Введение
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется изучению особенностей профессиональной мотивации и психологической безопасности у обучающихся высших учебных заведений. Также проблема психологической безопасности касается каждого из нас. Кроме того, в российском высшем образовании на современном этапе происходит трансформация профессиональной мотивации. Меняются приоритеты и ориентиры. Наряду с этим, процессам формирования свойств и качеств личности в контексте обеспечения психологической безопасности внимания уделяется сравнительно немного. Перемены, произошедшие в российском социуме за последние десятилетия, оказывают сильное влияние на формирование ценностей и жизненных ориентиров в среде студенческой молодежи. Что также оказывает влияние и на профессиональную мотивацию [1-10].
Методы исследования
1. теоретические (анализ литературных источников, сравнение, классификация, целеполагание);
2.эмпирические (опрос, анкетирование):
–Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной;
–Методика исследования мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов А. В. Крыловой и И. А. Игнатковой;
– Шкала базисных убеждений Янов-Бульман;
– Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности (О. Ю. Зотова).
3. методы математической статистки: корреляционный анализ Ч. Спирмена.
Исследование проводилось на базе ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова».
Выборку составили 50 респондентов, из которых 20 мужчин (40%) и 30 женщин (60%). Возраст испытуемых варьируется от 19 до 20 лет.
Результаты исследования
С целью диагностики особенностей развития учебно-профессиональной мотивации у студентов ВУЗа, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методики Т.И. Ильиной (см. таблицу 1).
Таблица 1
Особенности мотивации обучения в Вузе у студентов, %
Шкала |
% |
Приобретение знаний |
20 |
Овладение профессией |
64 |
Получение диплома |
16 |
Данные, представленные в таблице 1 позволяют сделать вывод, что у большинства студентов преобладающим мотивом является «овладение профессией».
Для изучения представлений об уровне мотивации и установки на профессиональную деятельность у студентов нами была проведена методика «мотивации и установки на профессиональную деятельность студентов» в адаптации А. В. Крыловой. Представим полученные результаты в таблице 2.
Таблица 2
Уровень мотивации и установки на профессиональную деятельность, %
Шкала/уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Установка на профессию |
28 |
27 |
45 |
Внутренняя мотивация |
31 |
23 |
46 |
Внешняя положительная мотивация |
42 |
23 |
35 |
По критерию «Установка на профессию» у большинства низкий показатель выраженности. Это означает, что студенты в меньшей степени ориентированы на овладение той или иной профессией на данный период времени.
В рамках шкалы «Внутренняя мотивация» мы видим, что в основном, респонденты указывают на наличие низкого уровня мотивации. Преобладает положительный тип мотивации. У большинства он на высоком уровне. Внешняя отрицательная мотивация выявлена у меньшинства студентов.
Дальнейшее исследование проходило в рамках изучения уровня развития психологической безопасности у студентов. С этой целью была применена методика «Шкала базисных убеждений» Янов-Бульмана. В ходе проведения исследования нами были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Результаты диагностики базисных убеждений личности студентов, %
Шкала/уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Благосклонность мира |
10 |
36 |
54 |
Доброта людей |
20 |
36 |
44 |
Справедливость мира |
30 |
30 |
40 |
Контролируемость мира |
10 |
36 |
54 |
Случайность |
20 |
36 |
44 |
Ценность собственного «Я» |
40 |
30 |
30 |
Степень самоконтроля |
41 |
39 |
20 |
Степень удачи или везения |
43 |
25 |
32 |
Исходя из результатов таблицы 3, можно сказать, что по фактору «Общее отношение к благосклонности окружающего мира», у большинства респондентов выявлены низкие результаты по шкале «Благосклонность мира», что говорит о том, что они не верят окружающим, склонны думать, что мир против них.
По фактору «Общее отношение к осмысленности мира» выявлены испытуемые с низкими баллами, они считают, что большинство событий в жизни происходит случайно, а не контролируются и подчиняются законам справедливости.
Общее отношение к осмысленности мира происходит на среднем уровне у большинства респондентов. Данные особенности указывают на то, что студенты в средней степени оценивают правильность и целенаправленность взаимодействия со справедливым миром и средняя оценка контролируемости собственной деятельности.
Для уточнения особенностей развития представления относительно психологической безопасности студентов нами было проведено исследование при помощи методики «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» О. Ю. Зотовой. В ходе проведения исследования нами были получены результаты, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень удовлетворенности потребности в безопасности студентов, %
Уровень |
% |
Очень низкий |
10 |
Низкий |
20 |
Средний |
40 |
Выше среднего |
16 |
Высокий |
14 |
В основном, для студентов характерным является средний̆ уровень удовлетворенности потребности в безопасности.
Качественный̆ анализ уровня значимости и характера корреляционных взаимосвязей исследуемых переменных позволил сформировать понимание взаимной обусловленности исследуемых характеристик.
