В настоящее время проблема профессионального самоопределения обучающихся системы среднего профессионального образования является актуальной, требующей разрешения. Это подтверждается данными о несоответствии вида деятельности трудоустроенных выпускников специальности, по которой они завершили обучение [1]. Актуальность исследуемого вопроса подтверждается и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», одна из целей принятия которой - до 2030 года увеличить долю выпускников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента [2].
Все это свидетельствует о необходимости усовершенствования используемых форм и методов педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, либо о внедрении новых, ранее не применявшихся. Профессиональное самоопределение, являясь неотъемлемой частью развития личности, представляет собой сложную систему, включающую профессиональную направленность и профессиональное сознание, мотивацию и отношение к выбору, социальное поведение, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения [3]. Понятие «педагогическое сопровождение» тесно связано с понятием педагогической поддержки, причем понятие поддержки являлось первичным по отношению к педагогическому сопровождению. Согласно определению О.С. Газмана, педагогическая поддержка – это особый вид педагогической деятельности, основной целью которой является помощь в саморазвитии, в решении личностно-профессиональных проблем, в решении внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения [4].
Эффективно выстроенная модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся системы среднего профессионального образования, во-первых, позволит увеличить количество выпускников, чей вид деятельности (при их трудоустройстве) будет соответствовать освоенной специальности; во-вторых, в случае, если после получения среднего профессионального образования выпускник примет решение продолжить обучение в образовательной организации высшего образования, можно предполагать, что сформированное, закрепленное при получении среднего профессионального образования, профессиональное намерение также позволит в дальнейшем быть трудоустроенным по специальности (направлению подготовки) в соответствии с присвоенной квалификацией.
Процесс профессионального самоопределения Д. Сьюпер определяет как постоянно чередующиеся выборы. В течение жизни человек вынужден совершать множество выборов. Выбор специальности дает человеку что-то конкретное, он получает определённую сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но, вместе с тем, это означает отказ от многих других видов деятельности, подтверждая мысль о том, что самоопределение есть одновременно и самоограничение [5].
В системе среднего профессионального образования обучающиеся проходят несколько стадий (периодов) профессионального самоопределения: «период оценки» (учащиеся после 9 класса) [6], переходный период (после 11 класса), период исследования и кристаллизации (старшие курсы техникумов и колледжей). Наличие этих периодов свидетельствует о необходимости оказания помощи, поддержки образовательной организацией обучающихся в их профессиональном самоопределении. В связи с чем существует необходимость создания эффективной системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения, которая должна быть многоуровневой и не ограничиваться только решением задач профессиональной ориентации на этапе поступления обучающихся в образовательные организации.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся при изучении профильных дисциплин направлено: на развитие профессиональных (внутренних) мотивов выбора профессии, связанных с интересом к профессии, с осознанием своих качеств и способностей к данной профессии, с потребностью и желанием выполнять какие-либо трудовые действия в профессиональной деятельности; на формирование компетенций (общих, профессиональных); на обретение первоначального опыта профессиональной деятельности в посредством активного, интерактивного обучения, прохождения учебной и производственной практик.
Главное назначение педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательном процессе состоит в педагогическом, технологическом, методическом обеспечении педагогических условий для продуктивной реализации процесса профессионального самоопределения каждого обучающегося. Под педагогическими условиями профессионального самоопределения обучающегося понимаются условия, которые создаются в образовательной организации «по маршруту» «старшеклассник-абитуриент-студент»: а) на первоначальном этапе, когда лицо находится в статусе абитуриента и б) на этапе профессионального образования (стадия профессиональной подготовки).
Важнейшей составляющей в содержании педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в образовательном процессе выступает его деятельность по усвоению ценностей, мировоззренческих идей, знаний, умений, компетенций при изучении профильных учебных дисциплин (освоении содержания профессиональных модулей).
