Исторические события в русских пословицах и поговорках - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Исторические события в русских пословицах и поговорках

Егоренко О.М. 1, Исакович О.П. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У русского народа очень много пословиц и поговорок, которые создавались и накапливались в течение длительного времени. Они выражали то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Некоторые пословицы и поговорки указывают на факты и явления истории, помогают лучше их осмыслить, понять отдельные детали. Однако изучению их изучению уделяют внимание только узкие специалисты в области фольклора, и широкой публики они не известны. Между тем изучение пословиц и поговорок об исторических событиях позволяет понять и прочувствовать историю не сухим языком учебника, а наполнить её эмоциональным содержанием, что является актуальным в наше время.

Пословицы и поговорки суть выражения вековой народной мудрости, заключающие в себе ту или другую истину. Особенность всех этих произведений народа та, что они живут в его устной речи, передаются из рода в род, от старого малому, творцы этих произведений неизвестны; они – создание целого народа; в них нет личного начала; они относятся ко всем людям одинаково.

Пословица есть краткое в складной форме иносказательное народное изречение, заключающее в себе какую либо истину. Пословица есть изречение краткое, – в пословице нет лишних слов, мысль выражена настолько сгущенно и сжато, что из пословицы, как из песни, слова не выкинешь. Пословица большею частью состоит из двух частей, отвечающих друг другу рифмой, складом, в этом отношении пословица носит на себе характер и поэтического произведения – изречение иносказательное, то есть пословицу можно понимать двояко: и в прямом смысле, и в смысле переносном; так, в пословице «по Сеньке и шапка, по горшку и крышка» говорится в прямом смысле о соответствии Сеньке шапки и горшку крышки, а в переносном смысле говорится относительно выбора жены и мужа под пару. Пословица основывается на жизненном наблюдении, и этот вывод из наблюдений действительной жизни и выражен в пословице; она представляет непреложную истину, основанную на вековом наблюдении жизни.

Поговорка есть краткое в простой форме народное изречение, выражающее истину; например: «береги денежку на черный день», «век живи, век учись», «как снег на голову». Поговорка сходна с пословицею в том, что выражает мысль: сжато, кратко, иногда образно, но отличается от пословицы тем, что выражает истину прямо, просто, так что поговорку трудно отличить от пословицы, когда вторая часть последней опущена.

Пословицы и поговорки живут в народе столетиями. От древних времен путем устной передачи от одного поколения к другому, а также в летописных сводах, рукописных и печатных сборниках до нас дошло множество пословиц и поговорок. В древности пословицы назывались притчами, и русские летописцы широко пользовались ими для того, чтобы ярче рассказать об отдельных исторических событиях. Народные притчи встречаются и в памятниках древней русской литературы, таких, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и др. Пословицы содержатся в различных древних повестях, житиях, договорных грамотах, уложениях и судебниках, а также в других исторических документах.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века - «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель его остался неизвестным, в собрание вошло свыше 2500 пословиц и поговорок. Составитель предпослал собранию характерное предисловие: пословицы,-- убеждал он, - «зело потребны и полезны: и всеми ведомы добре» [1]. Желая защитить свое собрание пословиц от нападок церковников, составитель внушал читателю, что в пословицах и поговорках народа нет ничего такого, что бы противоречило божественному писанию. В сборник вошло много пословиц острого социального содержания.

Сборники, подобные «Повестям или пословицам всенароднейшим», продолжали появляться на всем протяжении XVIII века. Разумеется, это были сборники рукописные. Великий русский ученый М.В. Ломоносов и историк В.Н. Татищев были первыми в России, кто поняли значение пословиц и поговорок народа для истории и науки о языке. Работу М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева продолжали ученые Академии наук, которая издала «Словарь Академии Российской» (1789-1794). При обсуждении плана «Словаря» обнаружилось расхождение во мнении о том, какие из пословиц народа включать в «Словарь» и какие не включать.

Стремление тенденциозно истолковать народные пословицы и поговорки отчетливо выразилось в первых печатных сборниках, которые начинают появляться с конца 60-х годов XVIII века.

