Место проведения: муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 33 г. Киселёвска
Сроки проведения: с 01.09.2020г. по 01.06.2021г.
Возраст участников: 8-10 лет, ученики начальных классов, МБОУ СОШ № 33 в количестве 20 человек.
Срок реализации: 10 мес.
Ожидаемые результаты (продукт проекта): организация и совместное проведение серии досуговых мероприятий с детьми младшего школьного возраста в каникулярное время.
Актуальность проекта:
Актуальность проекта заключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в период каникулярного время.
Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
На современном этапе существуют проблемы, побуждающие искать новые подходы к организации каникулярного времени детей:
1. Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений.
2. Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.
3. Основное занятие детей во время каникул – компьютерные игры, часто носящие агрессивный характер, что не лучшим образом сказывается на формировании личности. Также не будем забывать о том, что длительное пребывание за компьютером угрожает здоровью детей.
Цель проекта:организация свободного времени детей младшего школьного возраста в каникулярное время путем вовлечения их в различные формы организации досуговой деятельности.
Задачи проекта:
Обучать навыкам продуктивного использования свободного времени
Развивать интеллектуальные, творческие, организаторские способности детей.
Воспитывать в детях интерес к самостоятельной организации своего досуга.
Проблема проекта:
Каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования социальных компетенций, командного взаимодействия и лидерских качеств. Дети с нетерпением ждут каникул – важно не обмануть их надежды. Проект частично решает проблему организации занятости детей в период каникул. С этой целью планируется проведение теоретических и практических занятий, включение в разнообразные формы организации досуга: праздников, спортивных игр, бесед, досуговых мероприятий и т.д.
Этапы работы над проектом:
Этапы |
Содержание |
Сроки реализации |
Примечания |
Поисковый этап |
|||
1. |
Поиск и анализ проблемы по организации каникулярного времени детей. |
Сентябрь – октябрь 2020 г. |
|
Аналитический этап |
|||
2. |
Анализ и подбор ресурсов. Сбор и изучение информации по организации каникулярного времени детей младшего школьного возраста. |
Октябрь-ноябрь 2020 |
|
Практический этап |
|||
3. |
Разработка и проведение мероприятий с целью организации качественного и полезного досуга в каникулярное время детей младшего школьного возраста. Осенние каникулы: Игровая программа «Каникулы на Ура». Развлекательное мероприятие «Осенний бум». Зимние каникулы: Занятие «В гостях у зимней сказки». Праздник «Новый год». Праздник «Волшебное Рождество». Весенние каникулы: Беседа «Будь осторожен на дороге» Спортивная игра «Мы за здоровый образ жизни» Конкурс «Весенняя капель» |
С 26 октября 2020 г. по 28 марта 2021 г. |
|
Заключительный этап |
|||
4. |
Летние каникулы: Итоговый физкультурно – спортивный праздник «День защиты детей». |
1 июня 2021 |
Этапы реализации проекта
1. Поисковый этап.
Поиск и анализ проблемы:
Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? На одном из занятий от Алины мы услышали: «Скорее бы каникулы». Лиза сказала, что ей тоже очень хочется каникул. Я задала вопрос: «А чего вы ждете от каникул?» и решила поддержать этот разговор, т.к. детям было интересно. Нами была разработана анкета, целью которой являлось выявление уровня занятости детей младшего школьного возраста в период каникулярного времени.
– Чем Вы предпочитаете заниматься на каникулах?
– Выезжаете ли Вы куда-то далеко или предпочитаете находиться рядом с домом?
– Если выезжаете, что берете с собой в поездку?
– Кто на каникулах проводит с вами больше всего времени?
– Вы любите больше активный отдых или пассивный?
– Вспоминаете ли вы про учебные занятия на каникулах?
– Какие каникулы нравятся вам больше всего?
– Известно ли вам, почему детям нужны каникулы?
Оказалось, дети затрудняются ответить на некоторые вопросы. Это отразилось в обработке анализа анкетных данных (приложение 1).
