Русское общество второй половины XIX века в произведениях В.Г. Перова - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Русское общество второй половины XIX века в произведениях В.Г. Перова

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В отечественной исторической науке одним из активно разрабатываемых направлений является история повседневности. Интерес к истории повседневности вызывает потребность исследования проблем русского общества в различные исторические периоды. Особенный интерес представляет русское общество второй половины XIX в.

На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х го­­дов (прежде всего отменой крепостного права), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Главное же - от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Товарищество передвижных художественных выставок произвело революцию в русской живописи, вводя в искусство сюжеты из русской истории и картины народного быта, приемы реалистической и натуралистической живописи, тонкий психологизм персонажей.

Среди художников-передвижников, отдавших свой талант служению «музе гнева и печали», особое место занимает Василий Григорьевич Перов. В его произведениях русское искусство, по словам Стасова, выступило «… во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно произносило свой приговор над ее явлениями».

Картины В.Г. Перова – своеобразная энциклопедия жизни русского общества. Художник сумел найти особые художественные средства для характеристики представителей различных сословий и типов. В условиях общественного подъема конца 1850-1860-х годов В.Г. Перов был первым из живописцев, осмелившимся показать убогость и пустоту русской жизни, социальный гнет и бесправие людей, их горести и невзгоды, показать так прямо, резко, с такой остротой, которую не часто встретишь даже в сатирической графике той поры. Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон.

Цикл его небольших картин - «Приезд станового на следствие» (1857), «Первый чин» (1860), «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» (1862) - обнажал социальные противоречия русской жизни дореформенной эпохи.

Картина «Приезд станового на следствие», при всей ее наивности, затронула «вдаль и вглубь» актуальные современные проблемы и получила широкий общественный резонанс. Картина изображает суд над деревенским парнем, скорее всего, порубщиком леса. Василий Перов несколько идеализирует простого парня – хоть и порванная на плече, но белоснежная рубаха, белая кожа и округлые, мягкие черты лица не свойственны беднякам, круглый год работающим в полях или в мастерских. Но, возможно, художник хотел этим обликом кроткого юноши в белых одеждах подчеркнуть его невиновность. Умоляющий жест подсудимого тем более трогателен, что его руки связаны тоненькой веревочкой, которую ничего не стоит разорвать, а староста держит его за локоть некрепко и даже как будто нежно, так что кротость юноши, не имеющего воли даже просто сделать энергичное движение, действительно провоцирует на негодование по поводу «забитости» крестьянства и размышления на тему «ты проснешься ль, исполненный сил?»[2]. Юношу только что ввели в избу, а писарь с подвязанной щекой уже записывает показания и мужичок у двери готовит розги, рядом пригорюнилась крестьянская девушка. Становому подносят водку и закуску, а у его стула стоит корзинка с яйцами - очевидно, подарок грозному судье, что должно характеризовать его как взяточника. Возможно, кому-то покажется несколько наивным и прямолинейным изображение на полотне, но в 1857 году, сюжет оказался очень актуальным, раскрывающим многие пороки общества.

Картина «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» представлена в жанре сатиры на новоиспечённых чиновников, в которой заложен особый смысл, актуальный и по настоящее время. Небольшая комната, в углу иконы, на столе самовар, по стенам картинки, часы-ходики, гитара - все, как у всех дьячков. Но в этот день в семье необычайное событие: сын получил первый чин - чин коллежского регистратора. Портной принес на примерку мундир: новоиспеченный чиновник стоит перед ним, гордо выставив ногу в рваном носке, высоко подняв свою самодовольную, тупую голову. Вокруг родные с умилением смотрят на него. Наконец-то сын стал на настоящую дорогу! Они уже видят его блестящее будущее: богатая невеста, чины, ордена, щедрые подношения подчиненных... Критик В.В. Стасов, разбирая картину, дал точную и злую характеристику главного ее героя: «...Нахальное и тупое выражение дрянного юноши, начинающего уже зазнаваться своим коллежским регистраторском (даром, что сам он еще босиком и весь рваный, но уже и теперь много обещает - из него выйдет потом изрядный мошенник и давитель, столп порядка)...» [5]. Образ главного героя взят из жизни автора, им оказался соседский дьячок, а в портном, изображенном на картине, товарищи узнали портного, который обшивал их в училище. Картина словно оживает и превращается в историю, наполненную существующей реальностью.