Демократические тенденции в подходе к изучению пословиц отразились в наиболее значительных сборниках пословиц этого времени: 908 пословиц из «Письмовника» Н. Курганова (первое издание появилось в 1769 году, книга неоднократно переиздавалась вплоть до 1837 года), «Собрание 4291 древних российских пословиц», отпечатанных при Московском университете в 1770 году. Последний сборник издавался трижды, с него снимали многочисленные рукописные копии. Составление его приписывается профессору Московского университета А.А. Барсову. В собрание вошли подлинно народные пословицы.

Глубокий интерес передовых деятелей искусства к пословицам не прошел бесследно для последующих поколений исследователей и собирателей фольклора. В 1830-1860-е годы появляются значительные сборники и обширные исследования пословиц и поговорок. В 1848 году профессор Московского университета И.М. Снегирев издал сборник «Русские народные пословицы и притчи», который вместе с изданным в 1857 году «Новым сборником русских пословиц и притчей» включал свыше 10500 пословиц и поговорок. Сборник И.М. Снегирева, как и знаменитое собрание песен П.В. Киреевского, был коллективным делом видных ученых и отдельных любителей народного творчества. В сборнике преобладают подлинно народные материалы. И.М. Снегирев вошел в науку не только как собиратель народного творчества, но и как исследователь. Им написан «Опыт рассуждения о русских пословицах» (1823) и создан обширный четырехтомный труд «Русские в своих пословицах» (1831-1834). Эти исследования включают немало правильных толкований исторического происхождения и смысла пословиц, наблюдения над процессом заимствования пословиц одним народом у другого.

Работу И.М. Снегирева продолжал Ф.И. Буслаев, в статье которого «Русский быт и пословица» изложен взгляд на пословицу, соответствующий общим принципам так называемой «мифологической школы». Многие поэты и исследователи изучали и собирали пословицы и поговорки, но самый значительный из всех сборников русских пословиц и поговорок - сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Собрание было опубликовано в «Чтениях Общества истории древностей российских при Московском университете» (1861 -1862). В сборник вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. В.И. Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества. По словам В. Даля, «источниками же или запасом для сборника служили: два или три печатных сборника прошлого века, собрания Княжевича, Снегирева, рукописные листки и тетради, сообщенные с разных сторон, и – главнейшее – живой русский язык, а более – речь народа» [1].

К пословицам как ценному материалу часто обращались русские историки. Они широко использовали их в своих монографиях, курсах лекций и описаниях отдельных событий русской истории. Ряд исторических фактов и событий «Истории Российской с самых древних времен» В.Н. Татищева проиллюстрирован пословицами и поговорками. В.Н. Татищевым составлен рукописный сборник пословиц, в котором приведены разнообразные пословицы, характеризующие быт и мировоззрение простого народа. Здесь встречаются пословицы антицерковные («Не грози попу церковью, он от нее сыт, бывает»), пословицы, отражавшие взгляды крестьян на старый суд и на царскую власть («Закон, что паутина: шмель прорвется, а муха вязнет», «Не бойся истца, бойся судьи»), пословицы и поговорки о горькой доле бедняка («На бедного везде каплет», «Не наша еда лимоны, есть их иному»), о кабале («Кабалка лежит, а Ивашка бежит», «Взяв лычко, отдай ремешок») и др.

Неоднократно использовал народные пословицы Н.М. Карамзин в своей многотомной «Истории государства Российского». Так, характеризуя беспорядки, происходившие во время княжения Андрея Боголюбского из-за несправедливости судей и лихоимства, Н.М. Карамзин привел такую пословицу: «Иде же закон, там и обид много». Обращались к народным пословицам и другие русские историки. Они обогащали имя свой язык, использовали их для того, чтобы ярче, образнее описать какое-либо историческое событие, указать на некоторые детали какого-либо факта.

Историк культуры, фольклорист и философ Михаил Иосифович Шахнович посвятил пословицам свои работы: «Русские пословицы и поговорки как исторический источник» (1936), «Военные пословицы русского народа. Сборник пословиц и крылатых слов» (1945), «Краткая история собирания и изучения русских пословиц и поговорок» (1936), в которых большое внимание уделил особенностям русских пословиц и истории их изучения.

