Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Использование интерактивных игр способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования интерактивных игр в обучении детей дошкольного возраста рассматривали Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и другие. Они своих трудах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
ФГОС ДО [6], профессиональный стандарт педагога выдвигают требования к трудовым действиям и компетенциям воспитателя, включая и область формирования и развития элементарных математических представлений [3]. Современный воспитатель должен владеть эффективными педагогическими технологиями, в том числе и информационными. В настоящее время педагогами успешно осваиваются и используются электронные образовательные ресурсы в работе с детьми. Под электронными образовательными ресурсами понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [1]. В качестве обучающей системы, в электронные образовательные ресурсы могут входить компьютерные дидактические игры.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.
Интерактивные игры могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является развитие представлений о числе и счёте. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.
Работа по формированию представлений о числе и счёте у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы дошкольной образовательной организации и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Для формирования представлений о числе и счёте у детей дошкольного возраста могут использоваться разные средства:
- дидактические игры и упражнения;
- художественная литература;
- рабочие тетради;
Далее перейдём и рассмотрим интерактивную игру как одно из средств формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
XXI век является веком технологического прогресса, в том числе и в сфере образования: используются новые технологии и средства обучения, современные электронные образовательные ресурсы, не только в профессиональном образовании, в школе, но и в дошкольных образовательных организациях. Математическая подготовка важна в современном мире, поэтому осуществляется на всех ступенях образования, начиная с дошкольной. Для ребенка владение элементарными математическими представлениями необходимо не только для жизни в обществе, но, прежде всего, для развития абстрактного и логического мышлений, развивать которые возможно не только с помощью традиционных технологий, проверенных временем, но и с помощью новых информационных технологий.
Интерактивные игры – это вид электронного образовательного ресурса, предназначенный для детей, функционирующий на базе информационно-коммуникационных технологий, представляющий из себя цепочку заданий, построенных на основе развивающего обучения. Компьютерные дидактические игры не заменяют, а дополняют традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения обучающихся к новым информационным технологиям [4]. Практика применения таких игр показывает, что они являются эффективным средством обучения, т. к. обладают рядом положительных сторон [5]:
возможности звука, движения, цвета в играх вызывают интерес и помогают передать информацию в доступной, понятной и привлекательной форме ребенку;
новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;
практическая манипуляция способствует процессу познания и запоминания, увеличению уровня познавательных возможностей;
возможность реализации индивидуального обучения;
развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских способностей, талантов, приобретение знаний, умений и навыков.
В настоящее время спектр интерактивных игр для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не отвечают программным задачам, отраженным в образовательных программах дошкольного образования, поэтому они могут использоваться лишь частично, в интегрированной деятельности, либо с целью развития психических процессов: мышления, памяти, внимания и воображения.
Интерактивные игры можно разделить на 3 группы:
Обучающие - направленны непосредственно на обучение детей: ознакомление с буквами, развитие навыков чтения, формирование элементарных математических представлений и т.п.
Развивающие - способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к активности, инициативе и самостоятельной творческой деятельности.
Диагностические - выявляют уровень развития детей.
Все представленные виды интерактивных игр обладают теми же характеристиками, что и привычные для любого воспитателя дидактические, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры. Категория обучающих программ сопоставима с дидактическими и сюжетно-дидактическими играми. В них так же присутствует обучающие, развивающие и воспитательные задачи, игровые действия и наличие правил [6].
В целях сохранения здоровья детей при использовании информационных технологий в обучении в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ даны следующие указания. «Организованная образовательную деятельность (ООД) с использованием компьютеров для детей пяти - семи лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг». Непрерывная продолжительность работы за компьютером с развивающими играми для детей пяти лет не должна превышать 10 минут, а для детей шести лет - 15 минут. Для часто болеющих детей время работы за компьютером после выздоровления в течение двух недель уменьшено: пятилетним до 7 минут, шестилетним до 10 минут. После работы за компьютером с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз.
Также в СанПиН прописаны рекомендации для снижения утомляемости детей в процессе осуществления ООД с использованием компьютерной техники.
Формирование методических рекомендаций по использованию интерактивных игр является одним из условий при их разработке. Также к самим компьютерным играм для детей дошкольного возраста выдвигается ряд требований:
интуитивно-понятный интерфейс, например, в виде мультиплицированного меню;
крупные обобщенные изображения на экране, без мелких отвлекающих деталей, отсутствие текстовой информации;
умеренный темп движений и преобразований на экране, игровые задания должны регулироваться самим ребенком;
звуковое сопровождение игры;
наличие интуитивно понятных приемов оценки правильности ответов;
соответствие возрастным особенностям и санитарно-гигиенических нормам.
Среди интерактивных игр по развитию математических представлений для дошкольников наиболее популярны: «Остров Арифметики», «Баба Яга учится считать», «Лунтик. Математика для малышей», «Ищем парные картинки», «Математическое домино», «Лабиринт» [2; 4]. Электронное издание «1С: Школа. Дошкольное образование, 6-7 лет», авторами которого являются Ю.А. Бревнова, С.С. Хапаева, М.С. Филатьева, содержит более 470 интерактивных заданий и тренажеров разного типа.
В комплект вместе с электронным изданием входит книга методических рекомендаций по организации работы дошкольников с электронными образовательными ресурсами.
Онлайн-игры, в которые можно играть в браузере, называются флэш-игры. Чаще всего это бесплатные игры в интернете. Кроме того, для этих игр не требуется мощная конфигурация компьютерной системы, так как флэш-игры обычно просты и не привередливы к вычислительным ресурсам, а также отсутствует необходимость в регистрации для прохождения игры. Флэш-игры с математическим содержанием для дошкольников можно найти, например, [2; 4] на сайтах.