К педагогическим условиям профессионального самоопределения обучающегося на этапе абитуриентства необходимо отнести следующие условия, которые создаются совместными усилиями общеобразовательной организации, преподавателей образовательной организации среднего профессионального образования, законных представителей:
- разработка и реализация программы профессионального самоопределения, что формировало бы у старшеклассников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно выбирать профессию с учетом своих особенностей, интересов и возможностей;
- реализация контекстного подхода к обучению в профильных классах, предполагающего актуализацию в профильных предметах ценностных основ различных видов профессиональной деятельности;
- выделение содержательных акцентов в изучаемом материале о профессионально и личностно значимых ценностях профессиональной деятельности (возможно, посредством разработки отдельных модулей в изучаемых предметах или спецкурсов);
- помощь старшеклассникам в развитии самосознания, направленного на осмысление особенностей профессии, её возможностей для самореализации, служения обществу, государству;
- поддержка абитуриентов в проектировании профессионального идеала специалиста и в соотнесении своих возможностей с ним;
- применение в образовательном процессе технологий и техник, методик, которые бы вызывали устойчивый интерес у старшеклассников к профессиональной деятельности;
- предоставление возможности в школе совершать профессиональные мини-пробы, которые стимулировали бы старшеклассников к профессионально ориентированной практической деятельности старшеклассников, развивали бы их творческие способности;
- индивидуально-адресная помощь конкретным старшеклассникам в определении своих профессиональных предпочтений и устойчивого выбора профессии;
- обеспечение профориентационного единства техникума, школы и семьи в решении проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Рассматривая средства педагогического сопровождения профессионального самоопределения, можно сделать вывод, что существуют разные мнения об их перечне. А. Леон в качестве средств педагогического сопровождения профессионального самоопределения рекомендует: сочинения после посещения предприятий; знакомство с профессиональными учебными заведениями, организацию ручного труда; показ фильмов, знакомящих обучающихся с профессиями; диагностику профессиональных интересов с помощью опросников. На основе полученной информации преподаватель фиксирует изменение интересов к тому или иному виду деятельности у обучающихся, проявления их способностей, планы на будущее. После накопления материала он приглашает законных представителей для обсуждения будущего их детей. А. Леон подчеркивает, что его концепция полностью не разрешает проблему профессиональной ориентации, но данная концепция помогает молодежи сориентироваться в выборе направления профессионального обучения [6]. К методам педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования в процессе обучения относятся: профессиональная диагностика, прогнозирование, информирование о профессиях, специальностях, консультирование, организация пробной трудовой деятельности и практического освоения профессиональной деятельности.
Безусловно, большинство исследователей, рассматривающих педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, сходятся во мнении, что одним из эффективных средств такого сопровождения выступают мероприятия по профессиональной ориентации. Взаимосвязь системы профессиональной ориентации с процессом профессионального самоопределения показано в концепции Э. Гинзберга. Он считает, что выбор профессии состоит из «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору профессии. По его мнению, каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей [6].
На практике проведение профориентационной работы часто сталкивается с недостаточно скоординированной работой школ и образовательными организациями среднего профессионального образования. В связи с чем возникает необходимость организационного взаимодействия со стороны администрации муниципальных образований, то есть необходима достаточность межведомственных взаимодействий – организация профориентационной работы с участием как минимум трех сторон: администрации муниципального образования, общеобразовательной организации, образовательной организации среднего профессионального образования. Причем, если проводить такую работу только среди обучающихся выпускных классов, то ее, скорее, можно назвать не профориентационной, а «профагитационной» [7]. Следовательно, профориентационную работу необходимо проводить с молодежью более раннего возраста. Так, в городе Невинномысске в 2021 году привлекаются к участию в профориентационных мероприятиях обучающиеся, начиная с 7 классов. Благодаря этому, работа по профессиональной ориентации организованно проводится всеми образовательными организациями муниципального образования. Таким образом, считаем, координация (организация) профориентационной деятельности должна осуществляться обязательно с участием органов местного самоуправления. Это обусловлено многосубъектностью деятельности по профессиональной ориентации, а также комплексностью такой деятельности. Необходимо учитывать, что при проведении профориентационной работы можно наблюдать различные типы социального заказа к таким мероприятиям (со стороны потенциальных работодателей, муниципального образования, образовательных организаций среднего профессионального образования, самих обучающихся и их законных представителей). Предполагаем, что самая приемлемая, удовлетворяющая социальные заказы всех (или большинства) участников профориентационной работы, деятельность по профессиональной ориентации может осуществляться в случае, если образовательные организации будут предлагать обучающимся обучение по специальностям, отвечающим потребностям муниципального, регионального рынка труда. Опыт экономически развитых и развивающихся стран показывает, что эффективность (социально-экономическая) профориентационной работы повышается при включении ее в общую систему государственной политики[8].
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что в настоящее время существует разрозненность применяемых методов педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Часть из них может быть недостаточно эффективна, в том числе, из-за недостаточности межведомственного взаимодействия. В связи с чем назрела потребность создания комплексной многоуровневой модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, позволяющей вести в этом направлении системную работу, результатом которой будет увеличение количества выпускников, чья деятельность при их трудоустройстве соответствует выбранной ранее специальности.
Список литературы
Соответствие работы трудоустроенных выпускников 2017-2019 гг. выпуска специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования (по данным выборочного обследования рабочей силы в 2020 году) // https://rosstat.gov.ru/labour_force?print=1.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // СЗ РФ. 2018 г. № 1 (часть II). Ст. 375.
Клочева Г.М. Конгнитивный компонент психологической безопасности личности. Научное мнение. Психолого-педагогические и юридические науки: научный журнал/ Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб., 2014. - № 9. - 2014. - С.33.
Газман О.С., Вайс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: 1995. С. 74.
Богданова Г.В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. 3013. № 10. С. 497.
Ермошин В.И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования // Научные исследования в образовании. 2007. // https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/viewer.
Усманов А.Р. Условия и средства организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе образования // Сибирский педагогический журнал. 2015 // https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-sredstva-organizatsionno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v/viewer.
Green T.F. Schools and communicates: Alook forward // Harvard Educational Review. - 1969. Vol. 39, № 2. - P. 236.