Поговорка «Погибоша, аки Обре, их же несть племени, ни наследка» приводится летописцем Нестором в «Повести временных лет». Обрами в Древней Руси наши предки называли авар – тюркское племя, населявшее в VI веке н. э. территорию нынешних Венгрии и Австрии и основавшее там свое государство. Оно просуществовало три века и затем бесследно исчезло: авары были частично уничтожены венграми, частично слились с ними. Поговорка эта в том же значении дожила и до наших дней; смысл ее: совершенно, окончательно сгинуть.

Поговорка «Беда, аки в Родне» возникла в связи с голодом, который пришлось испытать князю Ярополку с его дружиной в городе Родне в 980 году. В Летописце Переяславля Суздальского эта же пословица приведена так: «И бе притча и ныне: без хлеба, аки в Родне».

Древляне, узнав, что князь Игорь возвращается к ним за новой данью, сказали ему: «Аще ся ввадит волк в овце, то выносят все стадо, аще не убьют его», - то есть, если повадится волк к овцам ходить, то перетаскает все стадо, если не убить его. Эта поговорка указывает на несправедливость поборов, которыми князь Игорь обложил древлян.

Ко времени крещения Руси относится пословица «Добрыня крести мечом, Путята – огнем». Если верить летописи, в Новгород прибыло княжеское посольство из Киева вместе с епископом для крещения. Местный волхв и градоначальник настроили против них горожан, и те сожгли церковь, разграбили дома христиан, убили жену и родственников Добрыни - дяди Владимира. Тогда полководцы из Киева напали на город и подожгли его окраину. Новгородцы сдались, пожар потушили, а горожан крестили.

В Галицко-Волынской летописи имеется пословица: «Лучше в своей стране лечь костьми, нежели быть славным на чужбине». Она свидетельствует о великом патриотизме русских людей, об их любви к родине. Патриотическими являются знаменитые слова киевского князя Святослава, обращенные к воинам его дружины: «Да не посрамим земле русские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам».

В XIII в. Новгороду и Пскову, пришлось вынести тяжелую борьбу с немецкими захватчиками и шведскими феодалами. Новгородцы выступали в эту грозную пору в союзе с Псковом. Именно об этом гласит древняя пословица: «Душа на Великой, а сердце на Волхове». По договору новгородцы и псковичи принимали к себе князей, а если князь не удовлетворял их, они прогоняли его. Отсюда пословица: «Коли худ князь, так князя в грязь».

«Дмитрий и Борис за город подрались». В 1365 году поссорились между собою князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего, умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 году) был правителем государства. Великий князь и митрополит хотели заставить младшего брата удовлетворить требованию старшего брата без вмешательства оружия и для сей цели отправили в Нижний Новгород к Борису преподобного Сергия Радонежского, причем митрополит поручил Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, или наложить на город церковное отлучение.

Пословицы «Новгород, Новгород, а постарше старшего», «Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити», «Кто против Бога и Великого Новгорода?», «Новгород судится своим судом», «Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали», «Справится дело и без Новгорода» возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве. В конце XV века он потерял свою самостоятельность и вошел в состав Русского централизованного государства.

Поговорка «Сирота Казанская» появилась после завоевания Казани Иваном Грозным. Местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют «сиротой казанской» [4].

В народных пословицах нашли отражение общественные отношения, характерные для периода феодализма. О ненависти к феодалам говорит, например, пословица: «Сколько рабов, столько врагов». В тяжелом и бесправном положении находились на Руси смерды. Поэтому пословицы, созданные феодалами, презрительно отзываются о смердах: «Смерда взгляд пуще брани», «Меха не надуть, а смерда не научить», «Где смерд думал, тут бог не был» [1].

Многие пословицы связаны с историей холопства: «Холоп, что мешок, - что положат, то и несет», «Холопское слово, что рогатина», «Холопское горло, что посконное бердо», «Холоп да брюхо добра не помнят». На притеснения холопы отвечали бегством, мятежами, восстаниями. Этим обстоятельством порождены были такие пословицы: «Не грози боярин холопу хлебом, а холоп боярину бегом», «Холоп в неволе у господина, а господин у прихотей своих» [2].

