Проблема социализации была актуальна всегда. Первое состояние, которое мы переживаем в нашей жизни, - это состояние жизни ребенка. Быть ребенком означает вступать в определенные отношения со своим собственным телом и жизнью. Однако здесь он взаимодействует не только со своим телом, с физическим окружением, но и с другими людьми. Первое, что видит ребенок - это социальный мир своих родителей - как внешнюю и могущественную реальность, и жизнь других людей, которые с рождения взаимодействуют с ребенком. В процессе социализации этот мир становится ему понятен.
Социализация - неотъемлемая часть процесса становления полноценной личностью и реализации реального потенциала ребенка. Социализация - это процесс приобщения к социальному миру, к его формам взаимодействия и его многозначности.
На современном этапе развития России в силу различных социально-политических, экономических и прогностических причин общество практически утратило интерес к поиску новых способов создания условий, позволяющих формированию чувства личности подростка, восприимчивости к социализации. Общество отказалось от коммунистической идеологии, считая, что система продвижения подростков к социальной зрелости была выстроена, а новая идеология современной России все еще находится во внешнем состоянии.
В современных условиях стратегия воспитания и развития личности должна быть направлена на развитие Российской Федерации, в которой человек, безусловно, должен быть представлен не только как социальная единица, но и как уникальная личность. Личность обычно определяется как индивидуальное существо, находящееся в социальных отношениях.
Это определение несет в себе следующее понимание:
1 - личность - это социальное в нас (существование социальных отношений). Любой человек должен взаимодействовать с социумом, для нормального формирования.
2-личность - это индивидуальное в нас. Человек должен уметь правильно формировать себя, для лучшего результата в жизни.
Сегодня социализация подростка в первоначальном социальном пространстве должна быть налажена через систему прав и свобод. Для этого необходимо особым образом организовать условия для развития личности подростка: повышение социальной компетентности; развитие навыков поведения в повседневной жизни и отношения к самостоятельному решению социальных проблемных ситуаций; формирование чувства личности; гражданственности.
Таким образом, актуальность находится в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих формированию: чувствительности к культурным ценностям и социальным процессам; отношения к самостоятельному решению социальных проблемных ситуаций; чувства личности; формированию гражданской позиции, избирательной активности на основе конституционных прав детей и взрослых; самоорганизации и самоопределения подростков в различных реалиях жизни. Эти условия могут быть социально-психологическими инициациями.
Инициация - это ритуал посвящения, неприкосновенность, которая позволяет человеку переходить из одного статуса в другой, с одного уровня развития на другой, например, с уровня инфантильного состояния на более высокий. С древних времен посвящение проходило через индивидуальный и групповой опыт, преодоление трудностей. Они позволяют подростку (человеку) проверить и утвердить свои способности, контролировать свою волю, настойчивость, почувствовать власть над собой, над обстоятельствами и проверить свою способность руководить. Они подтверждают рождение в человеке новых качеств, способностей, зрелости. Любая инициатива - это социально-психологическая проверка социально значимых качеств. Традиционные инициативы всегда проводились в специально организованных условиях. Всегда должно учитываться личность подростка, его возможность нормально функционировать с окружающим социальным миром, его интересы и пройденный жизненный опыт.
Социально-психологическая инициация - это, в нашем понимании, инициация в реальном социальном пространстве. Во временных объединениях создаются специальные условия для повышения уровня компетентности и развития у подростка чувства личности - моделирования системы самоорганизации. Моделирование системы самоорганизации основывалось на деятельности в локальном социальном пространстве, но выходило за его пределы на неопределенный срок.
При моделировании системы самоорганизации, аналогичной реальной системе современного российского общества, у подростков развиваются общественно полезные навыки, определяющие развитие самосознания не только в процессе формирования образа собственного "Я" как объекта активной деятельности и уникальной личности, но и как элемента, универсального или группового "мы". Создавая собственное государство со своими законами по образцу декларации прав человека и гражданина, Устава ООН, Конституции Российской Федерации, ее символов, подростки приобретают опыт позитивного социального существования в обществе. Подросток приобретает опыт практической деятельности в области парламентаризма, правовой культуры, технологий избирательных процессов, проявления и формирования гражданской позиции, овладения ответственностью за свой выбор. Подростки не только усваивают такие понятия, как "личность", "гражданин", "патриотизм", "национальная гордость", "права, обязанности, свободы", но и начинают осуществлять свою практическую деятельность через значения и значения этих понятий. В этом случае в условиях социально-психологической инициации временных объединений подросток интенсивно развивается и как социальная единица, и как уникальная личность. Государство должно давать возможность подросткам полностью раскрыть себя, показать свои возможности и таланты.