Страшная и беспощадная в своей правдивости картина поголовного пьянства, невежества и богохульства, душевного опустошения и нравственной распущенности в картине «Сельский крестный ход на Пасхе» вызывает не только горький смех сквозь слезы, но и рождает негодование и глубокое сочувствие к участи этих бедных людей, их беспросветной жизни.

Перед нами «пьяный» крестный ход, проходящий в завершение пасхальной службы. Участники, судя по всему, заходят уже не в первый дом и успели хорошо угоститься. Внимание зрителя приковано в фигуре священника в праздничном облачении, его лицо лишено всякого выражения, глаз практически не видно на испитом лице. Под стать своему «пастырю» и сама паства. Молодая крестьянка, громко запевшая молитву, словно собралась идти в противоположную сторону. Оборванный старик рядом с ней держит икону ликом вниз, не обращая на это никакого внимания. На крыльце дома хозяйка пытается привести в чувство уснувшего мужа. Под крыльцом кто-то уснул. В центре картины трое крестьян в праздничной одежде. Двое из них пьяны, третий, который виден только со спины, трезв. Удивительно, как удалось художнику, показав спину своего персонажа, сделать так, что всякий зритель уверен в негативном отношении этого персонажа к происходящему.

Действие происходит на фоне раннего весеннего утра. Под ногами участников мартовская грязь и лужи, над ними облачное, желтоватое и такое же грязное небо. Путь до церкви, виднеющейся вдали, очень долог. Нетрудно представить, во что превратится процессия у церковных ворот. Однако автор старательно упрощает все детали, связанные с культом. Не все разглядят крест в руках у священника, образа не отображают ликов. Художник рассказывает о людях, он никак не стремится высмеять само Православие. Целью его сатиры является непорядочное священство, а не вера.

Живописец Перов виртуозно владел не только художественной техникой исполнения картин, но и являлся тонким психологом, видящим все недостатки тяжелой жизни бедных людей, заносчивость и чванство богатеев, двуличность церковных служителей. Картина «Проповедь в селе», написанная в 1861 году, когда было отменено, наконец, ненавистное крепостное право, наполнена глубоким содержанием. Сельская маленькая церквушка в выходной день, где священнослужитель читает воскресную проповедь. В замешательстве чешет затылок мужик, возможно, размышляя о несправедливости этой жизни. А помещику нечего беспокоиться, у него есть земли, души, угодья, богатства. Даже его сон охраняет преданный слуга, отодвигая напирающую прихожанку подальше от хозяина. Молодой девушке тем более неинтересны духовные искания, она с удовольствием послушает нежные нашептывания юноши, чем проповедь скучного священника. Каждый герой сюжета красноречиво иллюстрирует свои качества – усталость, пренебрежение, равнодушие, невежество, благостность и неверие. Гениальный шедевр Перова как зеркало, отражающее все слои российского населения. Причем отражающее самую суть, всю подноготную сложившегося к тому времени общества, прогнившего и лживого. В высшей степени тяжелого - для жизни простого люда. Безнаказанного и угодливого – для состоятельных толстосумов.

В работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Даже место действия является вполне оправданным. Именно Мытищинская вода считалась самой вкусной, а чаепитие в этом подмосковном месте было очень популярным. Перед зрителем предстает обычная, тривиальная летняя подмосковная сцена. Монах, в нашем случае, вероятно, настоятель, пьет чай в тени подмосковного сада. Перед ним внезапно появилась пара нищенствующих: старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Служанка, обеспокоенная появлением попрошаек, пытается их прогнать. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится. О многом могут рассказать ордена на изношенной шинели солдата, оборванная рубашка мальчика, красное лоснящееся лицо монаха, торопливая и суетливая фигура монастырского послушника на заднем плане, раскрытый саквояж важного гостя, готовый принять гостинцы, и многое другое. Картина явно сатирического плана, хотя писалась она по заказу Мытищинской городской управы. Впрочем, заказчик столь откровенно антиклерикальную работу так и не принял [5]. Работа выдержана в невыразительных тонах. Серо-зеленоватые тона призваны показать обычность ситуации, ее жизненность. Интересна композиция картины. Мастер привлекает внимание зрителя к противопоставленным элементам: сытость монаха и истощенность инвалида, зеркальная чистота дорогих сапог и ободранная рубашка. Наконец, рука, протянутая за подаянием, оказывается протянутой в пустоту. Обличая ханжество, обжорство, духовную пустоту церковников, автор целиком на стороне несчастных и обиженных. В этой работе художнику отлично удалось передать атмосферу неловкости, возникшей в этой ситуации. Отлично видно, что служанка, обслуживающая гостя, старается смотреть в сторону, испытывает неловкость и просто стыдится.