Развивая математические представления детей дошкольного возраста в ходе ООД посредством информационных технологий, следует придерживаться следующих методических рекомендаций:
Объяснять детям заранее правила интерактивных игр и принцип работы.
У детей разный уровень развития и активности, некоторые могут затрудняться в решении интерактивных игровых задач или быть медлительны, поэтому при затруднениях оказывать ребенку помощь в их преодолении.
Нельзя навязывать ребенку темп игры. При необходимости, давать больше времени на обдумывание и осмысление задачи поставленной игрой.
Проведение ООД по определенной теме с использованием традиционных технологий должно предшествовать ООД с использованием интерактивных игр, направленных на развитие математических представлений по этой теме.
Анализ литературы, опыт воспитателей показывают, что при выборе интерактивных игр необходимо соблюдать все требования к их оформлению, содержанию, применению и к организации интегрированной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, тогда у ребенка можно успешно формировать элементарные математические представления и развивать познавательные процессы.
Нами был изученопыт работы воспитателя по использованию дидактической игры на ИКТ оборудовании в развитии представлений о числе и счёте в подготовительной к школе группе.
Для этого были использованы следующие методы:
- наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;
- интервьюирование воспитателя подготовительной к школе группы МБДОУ№3 с целью выявления использования дидактических игр на ИКТ оборудовании с математическим содержанием.
Для осуществления работы по данному направлению мы начали с наблюдения за самостоятельной деятельностью детей МБДОУ №3 в подготовительной к школе группе «Затейники» и выявили, что в настоящее время ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОО.
Наблюдая за деятельностью детей в ходе режимных моментов, мы увидели, что дети в самостоятельной деятельности не используют игры на ИКТ оборудовании.
Воспитатель в первую половину дня предлагает детям игры на ИКТ оборудовании, игра «Убери лишнее», педагог, используя презентацию предлагала эту игру в утренний отрезок времени в ходе ООД. Детям было необходимо убрать лишний предмет, для этого каждый ребёнок, выходил к телевизору и нажимал на кнопку мышки, убирая лишний предмет, остальные дети наблюдали. Во вторую половину дня педагог предлагала детям сыграть в игру, разработанную в Learning Apps «Занимательная математика».
Воспитатель создавала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы каждый ребёнок чувствовал, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть, чтобы ребёнок мог свободно проявить свои желания и интересы. Обеспечила разнообразие и изменчивость предметной среды, окружающей детей включая в неё не только игрушки, но и различные предметы обихода взрослых, которые интересно использовать; предоставляет каждому ребенку возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению (в том числе разбирать их на части и заглядывать внутрь), постоянно использует в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество. Постоянно обращает внимание на признаки предметов и их количество.
Затем мы взяли интервью у воспитателя подготовительной к школе группе «Затейники» Н.В. Семенихиной, педагогический стаж 18 лет.
За это время было четко составлено представление о том, что дидактические игры на ИКТ оборудовании способны развивать интеллектуальную и познавательную сферу ребёнка-дошкольника лучше, развивать математические способности. Учёт принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач математического развития детей и задачи развития творческих способностей, эмоционально-волевых качеств личности.
В ходе интервьюирования воспитатель рассказала, что одно из направлений работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте она убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.
Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Воспитателем были посещены серии обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов, что помогло педагогу в овладении компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. В ДОО функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.
При работе с родителями воспитатель использует презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой – дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускает информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.
Следующим направлением в работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Педагог считает, что информационно-коммуникационные технологии являются важным средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Именно в этом педагогу и помогает, созданная электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использует флеш-карты.
Система мультимедийных презентаций – одна из составляющих использования ИКТ на ООД. Мультимедийная форма выражения познавательной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.
В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта.
Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим – нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий – создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.
Наталья Васильевна составила ряд интересных презентаций: «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для старшего дошкольного возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы. Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Наша Родина – Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике». Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Работу по математическому развитию у детей дошкольного возраста Н.В. Семенихина организует, как в ходе организованной образовательной деятельности (2 раза в неделю), так и в ходе совместных игр с детьми в течении дня, в том числе индивидуальной работе. Затем я выяснила, что самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. В остальном же, воспитатель сама предлагает детям различные дидактические игры на ИКТ оборудовании с математическим содержанием.
В группе имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.
С помощью ИКТ (презентация и телевизор) знакомит воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, повторяет пройденный материал вне занятий.
Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольной образовательной организации необходимо для создания познавательной среды, актуализации образовательной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.
В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов – появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольной образовательной организации является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повышает качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Далее нами будет пополнена предметно-развивающая среда дидактической игрой на ИКТ оборудовании «Математические гении». Эта дидактическая игра предназначена для детей старшей и подготовительной к школе группе. Она будет очень яркой и интересной для детей, в ней будут представлены задания, доступные детям. Использование этой игры поможет закреплять детям математические представления, а конкретно знания о числе и счёте. Эту дидактическую использовать лучше всего вовремя ООД или же индивидуальной работе с ребёнком.
Список литературы
Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб. пособие для студ. средн. пед. заведений/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – Москва: Изд. «Просвещение», 1988 . – 336 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: для бакалавров: учебник по направлению 050100 "Педагогика" / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 464 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00013-010.
ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Национальный стандарт Российской Федерации». Дата введения 2011-01-01 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200082196. (Дата обращения: 23.11.2021).
Играемся - детские развивающие онлайн-игры. URL: http://www.igraemsa.ru/. (Дата обращения: 26.11.2021).
Логозаврия. Умные игры для умных детей, родителей, учителей. URL: http://www.logozavr.ru/. (Дата обращения: 26.11.2021).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384). URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1155.pdf
Солоневичева, М.Н. Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ [Текст] / М.Н. Солоневичева // Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. – Санкт-Петербург: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 80 с.