весь голос «Я – патриот». Он просто размышляет о родной земле, к жизни и истории которой он причастен. Сопричастность эту ощущает и читатель.
Самым лиричным из наших кузбасских поэтов можно назвать Виктора Баянова. В них чувствуется единство природы и человека. И это не случайно. Баянов вырос на лоне природы. «Домик наш стоял возле сельской лавки, в самом центре деревни, под самыми окнами шумела могучая сосна и семь белоствольных берез. Как ни туго приходилось с топливом, за всю войну мать не тронула ни одной березы». Теперь понятно, почему так гармонично согласуется в стихах поэта красота природы и красота человека, почему пейзаж Баянова всегда одухотворен, всегда сливает воедино прекрасное в природе и человеке, а земля вместе с соком березы вливает в человека силы, уверенность. В его картинах всегда можно найти «очень близкое что-то, очень местное». Тотчас пейзаж просится на полотно художника-живописца: «Над призрачной таежной синью, над быстрой Томью и Усой, гора, как будто обессилев, свернулась рыжею лисой. И, приглушая крик и выстрел, траву сметая на лету, там ветры носятся со свистом по оголенному хребту». Поэт точно и ярко описывает природные уголки: «земляникой крашены холмы», «ветерок займется и уляжется в тень под тальники да тополя...». Легко живется тальникам, охотно склоняющимся под ветром, но насколько благороднее клен, прямой и гордый. «Он крепок. Он в расцвете кроны. Он видит очень далеко, и даже легкие поклоны ему даются нелегко». Такие произведения дают читателю пищу для размышлений.
В стихотворении «Перед грозой» поэт «рисует» такую картину: надвигается гроза, мрачное небо, тревожно трубят в тайге старые маралы, черной становится вода. Наступило предгрозовое затишье:
...каждый час нежданная гроза
Сгущается над чьей-то головою.
Пугливо умолкает птичий гам,
И знобкий холодок летит по водам...
И хочется по сопкам, берегам
Неколебимо встать громоотводом.
По-своему воспевал природу нашего края Валентин Махалов. Первую книгу он назвал «Сердце ищет песню», последующие сборники стихов: «Время первых дождей», «Дикая яблоня», «Хлеб-соль». Любовь автора к родной земле замечательна. Большой мир тайги стал домом, пристанищем души: «Я уходил в тайгу… Она была моим зеленым домом, хорошей песней, небом голубым».
В зрелости В. Махалов создал стихотворения, в которых писал о том, какой урон природе наносит человек. Тревога и озабоченность в них выношенные:
Там, где ели и сосны шумели, -
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне...
Лирика В. Махалова находит отзвук в сегодняшних наших заботах и захватывает самые насущные проблемы.
Настоящих, хороших стихов много у Михаила Скуратова. Мужественные образы первых русских землепроходцев, крепких, жилистых насельников Сибири, каторжное прошлое и бродяжьи россказни, разбойная вольница, пейзажные зарисовки и лирические миниатюры - все это мир скуратовскихстихов. Поэт черпает темы в своей родословной, глубокими корнями уходящей в далекое былье Сибири. Историческая тематика занимает особое место в творчестве Скуратова. Мастерское владение языком делает у Скуратова объемными и зримыми сибирские пейзажи; природа и человек в его стихах неотделимы.
Родное село, природа родной земли, её люди, различные периоды в истории края стали предметом глубоких раздумий и сердечной привязанности поэтов. В пейзажных зарисовках, проникнутых глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома, заключено своеобразие лирики кузбасских поэтов: с одной стороны, поэты с восторгом отзываются о родной природе, восхищаясь ее красотой, а с другой стороны, болезненно относятся к тому, что происходит с природными ресурсами Кузбасса. Тема природы неразрывно связана с темой родины, стихи поэтов открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы и язык поэзии.