Произведения второй половины 1860-х годов свидетельствуют о значительной творческой эволюции художника, вплотную подводящей его к исканиям передвижников. По-прежнему глубоко и сильно показывая бедствия и страдания народа, полотна этих лет лишены, однако, сатирического характера, который был свойствен ранним произведениям художника. В картинах «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Утопленница» (1867) и других внимание художника целиком сосредоточивается на образах «униженных и оскорбленных», на драматических ситуациях их бесправной, подневольной жизни. Идейный замысел художника раскрывается посредством глубокого проникновения в психологию и душевное состояние простых людей, в сущность переживаемой ими жизненной драмы.

В картине «Проводы покойника» В.Г. Перов изобразил событие, какое, по словам критика В.В. Стасова, «...всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом» [5]. В безотрадной сцене похорон крестьянина художник-бытописатель ощутил всем своим существом, понял неизбывное горе крестьянской семьи, потерявшей кормильца и опору. Оттого так мрачен короткий зимний день, так низки и тяжелы тучи, так холодны и пустынны снежные дали, так одиноко и горько этой маленькой группе несчастных людей. Тема скорби, нашедшая выражение в сумрачных серых и коричневых красках, в ритмическом строе композиции, силуэте скорбной фигуры крестьянки многократно повторяется, варьируется, словно печальный мотив русской песни.

Самая узнаваема, трагичная, эмоциональная и овеянная легендами работа великого художника «Тройка» вот уже более полутора веков захватывает публику, заставляя ее сопереживать и сочувствовать героям работы. По пустынно и зловеще мрачной улице, заметаемой ледяной метелью, трое детей везут огромный чан с водой, покрытый рогожей. Вода, выплескиваясь из чана, мгновенно замерзает, превращаясь в сосульки. Так автор обозначает зимнюю стужу, что делает работу еще драматичней. Три детские фигуры, разные, но одинаково изможденные запряжены в повозку подобно тройке лошадей. Прямо к зрителю обращено лицо единственной в упряжке девочки. Распахнувшийся тулупчик открывает старую, застиранную юбку. Глаза полузакрыты, на лице напряжение и невыразимая мука. Волосы треплет холодный ветер, а тяжелые и не по возрасту большие ботинки еще больше подчеркивают хрупкость девчоночьей фигурки. Крайний слева мальчик, судя по всему, самый младший из троицы. Тяжелый труд, кажется, практически полностью лишил его сил. Рука безвольно висит, напряжение читается во всем теле, а тонкая бледная детская шея и взгляд, полный отчаяния и безысходности, довершает трагическую картину. Как известно, мастер долгое время не мог найти себе модель для центральной фигуры картины. Это самый старший из детей, изображенных на картине. По сюжету работы именно центральная фигура несет на себе главную часть драматургии работы. Как старший в упряжке, мальчик пытается играть роль лидера. Он, превозмогая боль и холод, не показывает своей усталости. Весь устремленный вперед, он самим своим видом дает силы ослабевшим товарищам. Недетские глаза троицы страдальцев, их одежда с чужого плеча, непосильный труд - мастер призывает зрителя ужаснуться положением детей, призывает к милосердию. Особое внимание стоит обратить на окружающий пейзаж. Пустынная улица, монастырская стена (это легко определить по части ворот с образом над ними), две человеческие фигуры - кутающийся в шубу от холода мужчина, подталкивающий сзади бочку с водой человек. Автор не показывает нам лиц взрослых людей. Они словно и не присутствуют в картине, становятся только частью пейзажа. Совсем невесел пес, бегущий рядом. Оскалившись на холод, тьму и сумерки, он сопровождает своих хозяев, перенося все лишения и трудности вместе с ними. Автор выбирает самые мрачные и невыразительные краски для своей работы, свет выхватывает из морозной дымки лишь лица трех главных героев. Серое, мрачное небо оживляют несколько летящих птиц, также страдающих от морозов. Серый, грязный снег под ногами, разбросанный хворост, обледеневшие сани. Все перечисленное усиливает впечатление от картины, наполняя ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности. Работа стала мощным и громким обличением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям.