В пословицах нашла отражение и тяжелая жизнь монастырских крестьян. За счет усиления эксплуатации крестьян монастыри вели широкую торговлю хлебом и другими продуктами. Положение монастырских крестьян определялось поговоркой: «Монастырщина, что барщина». На работу в монастыри приходило много обездоленных, задавленных нуждой крестьян, беглых, странников. И пословица говорит, что люди шли туда «не для Исуса, а ради хлеба куса».

Пословицы, относящиеся к феодальной эпохе, отразили в себе протест крестьян и ремесленников, их ненависть к господам, горькую иронию бедняков, их нужду, горе, грудную жизнь людей, обреченных на голодное прозябание. Пословицы острой насмешкой клеймили самоуправство богатых, произвол властей, взяточничество, власть денег, издевательство над человеческой личностью. В среде крестьян и ремесленников издавна бытовали пословицы, подчеркивавшие социальное неравенство богатых и бедных: «Богат творит, как хочет, а убог, как может», «Богат ищет места, а убог смотрит теста». Мысль о том, что богатые живут за счет бедных, также нашла отражение в пословицах: «Не будет пахатника - не станет и бархатника», «Богатой, как ильинской сот, а живет, как скот» [1]. Приведенные пословицы и поговорки с исключительной яркостью свидетельствуют о непримиримых противоречиях между богатыми и бедными. Кто не знает, например, пословицу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», убедительно передающую настроение обманутого крестьянства, которое в конце XVI в. было окончательно закреплено за помещиками путем запрещения свободного перехода от одного помещика к другому по окончании полевых работ, то есть в Юрьев день (26 ноября по ст. ст.). Об этом же событии рассказывается и в других пословицах: «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет», «Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре».

Множество пословиц связано со временем монголо-татарского ига на Руси. В Золотой Орде приезжавших к хану русских князей и послов, как правило, проводили между двух горевших костров. Отсюда берет начало поговорка «Между двух огней». О том же периоде русской истории говорят такие пословицы и поговорки: «Где хан, там и Орда», «Пусто, словно Мамай прошел», «Бей сполох, татарин идет!», «Злее зла честь татарская».

Со свержением татарского яга появились новые поговорки: «Рано татарам на Русь идти», «Остер меч, да некого сечь: татарин в Крыму, а пан в Литве».

На русские земли посягали и другие враги. Римская курия стремилась распространить католицизм. Тысячи русских людей уводили в плен крымские ханы. Тогда и возникла пословица: «Никто столько бед России не наделал, как Папа Римский, да хан Крымский».

Много пословиц связано с бурными событиями начала XVII в., например: «Пришли казаки с Дону да погнали ляхов с дому». Пословица, оценивающая с народной точки зрения роль Марины Мнишек - «Марина кашу заварила, а теперь расхлебывай» («Сама Марина кашу жидко заварила, а теперь расхлебывай»). Некоторые собиратели народных пословиц относят поговорку «Праздновать труса» также к событиям начала XVII в., связывая ее с тем, что польский полковник Струсь в 1612 г. сдал Московский Кремль без боя.

В пословицах, записанных в XVII столетии, имеется также упоминание о сторожевой службе, сохранявшей свое немаловажное значение в это время для охраны южных границ Русского государства от нападения крымских татар: «Лежи на боку, да гляди за Оку». Эта тема вообще часто встречается в пословицах, записанных в XVII в.: свежа была память о монголо-татарском иге, да и крымские татары продолжали набеги на русские земли, причиняя огромный материальный ущерб.

«Жить в Крыму - что суме в дыму» и «Гонец из Крыму - что таракан из дыму» - так оценивала пословица отношения между Россией и Крымом в то время. Интересна пословица о крымских песнях, заканчивающаяся неожиданным пожеланием, образно показывающим отношение русского народа к былым поработителям: «Алай-булай - крымские песни, там их и тресни» [3].

Общественно-политическая мысль XVII века, касаясь таких проблем, как защита Отечества, воинский долг, войсковая служба, верность в бою и боевое товарищество, находила свое выражение в народной пословиц: «Бой красен мужеством, а приятель – дружеством», «Стояньем города не взять», «Крепка рать воеводою», «В поле съезжаются - родом не считаются» [5].

