Реализация образовательного проекта "Шмель" - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Реализация образовательного проекта "Шмель"

Дьячков М.А. 1, Ковалёва Е.А. 1, Ковалёв А.Ю. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С целью закрепления теоретических и практических знаний полученных в Киселёвском педагогическом колледже по специальности физическая культура, а так же для проверки гипотезы о возможности формирования личной и коллективной безопасности у школьников, был разработан образовательный проект «Шмель». К реализации проекта были привлечены представители РО ООО по РК «Союза казаков – воинов России и Зарубежья» в Кемеровской области - Кузбасс, а также общественная организация Школы русского боевого искусства «Шмель».

Проект будет реализован поэтапно и в последующем может быть рекомендован всем заинтересованным в культуре личной безопасности лицам.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах жизни общества. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражается на состоянии здоровья и жизни людей, особенно молодежи.

В Концепции национальной безопасности РФ указывается, что национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Россия была, есть и будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром.

Только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты. И, без сомнения, обеспечение прав и свобод человека является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России.

Укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором.

Но угроза еще сильна, мы пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества.

В этих условиях возрастает роль и ответственность системы педагогического образования за подготовку обучающейся молодежи по вопросам, относящимся к области формирования личности безопасного типа, выработке у нее привычек здорового образа жизни, воспитание патриотизма, воспитанию культуры безопасного поведения, отработке практических навыков по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

В последнее время не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в укладе жизни казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

В Концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 отмечено: «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности.

…Культура, традиции, обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни, поэтому без восстановления традиционного государственного статуса казачества невозможно возрождение казачества в целом». Этот же подход к возрождению казачества подтверждает Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», принятый Государственной Думой РФ в 2005 г.

В нашей базовой школы практики №33, важнейшей составляющей военно-патриотического воспитания является компонент, учитывающий специфику казачьей воинской культурной традиции. Целью является формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях казачества, а также изучения техники личной безопасности на внеурочных занятиях в детском казачьем военно-патриотическом объединении по ситуационной самообороне. Таким образом, у личности формируются умения и навыки для успешного решения многочисленных ситуационных задач в экстремальных условиях.

На сегодняшний день каждый из нас не так часто сталкивается с реальной опасностью для жизни и здоровья. А если такое и происходит, то многие необоснованно считают, что главную роль в обеспечении личной безопасности человека играют так называемые технические средства, например, газовый пистолет или баллон. При этом мало кто задумывается о самозащите, будучи безоружным, только за счет умения владеть собственным телом как одним из способов использования техники личной безопасности.

Под техникой личной безопасности понимается снижение процента травматизма разложением вредных сил на их составляющие.

Следовательно, для формирования современного мышления личности безопасного типа необходимо изменить представление и четко раскрыть процесс системы выживания как техники личной безопасности, отражающей состояние науки и техники.

Личность безопасного типа рассматривается нами (согласно системы А. А Кадочникова) как психобиомеханическая совокупность физического, психологического и социального человеческого естества, возможности и способности удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности.

В процессе изучения техники личной безопасности на внеурочных занятиях по ситуационной самообороне у личности формируются умения и навыки для успешного решения многочисленных ситуационных задач в экстремальных условиях.

Не имеет значения насколько развито человеческое общество — фактор агрессии остается внутри него, а самым опасным врагом человека все еще остается другой человек, у которого зачастую накапливается значительное количество нереализованной избыточной адаптационной энергии. И эта энергия, как правило, выплескивается в виде различных правонарушений, направленных против личности.

Участие личности безопасного типа в учебно-тренировочном процессе ставит физическую культуру и спорт на первое место среди средств снятия социально-психологической напряженности и направления избыточной адаптационной энергии в безопасное и полезное для общества русло.

Очень часто при бытовых конфликтах возникают ситуации, когда по различным причинам, особенно юридического плана, травмировать противника нельзя, но нейтрализовать необходимо. В этом случае ситуационная самооборона по системе А. А. Кадочникова становится незаменимой.

Современная ситуационная самооборона как техника личной безопасности человека базируется на прочном научном фундаменте, включающем в себя целый ряд научных дисциплин — от физики и математики до психологии и юриспруденции. Это значит, что наряду с интеллектуальной и физической подготовкой требуется и теоретическая подготовка личности безопасного типа.

Личность безопасного типа должна уметь применить физическую силу, а также подручные средства при угрожающей ей или третьим лицам опасности для жизни, здоровья или иным правоохраняемым интересам.

Однако кроме умений и навыков ситуационной самообороны по системе А. А. Кадочникова личность безопасного типа обязана также знать и действующее российское законодательство по данному вопросу.

Задумывая данный проект в нашем образовательном учреждении, мы предполагаем, что это позволит нам формировать личность безопасного типа на занятиях ситуационной самообороной и владеть навыками военной подготовки, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Данный проект подразумевает взаимодействие с Администрацией Киселевского городского округа, Управлением образования Киселевского городского округа, РО ООО по РК «Союза казаков –воинов России и Зарубежья» в Кемеровской области, Комитетом по спорту и молодежной политике Киселевского городского округа, Городской общественной организацией школы русского боевого искусства «ШМЕЛЬ», военный комиссариат КГО.