Трагедия загубленной молодой жизни - так можно обозначить сюжет картины «Утопленица». Мастера возмущает равнодушие и безразличие, воплощенное в фигуре курящего жандарма. Художник искренне переживает смерть молодой девушки. Фоном работы выступает панорама Московского Кремля в утреннем тумане. Вот-вот взойдет солнце. Проснулись птицы, вода на реке тиха, практически неподвижна. Картина полна деталей, раскрывающих всю трагичность сюжета. Здесь и обрывок веревки, багор, деревянные мостки пристани, старая лодка - все создает атмосферу безысходности, уныния, тоски. Черная одежда героини, мокрые волосы на голой мостовой, а также миниатюрная ручка утопленницы заставляют сжиматься сердце зрителя от жалости. Художник заставляет зрителя задуматься над причиной произошедшего и почувствовать свою причастность к трагедии. Зритель сочувствует погибшей и возмущен равнодушием жандарма, а приближающаяся стая ворон выглядит зловеще. Колорит работы удивительно достоверен. Автору удалось передать все краски раннего утра, свежесть осени. Что еще больше оттеняет трагизм сюжета. Обычное, ничем не примечательное событие для большого города, в глазах автора поднимается до уровня высокой трагедии.

В творчестве Перова 1860-х годов всё сильнее и сильнее стали звучать ноты суровой трагедии. Так, в образе «Гитариста-бобыля» (1865) он передал драму одинокого человека. Бобыль - то ли письмоводитель, то ли конторщик какого-либо купеческого заведения, приниженный и придавленный «маленький человек» – изображён художником с большой теплотой. В сгорбленной спине, в упавшей голове, в чертах преждевременно состарившегося лица, во всём облике ушедшего в тяжёлую думу и безрадостные воспоминания бобыля мы читаем его жизнь, полную горя и унижений. Этот незлобивый, забитый старичок бренчит на гитаре, утешаясь в углу бедного трактира бутылкой вина. Замечательный мастер психологического анализа, Перов свою повесть об этом человеке передал в маленьком полотне, обрисовал его всего двумя-тремя меткими штрихами.

В картине «Учитель рисования» (1867) художник поведал нам о неудачливой, тяжёлой жизни своего собрата по искусству. Рухнули мечты этого человека о художнической творческой работе. Надо искать заработок обучением рисованию глаз и носов, давать частные уроки избалованным барским детям в каком-нибудь богатом доме. В горестном раздумье, приниженный своим зависимым положением, скромный, добрый, преданный искусству учитель рисования ожидает своего богатого ученика. Жалкая судьба! Её не избежали сотни и тысячи одарённых художественных натур, не нашедших себе места в бесчувственном мире.

Знаменитая картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) полна эмоциями и дает пищу для размышлений и рассуждений. Молодую девушку наняли в дом богатого купца, чтобы все было «как у людей». На полотне две главные фигуры - купец и девушка. Основательная, с широко расставленными ногами, уверенная в себе и в своем хозяйском положении, фигура купца. Лицо его с высокомерием, снисходительностью и с некоторым любопытством рассматривает прибывшую. Тоненькая фигура девушки - полная противоположность хозяину. Склонив голову в поклоне, она одновременно достает из сумочки какие-то бумаги, скорее всего, документы о себе и о своем образовании. Неуверенность, обреченность и страх перед будущей жизнью в этом доме талантливо обозначил художник в ее фигурке. Но, как часто бывает, работать гувернанткой - единственная возможность честного заработка для бедной образованной женщины того времени. Ох, и нелегко придется интеллигентной девушке в этом доме. Молодой купчик, сын хозяина, наверняка доставит множество неприятностей юной гувернантке. Об этом говорит его усмешка и взгляд, по словам самого художника, бессовестный и любопытный. Женщины за спиной хозяина, возможно купчиха и родня, не скрывают своего заинтересованного внимания ко всей этой сцене. Ради таких смотрин, они бросили все свои дела и занятия по дому. Слева возле входной двери, где стоит скромный багаж гостьи, столпилась челядь и слуги. Лица их улыбающиеся, но трудно сказать определенно, чем же вызвано их веселье. То ли вообще новым событием в доме, то ли усмешками и шутками, оценивающими явно небогатую девушку. Единственное «светлое пятно» в этой картине – девочка в белой сорочке и розовой юбочке. Ее милое, еще детское личико полно удивления и радости - ведь это к ней приехала учительница. Возможно, именно в хозяйской дочке гостья найдет себе благодарную ученицу и душевный отдых от завистливых, унизительных, невежественных или грубых отношений с другими членами семьи. А они, конечно же, будут, потому что гувернантке придется зависеть от своих хозяев. Ведь она находится в бесправном и безвыходном положении. Эта картина еще раз подчеркивает позицию художника, как человека свободолюбивых и реалистичных взглядов, показывающего бесправие и подчиненность одних людей другим, в зависимости от состояния и сословия.