Проведя анкетирование, среди детей младшего школьного возраста и проанализировав полученные результаты, мы выявили уровень занятости детей в каникулярный период, а также, каким видам деятельности исследуемая группа отдает предпочтения в период каникулярного времени.
Ответ на вопрос: «Чем Вы занимаетесь на каникулах?» 15 детей из 20 ответили, что проводят время активно, гуляют, играют, 5 респондентов ответили, что предпочитают находится дома и играть в компьютерные игры.
На вопрос: «Уезжаете ли Вы куда-то далеко или предпочитаете находится рядом с домом?» 10 детей из 20 ответили, что предпочитают выезжать с родителями и путешествуют, а остальные 10 ответили, что им нравится находится дома.
На вопрос: «Кто на каникулах проводит с Вами больше всего времени?» 10 детей из 20 ответили, что родители, остальные 10 ответили, что проводят много времени с друзьями.
На вопрос «Вы любите больше активный или пассивный отдых?», предварительно рассказав им что такое «пассивный» и «активный» отдых, мы получила следующие ответы: 15 детей из 20 предпочитают активный отдых, остальные 5 пассивный, находиться дома и играть в компьютерные игры и телефон.
На вопрос: «Вспоминаете ли Вы про учебные занятия на каникулах?» 10 детей из 20 ответили, что быстрее хотят вернуться на занятия, читают литературу, занимаются по предметам несколько часов в неделю самостоятельно, остальные 10 ответили, что про занятия на каникулах не вспоминают.
На вопрос: «Какие каникулы нравятся Вам больше всего?» 15 детей ответили «Летние», остальные 5 предпочитают отдать голос за «Зимние» каникулы.
На вопрос «Известно ли Вам, почему детям нужны каникулы?»
10 детей из 20 смогли ответить на вопрос: «Для отдыха», остальные 10 не ответили на вопрос.
Рис.1 – Уровень занятости детей младшего школьного возраста в период каникулярного времени.
Исходя из полученных данных, мы выяснили, что 75 % исследуемой группы детей младшего школьного возраста имеют высокий уровень занятости на каникулах, 20 % средний, и 5 % низкий. Мы спросили детей, хотели бы они узнать, как с пользой проводить свой досуг на каникулах? Таким образом, мы подвела их к тому, что они сами признали необходимым больше знать о том, как интересно и с пользой провести свои каникулы.
Что же мы должны будем делать, чтобы узнать? Дети предложили некоторые варианты решения возникшей проблемы – узнать у родителей, найти в интернете, и пр.
Таким образом, получив результаты анкетирования детей на поисковом этапе, мы пришли к выводу о привлечении детей в каникулярное время в разнообразные занятия (теоретические и практические), конкурсы, мероприятия, способные дать детям представления о том, что каникулы нужно проводить с пользой и качественно организовывать свой досуг. Разработанные мероприятия, занятия, праздники, конкурсы, будут направлены на повышение у детей интереса в области занятий спортом, организаторских способностей, развитие творческого потенциала, так как в некоторых мероприятиях педагог будет привлекать детей к организации путем коллективно – творческого дела.
Цель поискового этапа: изучение особенностей организации каникулярного времени детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора.
Развивать познавательные способности, творческое мышление.
Развивать умение вносить свой вклад в общее дело.
Деятельность педагога на первом этапе: педагог формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачи.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
На поисковом этапе нами был осуществлен поиск и анализ проблемы организации каникулярного времени детей, была заложена программа волонтеров образования, которая предполагает работу по разным направлениям площадок. Одной из площадок является «Ура, каникулы!» т.е. организация работы с детьми в каникулярное временя. Наш проект был положен в основу реализации площадки «Ура, каникулы!». Для реализации поискового этапа мы начали поиск и анализ информационно-теоретического материала. Проанализирован информационно-теоретический материал отражающий современное состояние проблемы организации каникулярного времени детей, мы выяснили, что в настоящее время младшие школьники не в состоянии грамотно и качественно организовать свое каникулярное время.
2. Аналитический этап.
Анализ и подбор ресурсов:
Обсуждение с детьми предстоящих мероприятий.