Цель проекта: формирование личности безопасного типа на занятиях внеурочной деятельности детского казачьего военно-патриотического объединения «Шмель».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Создать условия для формирования личности безопасного типа на внеурочных занятиях детского казачьего военно-патриотического объединения «Шмель», на базе ШКОЛЫ 33 и городских спортивных площадках.

Оценивать влияние внеурочных занятий в детском казачьем военно-патриотическом объединения «Шмель» на формирование личности безопасного типа.

Создать учебно-методический комплекс по программе внеурочной деятельности детского казачьего военно-патриотического объединения «Шмель», по направлениям:

- рукопашный бой (ситуационная самооборона),

- основы военной службы,

- казачья воинская традиционная культура,

- туризм.

4. Возможность создания кадетского класса

Основные направления формирования личности безопасного типа на внеурочных занятиях

-физическое,

-психологическое,

-социальное

-обеспечить подготовку молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Отличительные особенности данной образовательной общеразвивающей программы

При создании школьной программы внеурочной деятельности «Детского казачьего военно-патриотического объединения «Шмель», используются учебные материалы по рукопашному бою ситуационной самообороне системы А.А. Кадочникова, а также многолетний практический опыт работы общественной организации Школы русского боевого искусства «Шмель». Преподавательский состав физкультурного отделения Киселевского педагогического колледжа оказывают методическую поддержку в исследовательской деятельности.

При создании объединения к реализации проекта с предложенной инициативой были привлечины представители РО ООО по РК «Союза казаков –воинов России и Зарубежья» в Кемеровской области для создания в последствии кадетского класса.

Воспитывать чувства патриотизма и бережное отношение к истории и культуре Отечества, на примере казачества. Привлечь уч-ся, их родителей, педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социально-полезной среды.

Объем и сроки реализации

Программа имеет физкультурно- спортивную и военно-патриотическую направленность и рассчитана на три учебных года, с общим количеством часов – 1045, а в год -312 часов. Занятия проводятся по 9 часов в неделю. Третий год реализации проекта подразумевает создание кадетского класса. По итогам мониторинга на каждом из этапов реализации проекта будет сформулирована дальнейшая комплексная учебная программа кадетского класса.

Формы и режим занятий

Для реализации программы предусматриваются теоретические занятия в форме беседы презентаций в учебном компьютерном классе и актовом зале школы для ознакомления уч-ся с казачьей воинской культурной традицией. Тренировочные занятия по русскому боевому искусству – в спортивном зале, с использованием необходимого оборудования для организации и проведения занятий по ситуационной самообороне. Практические навыки учащиеся получают также, выезжая на городские и областные спортивные соревнования по Универсальному бою, и участие в военно-спортивной игре «Лазертаг». Со старшими детьми проводится углубленное занятие по основам военной службы «Спецназ». Также дети участвуют в традиционных показательных выступлениях на городских мероприятиях при праздновании памятных дат, Дней воинской славы. В летний период организуется совместно с РО ООО по РК «Союза казаков –воинов России и Зарубежья» в Кемеровской области выездной военно-спортивный проект на базе загородного оздоровительного лагеря г. Мыски. Верховая езда, упражнения с шашкой. Ребята получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных войн, сотрудниками МЧС.

Ожидаемые результаты

- Сформированность личности безопасного типа у учащихся ШКОЛЫ 33 занимающихся ситуационной самообороной;

- создание методических рекомендаций по программе внеурочной деятельности детского казачьего военно-патриотического объединения «Шмель», включающего ситуационную самооборону системы А.А. Кадочникова;

- востребованность юношей на службе в войсках специального назначения вооруженных сил Российской федерации;

- участие в социально значимых мероприятиях и проектах;

- предоставление, наряду с основным общим (полным) образованием, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в соответствующих ВУЗах.

Список литературы

Борщёв, И.Л., Алилуев А.П., Кадочников А.А. Рукопашный бой [Текст] / И.Л. Борщёв, А.П. Алилуев, А.А. Кадочников: Учебно-методическое пособие. — Москва, 1990

Заяшников, С.И. Техника каратэ [Текст] / С.И. Заяшников: Пособие для занимающегося каратэ. — Томск: СКИТ, 1991

Игуменов, В.М Спортивная борьба [Текст] / В.М. Игуменов, Б.А. Подливаев : Учеб. для студентов и учащихся фак. (отд-ний) физ. воспитания пед. учеб заведений. — Москва: «Просвещение», 1993

Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич . — Москва: «Просвещение», 2006

Лях В.И. Методика физического воспитания [Текст] / В.И. Лях.- Москва: «Просвещение», 2005

Наставление по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации. — Москва, 2004

Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах Российской Федерации (НФП-2001). — Москва, 2001

Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел. — Москва: ГУК МВД России, 1996

Панин, И.П. Рабочая программа по физической культуре для учащихся (кадет) ГОУ «ОКШИМ» на 2009/2010 учебный год [Текст] / И.П. Панин - Кемерово, 2009

Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. — Москва: Дрофа, 1999

Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы / Под ред. Г.П.Богданова. — Москва: Просвещение, 1987 (Б-ка учителя физ. культуры)

Просмотров работы: 5