В 1870-е гг. наиболее значительные достижения В.Г. Перова связаны в основном с портретной живописью. Наметившийся в его полотнах середины 1860-х годов интерес к образу униженного, угнетенного человека, поиски положительного героя получили свое наиболее полное и яркое выражение в серии крестьянских портретов-типов и портретов представителей передовой русской интеллигенции. Портреты «Фомушка-сыч» (1868), «Странник» (1870) и другие воплощали представление художника о русском крестьянине, о присущем ему чувстве собственного достоинства, о таящихся в нем духовных силах. Особенно ярко эти черты выражены в образе Фомушки-сыча, во всем облике которого, в его пристальном и настороженном взгляде чувствуется недюжинный ум, огромные внутренние силы. Выразителен и образ Странника, этого своеобразного народного философа и правдоискателя, избравшего своим уделом нищенство и бродяжничество вместо рабского труда у помещика. Прототип Странника - крестьянин, бывший дворовый Христофор Барский, описан в рассказе В.Г. Перова «Под крестом». «В том я с детства привык считать себя рабом, рожденным от рабов отца и матери... А здесь нужно добровольно надевать это ярмо и смиренно нести его. Нет! Этому не бывать», - говорит он гневно [2].

Портреты выдающихся деятелей русской культуры, написанные Перовым в 1870-е годы, вполне отвечают общей тенденции портретной живописи передвижников - созданию галереи «лучших людей русской нации». В таких портретах, как портреты А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), историка М.П. Погодина (1872), писателя В.И. Даля (1872), воплотился присущий художнику исключительный дар наблюдательности, его умение раскрыть своеобразие характера модели. При этом сан, официальное положение изображаемого человека мало интересуют Перова-портретиста. Ему не свойственно и стремление к внешней импозантности решения. В выборе позы, жеста портретируемого, а также костюма он подчеркивает их жизненно достоверные, обыденные черты (Островский и Погодин изображены, например, в халате). Современники усматривали в этой особенности портретов Перова немалую смелость.

Фон и одежда в портретах Перова обычно даны в глухой темной гамме и к тому же как бы окруженными тенью. Зато отчетливо освещена голова портретируемого, выполненная очень тщательно, со скульптурной пластичностью. Внутренняя духовная жизнь образа сосредоточена в лице, в устремленном на зрителя взгляде, пристальном, словно сверлящем - у Островского, полном мучительных раздумий - у Достоевского. Большую роль в характеристике образа играют в портретах В.Г. Перова руки. Характерен в этом отношении жест напряженно сплетенных, нервных рук Достоевского. Замечательно переданы бледные, тонкие пальцы Даля. Раскрывая в портретах выдающихся представителей прогрессивной русской интеллигенции высокие духовные, нравственные начала, художник умел быть беспощадным в характеристиках людей, заключающих в себе, в его представлении, социальное зло. Так, в «Портрете Ивана Камынина» (1882) за внешне благообразным, патриархальным обликом встают хищные, стяжательские черты российского купечества. «Тит Титыч воспрянул ... во всем величии своего типа!» - писали об этом портрете «Отечественные записки» [5].

Одновременно с портретом Перов продолжает работать в области бытописания. Но его картины 1870-х годов утрачивают тот критический обличительный пафос, который определял высокое общественное звучание ранних произведений художника. Его полотна этих лет - «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Голубятник» (1874) и другие - посвящены повседневной жизни маленького человека, его нехитрым радостям и заботам. Художник пришёл к пониманию того, что спокойная и мирная жизнь должна присутствовать в искусстве в той же мере, что и более острые темы. В картинах обнаруживается стремление автора ближе подойти к человеку, проникнуть в глубину его психологии, его повседневных интересов, понять, что составляет содержание его жизни, сокровенное его души.