Среди пословиц встречаются и такие, которые отразили особенности военного быта стрелецкого войска того времени: «В стрельцы ставка добра, да лиха выставка», «Сухарики сушат - на службу спешат» [5].

Множество пословиц возникло во времена Петра I. Тогда в России уже ходили по рукам сборники рукописных пословиц. В бумагах Петра I имеются пометки, свидетельствующие о том, что он интересовался пословицами не только русскими, но и зарубежными, например, голландскими. Известно, что Петр I решительно выступил против устаревших обычаев, например, против ношения бороды. На штрафной монете, которая взималась за разрешение носить бороду, были слова: «Борода - лишняя тягота». Слова эти вошли в пословицу. За право носить бороду приходилось ежегодно платить особый налог. Этот факт нашел отражение и в другой пословице: «Без рубля бороды не отрастишь».

Во времена Петра I родилась пословица «Крепкий орешек, сразу не раскусишь», возникшая в связи со взятием в 1702 г. крепости Нотебург-Орешек. О другой победе русского оружия при Петре I говорят пословицы: «Погиб, как швед под Полтавой», «Петр со славой дрался под Полтавой», «Было дело под Полтавой» и др. Они свидетельствуют о храбрости и доблести русских войск.

О волоките и безразличном отношении к нуждам крестьян со стороны царя, бояр и чиновников пословицы и поговорки говорят: «Откладывать дело в долгий ящик», «Положить под сукно»; о нищенском уделе, голодном существовании крестьян: «Наше место на мосту с чашкой», «Ни кола, ни двора» (колом в старину называли земельные участки). Среди крестьян, выступавших против помещиков, были в ходу поговорки, вроде «Пустить красного петуха», то есть поджечь помещичье имение.

Сборники пословиц, вышедшие во второй половине XVIII в., в большом количестве содержат пословицы и поговорки, говорящие о беспросветной нужде, голоде и нищете, разорении и забитости крепостного крестьянства: «Голод в мир гонит», «Голод не сосед, от него не уйдешь», «Голодному хлеб на уме», «Горе тому, у кого ничего нет в дому». Голод вынуждал идти на любую работу, часто толкал людей на преступление. Отсюда пословица: «Голодный и патриарх хлеба украдет» [1].

Крестьяне убегали от своих помещиков целыми семьями, а иногда уходили в одиночку («Живет на Дону, оставя дому жену»). Беглых крестьян преследовали, организуя погоню за ними («Беглому одна дорога, а погонщикам сто»), посылая на поиски их тех же крестьян («Беглых сыскивает, а себе место приискивает»).

Поговорка «На лбу написано» появилась в годы правления Елизаветы Петровны. Чтобы отличить преступника от других людей, раскалённым железом выжигали на его лице уродливый знак, который оставался на всю жизнь.

В многочисленных пословицах, появившихся в первой половине XIX в., нашли отражение события Отечественной войны 1812 года. Народные изречения повествуют о патриотизме русских людей, рассказывают о настроении населения, указывают на мужество и доблесть солдат, офицеров и партизан, сражавшихся против войск Наполеона. Пословицы с глубоким уважением отзываются о Кутузове («Приехал Кутузов бить французов») и русской армии, о ее доблестных воинах, прославивших отечество («Француз боек, да русский стоек»). Пословица «На француза и вилы – ружье» говорит о народной партизанской войне, развернувшейся против армии Наполеона. Народный юмор, а порою и злая ирония по адресу захватчиков звучат и в таких пословицах, как «Пуганый француз от козы бежит», «Голодный француз и вороне рад». Некоторые пословицы служили надписями к народным лубочным картинкам, широко распространенным в народе: «Мужественный Даву потерял булаву», «Не знали мы мыслей французских, а им хотелось только ворон русских». О знаменитом Бородинском сражении в народе говорили: «От бородинской пушки под Москвой земля дрожала». А когда Наполеон был изгнан из пределов России, появились пословицы: «Отогрелся в Москве, да замерз на Березине», «Был не опален (Наполеон), а из Москвы вышел, опален» и др.

Пословицы воспевают красоту и богатство русских городов, особенно Москвы. Пословицы середины XIX в. указывают на величие Москвы: «Москва - сердце России», «Москва - всем городам мать», «Кто в Москве не бывал - красоты не видал». Глубокий патриотизм звучит и в таких пословицах: «Новгород, Новгород, а постарше старого», «Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург – голова», «Ярославль городок - от Москвы уголок» и др.