Сбор и изучение информации:
Детям было дано домашнее задание, подобрать с родителями вместе нужную информацию, обсудить найденный материал, правила поведения на мероприятиях.
Деятельность детей на данном этапе: распределение материала и сбор информации.
Деятельность педагога: педагог помогает детям спланировать деятельность, подготавливает дополнительный материал.
В ходе аналитического этапа дети узнали о том, каким образом мы будем продуктивно организовать свободное от учебы время:
- игры - путешествия;
- праздники;
-совместные игры;
- физкультурно – спортивные мероприятия;
- организация коллективно – творческих дел;
- познавательные занятия;
В процессе совместной деятельности мы подобрали материалы для праздников, игровых программ, конкурсов. Разучивали стихи, песни к развлечениям, принимали участие в оформлении зала.
С октября по ноябрь 2020 года на аналитическом этапе мы готовили детей к первому занятию в осенние каникулы в онлайн режиме, целью которого было закрепить уже имеющиеся знания детей о листьях леса, грибах, которые там растут, в занятие была включена и познавательная активность, и физическая, путем проведения физкультминутки. Все занятие было разработано в онлайн режиме с использование смарт доски и интерактивной презентации. Тем самым дети весело и с пользой провели день на каникулах.
3. Практический этап.
Цель практического этапа: организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение детей младшего школьного возраста в совместную деятельность.
На практическом этапе, который проводился с 26 октября 2020 г по 28 марта 2021 г., мы расширили границы своего проекта, путем вовлечения детей не только в просмотр и участие мероприятий и занятий, но и с включением детей в коллективно творческую деятельность, так как использование коллективно – творческого дела помогает ребенку реализовать свои творческие способности и проявить творческий потенциал.
Таким образом, в период с октября по май нами были самостоятельно организованы и проведены следующие мероприятия: игровая программа «Ура каникулы», целью которой было в онлайн формате организовать полезный и познавательный досуг детей в период осенних каникул, в процессе проведения игровой программы дети проявили сообразительность, активность, повышенное внимание, игровая программа их заинтересовала. Дети познакомились с красавицей-осенью, которая пришла к ним в гости и принесла им свои дары.
4. Заключительный этап.
Цель: анализ организации проведения мероприятия «День защиты детей».
Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети любят что-либо делать совместно с педагогом. Каждый ребёнок считает, что он талантлив. Это вызывает у него чувство гордости.
Задачи:
Подготовиться к итоговому мероприятию «День защиты детей»
Провести итоговое мероприятие «День защиты детей»
Провести анализ итогового мероприятия «День защиты детей»
Ожидаемые результаты:
Проект сформирует у младших школьников представления о каникулах, как о правильно организованном отдыхе, приносящим им пользу и радость.
У младших школьников сформируется умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Продукт проекта: Организация и проведение досуговых мероприятий, познавательных занятий, спортивных эстафет в период каникулярного времени у детей младшего школьного возраста.
Заключительным этапом являлось проведение итоговой конкурсно – игровой программы «День защиты детей», на котором дети показали свои уже приобретенные организаторские способности, свое умением подбирать конкурсы, игры, песни и стихотворения на итоговый праздник, они показали, что теперь они самостоятельно могут качественно организовывать свой досуг в каникулярное время.
Персонажами программы являлись «Ириска», «Пеппи длинный чулок» и «Лето». Собравшись на площадке детей приветствует Ириска и предлагает всем познакомиться необычным способом: «Я подниму руку, и как только я ее опущу вы дружно, хором, вместе, громко крикните свое имя». После знакомства, Ириска, недоумевая, спрашивает у детей зачем они все здесь собрались, на что ведущая отвечает ей, что сегодня праздник – День защиты детей и первый день лета. Прочитав стихотворение о лете, ведущий пригласил всех на праздничную площадку. Неожиданно, к ним пришла гостья – Пеппи длинный чулок. Придя к ребятам, она начала весело и задорно танцевать с ними.
Ириска читает стихотворение:
Если песня в небе кружиться,
Веселей звенит листва.
Если все вокруг подружаться
Будет больше волшебства!