В картине «Охотники на привале» запечатлена проникнутая добрым юмором жанровая сценка, не претендующая на постановку сколько-нибудь значимых жизненных проблем. В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в истинность истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник - мужчина средних лет - настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению. Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится ясной. Художник показал некий жизненный цикл: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; затем наступает зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живущую воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого. Герои картины - реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.

На картине «Рыболов» изображены два рыбака. Один из них – молодой мужчина на заднем плане – повёрнут спиной к зрителю, поэтому судить о его личности можно лишь по одежде: самые простые костюм и шапка. Он занят делом – нанизывает наживку на крючок. Видно, что человек небогатый, для него рыбалка – способ добыть себе пропитание и деньги. Контрастная фигура – второй рыбак, пожилой человек в очках. Если сравнивать с первым персонажем, одет он гораздо дороже: тёмный плащ, шейный платок, начищенные сапоги и очки в круглой оправе. Кроме того, зритель видит всё оборудование, что мужчина принёс с собой: несколько удочек, сачок, глиняный кувшин для улова – очевидно, герой планирует провести за рыбалкой не один час. Особенно интересны лицо и поза мужчины: он немного нагнулся, оперся руками о колени и напряжённо, даже с азартом следит за процессом. Видно, что рыбалка его увлекает, но это не жизненная необходимость: старик – зажиточный человек, вероятно, помещик или купец. На фоне художник изобразил лес и водоём, а также светло-серое небо: время утреннее, солнца ещё не видно, но уже светло. Вдалеке летит вереница птиц. Часть пейзажа есть и на переднем плане: в глади воды, на которой качаются кувшинки, отражаются сапоги рыбака, удочки и предрассветное небо. Если до этого Перов использовал природу как отражение личности героев, часть их психологического портрета, то на данной картине фон служит для создания умиротворённого, безмятежного настроения.

Ощущением счастья, молодости и свободы наполнена картина «Голубятник». Сюжет прост, легок и понятен, он лишен всяческих сложностей и глубинных смыслов. Перед нами молодой человек, занятый любимым делом. Голубятни - любимая забава не только московских мальчишек, но и взрослых людей. Развлечение это характерно для натур романтических и энергичных. Автор создал картину, раскрывающую образ голубятника - сильного, простодушного, открытого молодого парня. Только несколько деталей - выбитый передний зуб, нательный крестик на груди и растрепанные русые волосы - говорят о герое гораздо больше, чем долгие рассказы. Перед нами несомненно добрый, общительный молодой человек, эмоционального и взрывного темперамента (отсутствие переднего зуба говорит об участии во множестве драк, обычных для мальчишки). Он уверенно держится на козырьке крыши голубиного дома. Взгляд голубятника обращен высоко в небо, где кружит стая голубей. Вечная мечта человека о полете в этом взгляде, светлая зависть и безграничное счастье. Все говорит о том, что предметом изображения стала молодость и счастье. Видно, что голубятня обустроена с любовью к питомцам, предусмотрена даже занавесь. Сами голуби, выписанные автором точно и со знанием дела, совершенно не боятся человека, видно, что они привыкли доверять своему хозяину и никогда не видели от него никакого зла. Солнечный свет заливает крышу дома, голубое летнее небо занимает едва ли не половину композиции. Вся композиция картины словно устремлена вверх.

Многое из начатого художник не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы. Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.

Список используемых источников информации

Gallerix.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://gallerix.ru/album/Perov– 20.01.2022

Мuzei-mira.com [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1557-vasiliy-grigorevich-perov-biografiya-i-kartiny.html– 20.01.2022

Tphv-history.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tphv-history.ru/books/roginskaya-tphv9.html – 20.01.2022

История искусства: Перов Василий Григорьевич [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cvetamira.ru/perov-vasiliy-grigorevich-1833-1882– 20.01.2022

Жанровые картины Перова: Мир искусства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ourarts.ru/?p=1442 – 20.01.2022

Русские художники: Перов Василий Григорьевич [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post292005504 – 20.01.2022

Просмотров работы: 50