В результате корреляционного анализа на основе критерия Ч. Спирмена нами были сделаны следующие выводы:
Чем выше в целом выраженность мотивационного профиля, тем выше и уровень психологической безопасности, а именно у студентов при выраженности мотивации получения знаний удовлетворенность потребности в психологической безопасности значительно выше.
Чем выше желание овладения профессией, тем больше удовлетворена потребность в психологической безопасности.
Кроме того, при доброжелательном отношении педагогов вуза будет формироваться высокая познавательная направленность, что, в свою очередь, также повлияет и на уровень психологической безопасности.
С целью обеспечения психологической безопасности студента основными задачами преподавательского состава и социально-психологической службы вуза и педагогического состава должны быть:
Помощь студенту в укреплении физического и психологического здоровья
–Создание доброжелательной атмосферы в студенческой группе;
–Помощь в развитии способности к самосознанию, умению делать разумный выбор и брать на себя ответственность;
–Помощь в развитии интереса к обучению через разъяснение, как получаемые знания помогут быть более успешным в профессии в будущем;
–Работа над трансформацией отношений студента к уровню своих профессиональных и психологических возможностей;
–Постепенное погружение в мир практических проблем разнообразных видов деятельности.
Заключение
Анализ литературных источников показал, что психологическая безопасность – это состояние психического и личностного благополучия, а также отсутствие явных факторов беспокойства. Для успешного обучения студентов в вузе должны быть созданы условия оптимальной психологической безопасности участников образовательного процесса.
С целью формирования представления об уровне развития профессиональной мотивации и психологической безопасности и выявления корреляций между показателями профессиональной̆ мотивации и психологической̆ безопасности у студентов, нами было проведено эмпирическое исследования, результаты которого показали, что:
у большинства студентов преобладающим мотивом является «овладение профессией». У меньшинства студентов преобладает мотив «приобретение знаний». У большинства студентов низкий показатель развития установки на профессию. В основном, респонденты указывают на наличие низкого уровня внутренней мотивации, что говорит об отсутствии моральных установок в рамках овладения теми или иными профессиональными знаниями.
При анализе таких шкал как «положительная и отрицательная внешняя мотивация», мы определили, что в основном, преобладает положительный тип мотивации. Внешняя отрицательная мотивация выявлена у меньшинства. По показателям психологической безопасности у большинства студентов по фактору «Общее отношение к благосклонности окружающего мира», выявлены низкие результаты. Выявлены низкие показатели по шкале «Доброта людей», что говорит об отсутствии их веры в то, что поступки окружающих совершаются, исходя из благих и добрых намерений.
Большинство склонны думать, что все события в жизни происходят случайно, а не контролируются и подчиняются законам справедливости. Т.е. они полагают, что не имеют контроль над происходящими событиями. У большинства общее отношение к осмысленности мира на среднем уровне. Удалось выявить, что в основном потребность в безопасности у данной категории респондентов удовлетворена лишь частично.
В результате корреляционного анализа установлено, что у студентов при выраженности мотивации получения знаний удовлетворенность психологической безопасности выше.
Корреляционный анализ показал, что при доброжелательном отношении педагогов вуза будет формироваться высокая познавательная направленность.
Мотивация на получение диплома коррелирует со степенью удачи и везенья. Осознание ценности своего «Я» формирует прочную учебную мотивацию, которая характеризуется как внутренняя. Студент, который учится ради похвалы, награды, стипендии не уверен в том, что его успехи полностью зависят от него, возлагая ответственность на случайное стечение обстоятельств.
Взаимосвязь приобретения знаний и самоконтроля свидетельствует о том, что при высоком уровне самоконтроля, самодисциплины качество приобретённых знаний будет лучше.
Можно говорить о подтверждении гипотезы исследования и реализации целей и задач работы.
Список литературы
Кравченко, Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов / Ю. О. Кравченко. — Текст: непосредственный // Психология в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург: Реноме, 2011. — С. 104-106.
Кисляков, П. А.Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения : учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Русский журнал, 2011. — 263 с.
Макарова, Н.А. Изучение учебной мотивации студентов первого курса педагогического вуза // Инновационная наука. –2016.– №8-2. –С.7-10
Основы психологии безопасности / сост Д.Р. Мерзлякова. – Ижевск.: Удмуртский университет, 2012. – 83 с.
Петров, С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения : учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Петров, П. А. Кисляков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019. — 179 с.
Патов, Н. А., Морозова С. И. Особенности формирования учебной мотивации студентов // Высшее образование сегодня. –2017. –№1. –С.5-10
Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа // ИСОМ. –2018.– №3. –С.78-79
Шевырдяева, К. С. Психологические особенности формирования мотивации студентов в процессе учебной деятельности // Вестник ПензГУ. –2018.– №1 (5). –С.8-10
Deci E. L. Effects of externally mediated rewards on intrinsic motivation // Journal of Personality and Social Psychology. – 2016. – V. 18. – P. 105–115.
Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains // Canadian Psychology. – 2008. – V. 49. – P. 14–23.