Принципы и механизмы государственного регулирования оценочной деятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Принципы и механизмы государственного регулирования оценочной деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Регулирование оценочной деятельности – система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и их соответствие определенным критериям, установленным профессиональным сообществом оценщиков или государственными органами или совместно.[3]

Процесс государственного регулирования оценочной деятельности включает разработку и принятие методических рекомендаций, нормативных правовых актов, в том числе стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, проведение экспертизы отчетов об оценке, обеспечение взаимодействия уполномоченного государственного органа по регулированию оценочной деятельности с территориальными органами.[14]

Сегодня оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. Законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ оценочная деятельность регулироваться не может. [12]

Основным документом, регламентирующим профессиональную оценочную деятельность в РФ, является Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 (далее Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ». Он закрепляет общие нормы, регулирующие оценочную деятельность, с которыми должны быть согласованы касающиеся оценочной деятельности нормы отраслевого законодательства (гражданского законодательства, законодательства о приватизации, об исполнительном производстве, о бухгалтерском учете, о налогах и сборах и т.д.). Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом Федеральных законов: «О саморегулируемых организациях», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и другими.[3]

Регулирование оценочной деятельности осуществляется советом по оценочной деятельности при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков в части разработки федеральных стандартов оценки, за исключением случаев нарушения сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности.[2]

Теоретической базой оценочной деятельности в экономике России является набор оценочных принципов.

Можно выделить три группы принципов оценочной деятельности:

• основанные на представлениях владельца имущества (собственника);

• связанные с эксплуатацией имущества (собственности);

• обусловленные действием рыночной среды.

Первая группа принципов:

1. Принцип полезности.

Заключается в том, что объект оценки обладает стоимостью только тогда, когда он способен удовлетворить потребность собственники. В течении определенного времени.

2. Принцип замещения.

Заключается в том, что максимальная стоимость собственности определяется наименьшей стоимостью по которой может быть приобретено другое имущество с эквивалентной полезностью.

3. Принцип ожидания.

Заключается в том, что полезность имущества обычно связана с получением в будущем прибыли, т. е. связана с ожиданием.

Вторая группа принципов:

4. Принцип факторов производства.

Заключается в том, что доходность любой экономической деятельности определяется четырьмя факторами производства: землей, рабочей силой, капиталом и управлением, результатом их взаимодействия.

5. Принцип остаточной продуктивности земельного участка.

Заключается: результатом того, что земля позволяет пользователю извлекать максимальные доходы или до предела уменьшать затраты, может быть остаточная продуктивность.

6. Принцип вклада.

Заключается в том, что включение любого дополнительного актива в систему объекта оценки эффективно тогда, когда получаемый прирост стоимости объекта больше затрат на приобретение этого вклада.

7. Принцип сбалансированности (пропорциональности).

Заключается в том, что максимальный доход от объекта оценки можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Третья группа принципов:

8. Принцип зависимости от внешней среды.

Заключается в том, что стоимость объекта оценки зависит от внешней экономической среды и в свою очередь влияет на стоимость др. связанных с ним объектов.

9. Принцип соответствия между спросом и предложением.

Заключается: цены остаются стабильными только тогда, когда спрос и предложение находятся в равновесии, особенно в условиях совершенной конкуренции. Когда спрос превышает предложение, цены на предлагаемые объекты могут превышать их стоимость.

10. Принцип регрессии и прогрессии.

Заключается: регрессия имеется, когда объект оценки характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями и рыночная цена его, вероятно, не будет отражать реальную стоимость. Прогрессия наблюдается, когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшение инфраструктуры.

11. Принцип конкуренции.

Заключается: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.

12. Принцип изменения стоимости.

Заключается в том, что стоимость объекта оценки изменяется под воздействием политических, экономических и социальных факторов.

13. Принцип экономического разделения.

Означает, что имущественные права следует разделять и соединять таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.

14. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.

Заключается в том, что для оценки стоимости из всех возможных вариантов использования объекта оценки выбирают вариант наилучший и наиболее эффективный, при котором наиболее полно реализуются функциональные возможности объекта.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки, стандарты и правила оценочной деятельности. Разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки.[5]

………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(Дата обращения 10.02.2022)

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/(Дата обращения 10.02.2022)

3. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/(Дата обращения 16.02.2022)

4. Статья 18. Регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт].

URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/2691669bc94c441ff9a78122a596827a41c290f2/#:~:text=%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BC,%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8Дата обращения 16.02.2022)

5. Статья 20. Стандарты оценочной деятельности //Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт].URL:https://base.garant.ru/12112509/9e3305d0d08ff111955ebd93afd10878/(Дата обращения 16.02.2022)

6.Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 225-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165902/(Дата обращения 16.02.2022)

7. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 27.07.2006 N 157-ФЗ (последняя редакция)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61891/(Дата обращения 20.16.2022)

8. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 14.11.2002 N 143-ФЗ (последняя редакция)URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39623/(Дата обращения 16.02.2022)

9.Консультант [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180064/242d2d213ae91cf1e99bf6e590ae18bff71d2cf0/(Дата обращения 16.02.2022)

10.Гарант // [Электронный ресурс] —https://www.garant.ru/(Дата обращения 16.02.2022)

11.Киберленинка// [Электронный ресурс] —: https://cyberleninka.ru/(Дата обращения 16.02.2022)

12. Правовые основы и регулирование оценочной деятельности // [Электронный ресурс] — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-i-regulirovanie-otsenochnoy-deyatelnosti#:~:text=%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F,%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8(Дата обращения 16.02.2022)

20. Лыкова П.А. Регулирование оценочной деятельности в России: сущность, цели и задачи на современном этапе. [Текст](Дата обращения 16.02.2022)

21. Крюкова И.В. , Лактюшина А. П. Современный механизм регулирования оценочной деятельности в Российской федерации: Проблемы и перспективы развития в условиях цифровизация экономики [Текст](Дата обращения 16.02.2022)

Просмотров работы: 89