Технологии были разработаны и экспериментально проверены с целью создания условий для продвижения подростков в области знаний и практической деятельности по усвоению парламентаризма, правовой культуры, образовательных технологий избирательных процессов, гражданственности. Показано, что участие в программе социально-психологических инициаций способствует активизации гражданского сознания у подростков: каждый участник для себя понимает, что гражданский долг человека - это необходимость сделать выбор. Подростки имеют право голоса, этот фактор также является процессом становления личности.
Желание подростков общаться со своими сверстниками (чувство "МЫ") является психологической основой, способствующей успешному сотрудничеству друг с другом в рамках государственных объединений. По сути, во всех государственных системах европейских стран подростковые общественные объединения представляли собой социально-психологические инициативы, которые требовали от подростков прохождения тестов и социализации, принимая нормы общественных объединений как личностно значимые права и обязанности, подросток всегда легко следовал этим правилам.
Во временных подростковых объединениях социально-психологические инициации являются основным средством обеспечения создания условий для формирования качеств не только общественно полезной социальной единицы, но и социально активной личности. При взаимодействии с другими подростками в различных ситуациях и трудностях, развивается процесс работы в коллективе, умение найти решение сообща и развиваются личностные качества. Так как семья не может дать подростку полный аспект ситуаций, нужно давать возможность ребенку испытать себя в жизни с другими такими же подростками.
Создание развивающей среды нового типа, основанной на опыте подростковых государственных объединений и представляющей современные социально-психологические инициации: ведет к формированию социальной чувствительности; к безусловному росту социальной компетентности и формированию гражданской позиции; к пониманию того, что в социальных отношениях всегда возникают проблемные ситуации и, следовательно, необходимо знать и решать эти проблемные ситуации; для формирования чувства ценности для себя, для других, для дома и для человечества. Новый тип развивающей среды позволяет рассматривать социально-психологические инициативы подростков как условие развития личности.
Подводя итоги, следует отметить, что в обществе происходят стремительные процессы изменений, которые, соответственно, влияют на социализацию подростков. Сегодня в России, в связи с изменением политико-экономической ориентации государства, основные агенты социализации находятся в кризисе. Среднестатистическая российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, ее воспитательные функции резко снижаются. Те же процессы происходят и в школе. Недостаточное финансирование школ приводит к кризису системного образования, все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо того чтобы находиться под контролем взрослых, предоставлены самим себе, общаются на улице, в неформальных группах.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: социализация - это процесс влияния общества и его структур на индивидов на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизни в конкретном обществе, становятся личностями.
Социализация - чрезвычайно позитивный процесс, его успех зависит от того, сможет ли подросток, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, реализовать себя в процессе социальной жизни. Для общества успешная социализация гарантирует его самосохранение и сохранение его культуры. Государство должно приобщать подростков к культуре, создавать для них все возможное. Открытые мероприятия, занимательные занятия, концерты, форумы, где подростки с разных регионов могут собираться, обмениваться информацией и личным опытом. Повышать уровень знаний ребят, улучшать их физическую подготовку. Все это идет только в пользу для нашего государства.
Конечно, это один из важнейших периодов, когда закладывается фундамент, внутренний стержень будущей личности. Подростковый возраст помогает индивиду перейти из одного мира в другой, это новый поиск, поиск самого себя и своих ценностей.
Библиографический список:
1. Проценко Л.М. Социальная инициация подростков во временных объединениях // Развитие личности. 1998. № 3-4. - С. 172-178. -0,3 п.л. (в соавторстве с Ковалевым Е.В. - 50 % личного участия).
2. Проценко Л.М. Социально-психологические инициации подростков (Программа «Будущие лидеры России» - ВДЦ «Орленок», август 1999 г.) // Развитие личности. 1999. №2. -С. 4-9. -0,3 п.л.
3. Проценко Л.М. Особенности молодежного электората // Проблемы воспитания и развития личности на рубеже XX-XXI веков: теория и практика: Материалы VIII конференции молодых ученых, 23-24 мая 2000 г. /Под общ. Ред. Цветковой И.В., Шадриной М.С. -М: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. -С. 36-39. - 0,2 п.л. (в соавторстве с Дембицкой О.Ю. - 30 % личного участия).