Ведущая предлагает ребятам взяться крепко за руки и показать, какие они дружные. А после этого дети спели заранее выученную песню о дружбе.
А чтобы дальше продолжать играть, детям было предложено разделиться на две команды и путешествовать по станциям.
Ведущий говорит:
Итак, вижу, все команды готовы, двери закрыли, тормоза проверили, моторы завели, крылья расправили…Полетели!
Первая станция «Сказочно – загадочная», где детям было необходимо разгадать загадки. Вторая станция «Игровая» Здесь детям предложили поиграть в игру: ведущий: я рада видеть вас на станции «Игровая».
В руках моих большая сила и секрет.
Коль поднимаю руку вверх,
Кричите «Мама»,
Другую - «Папа».
Коль я к плечам их приложу, кричите - «Я»
А если две руки вверху - «Моя семья».
После игры дети отправляются на следующую станцию: «Музыкально – танцевальную». Здесь дети под музыку играют в игру «Если весело живется». В этой игре детям необходимо было повторять за ведущим движения и повторять слова «Если весело живется – делай так».
И тут неожиданно появляется сказочный персонаж – Лето. Оно встречает детей веселым стихотворением и предлагает познакомиться:
Эгей, ребятишки!
Сюда, шалунишки!
Отложите на время игрушки и книжки!
Подходите, детвора!
Собирайтесь все сюда!
Самый лучший в мире праздник продолжать пора!
А вы меня узнали?
Давайте познакомимся.
Лето загадывает детям загадку и предлагает ее разгадать.
Разгадав загадку, дети догадываются, что в гости к ним пришло Лето.
Лето рассказало детям, что свой приход оно начинает самым веселым праздником «Днем защиты детей». Лето спрашивает, знают ли дети стихотворения о лете? На что дети рассказали заранее подготовленные стихи.
А после стихотворений дети дружно спели песню «Мир – это детство».
Послушав песню детей, Лето задало им вопрос: Ребята, как Вы думаете, чем можно заниматься на каникулах? Так как дети уже знают, чем можно заняться и как провести время с пользой, стали поступать разнообразные ответы. Дети поют песню «Можно летом», на мотив песни «Учат в школе»:
Теплый шарф не одевать и до темноты гулять!
Дети: Можно летом, можно летом, можно летом!
Всех друзей собрать с утра и умчаться со двора!
Дети: Можно летом, можно летом, можно летом!
После исполнения песни, персонажи праздника пожелали детям веселых каникул, успеха, побольше верных друзей. После окончания мероприятия детям было предложено нарисовать мелками на асфальте то, что нужно им для счастья. Дети нарисовали: солнце, семью, друзей. После этого были сделаны совместные фотографии, на этом игровой программы подошла к концу.
Таким образом, реализация проекта была успешной, цели и задачи проекта были достигнуты.
Библиографическое список
Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 192 c.
Афанасьев, С.П. Коморин, С.В. Тимонин А.А. Что делать с детьми в загородном лагере. [Текст]: учеб. пособие / Афанасьев, С.П. Коморин,С.В. Тимонин А.А. - Кострома: МЦ «Вариант», 2020. – 207 с.
Бесова, М.А. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере / [Текст]: сборник сценариев праздничных мероприятий / Бесова, М.А. - Москва: Академия развития, 2016. - 160 c.
Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество [Текст] / Под ред. Н.Д. Бордюг и др. - Москва: Владос, 2019. - 272 c.
Гинзбург, Ф. В. Детский загородный лагерь / [Текст]: учеб. пособие / Ф.В. Гинзбург, Ю.Ф. Гинзбург. - Москва: Феникс, 2019. - 160 c.
Гусева, Е.В. Отдыхая, обучаемся или об учении с увлечением// Внешкольник. – 2012. - №1 (148). – с.46-50.
Океанские программы [Текст] / Под ред. - Марзаевой Э.В. -Владивосток: Дальпресс. 2010, 1999. – 340 с.
Фришман, И.И., Спирина Л.В. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в ДОЛ [Текст]: методическое пособие / Фришман, И.И., Спирина Л.В. - Москва: ГОУ ЦРСДОД, выпуск 10, 2004.