Пословицы, вошедшие в сборник В. Даля, показывают бедственное положение крестьян и подавляющего большинства населения России накануне реформы 1861 г.: «Ноготы, босоты изувешены шесты, холоду, голоду амбары полны», «С корочки на корочку перебивается», «Три кола вбито да небом покрыто», «Ни хлеба в суме, ни гроша в котоме». Ряд пословиц, изданных В. Далем, проникнут ненавистью к существовавшему строю, указывает на его социальную несправедливость. В них получила отражение угроза в адрес помещиков, звучит призыв к восстанию: «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Барин и в рубище не брат», «Барин за барина, мужик за мужика», «Крестьянскими мозолями баре сыты живут», «Мужик гол, а в руках кол» [1].

В сборниках, вышедших после отмены крепостного права, отражена жизнь пореформенного крестьянства, раскрывается отношение к реформе 1861 г. и к вопросу о помещичьем землевладении. Например, о крестьянском оброке крестьяне говорили: «Не шей дубленой шубы - оброку прибавят», «Бог за оброки не бьет в боки», «Этот изъян разложим на крестьян». Помещики облагали крестьянскую массу многочисленными штрафами и поборами («Что ни ступишь, то копейка, переступишь - другая, а станешь семенить, и рублем не покрыть»). Отношение крестьян к помещикам хорошо выражено в таких пословицах: «Барская ласка до порога», «Барин говорит горлом, а мужик горбом», «Утиного зоба не накормишь, а барского кармана не наполнишь». В своих пословицах народ высмеивал спесь разорившегося дворянства: «Слуги в шелках, а баре в долгах», «Пропали наши головы за боярами голыми».

После отмены крепостного права развитие промышленного капитализма в России пошло быстрыми темпами, увеличивалось число рабочих, усиливалась их эксплуатация. В сборниках XIX в. мало таких пословиц, которые вышли из среды рабочих. Это объясняется тем, что фольклористы и этнографы XIX в. не считали творчество рабочих народным и обычно обходили его. До нас дошло сравнительно немного пословиц, характеризующих условия работы на заводах, жизнь и быт пролетариев: «Кто на заводе не бывал, тот и горюшка не видал», «Батюшка Питер нам бока вытер, братцы заводы унесли годы, матушка канава совсем доконала», «Шахтер в землю спускается - с белым светом прощается», «За золотом пойдешь, корку хлеба найдешь», «Золото добываем, себе могилу копаем».

Народные пословицы обличают бюрократизм царских чиновников, дореволюционный суд, беспорядки и волокиту в различных государственных учреждениях, надругательство над личностью, взяточничество и казнокрадство. Особенно много пословиц создано народом о дореволюционном суде: «Судейский карман, что утиный зоб: и корму не разбирает и сытости не знает», «Богатому идти в суд - трын-трава, а бедному - долой голова», «Алтынного вора вешают, полтинного чествуют» [2].

Таким образом, русские пословицы и поговорки являются вспомогательным материалом, дополнительным источником по русской истории, в которых кратко и лаконично запечатлено множество важнейших исторических событий, условия труда, быта, мораль, особенности национального характера, мудрость и жизненный опыт многочисленных поколений.

Список используемых источников информации

Жигулев, А.М. Исторические события в русских народных пословицах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1460647714&archive – 12.02.2022.

Иллюстров, И. Жизнь русского народа в пословицах и поговорках [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rusinst.su/docs/books/Iakinf_Illustrov- 12.02.2022.

Отражение истории России в пословицах, поговорках и крылатых выражениях народов Крыма [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/3270 – 12.02.2022.

Пословица, связанная с историческими событиями. Пословицы и поговорки: история происхождения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://глобалпринт.рф/v-mire/istoricheskie-poslovicy-i-pogovorki.html– 12.02.2022.

Пушкарев, Л.Н. Русские народные пословицы в записях XVII века [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portalus.ru/modules/linguistics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1492868170&archive=&start_from=&ucat=& – 12.02.2022.

Просмотров работы: 5818