ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Когтенкова А.В. 1
1ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Проблема одиночества заключается в том, что это действительно волнующий и болезненный опыт, который настигает каждого, это то, что в любые времена не переставало волновать людей. Актуальность изучения состояния современных студентов, их переживаний, одиночества и психологической безопасности возрастает в условиях нестабильности общества и жизни в целом, так как именно эта социальная группа наиболее восприимчива к переменам в различных сферах жизни, с повышенной эмоциональностью реагируют на еще неизведанные социально-психологические проблемы и вызовы. Ведь всегда, когда человек примеряет на себя новую роль – это оказывается эмоционально и психологически сложным процессом, так как студент пытается влиться в новую среду и знакомится с новыми правилами, людьми, атмосферой.

Рощин С.К. и Соснин В.А., опираясь на толковые словари разных стран, провели большую работу, проанализировав и проведя полный разбор тезиса психологической безопасности. В процессе изучения толковых словарей множества стран, было выявлено, что в общенародном сознании тезис «безопасности» связан с эмоциями, состоянием и переживанием людей, нежели с отсутствием угроз [10]. Под психологической безопасностью понимают разное: начиная от процесса, который формируется заново каждый раз, когда встречаются участники социальной среды до свойства личности, характеризующее защиту от разрушительного воздействия и внутреннее сопротивление деструктивному воздействию [8].

Уровень психологической защищенности личности находится в зависимости от уровня активности, осознанности и конструктивности человека. Важным обстоятельством конструктивности выдвигаются потребности человека, а ликвидирование психологической опасности – основная задача защиты. Психологическая защита предоставляет значительную психологическую безопасность личности. Она была представлена как наисложнейшая многоуровневая система различных механизмов, образований и форм поведения, которая снабжает психологическую безопасность людей в мире как активных общественных субъектов, их психологическую защищенность в ситуациях влияния всевозможных информационно-психологических факторов и информационно-коммуникативных ситуациях [4]

Стадия профессионального развития личности имеет особенную важность, так как благополучие личности, а в дальнейшем специалиста в различной области, представляет собой значимый компонент для успешной профессиональной деятельности и реализации своих способностей. Независимо от того, какое понятие имеет «психологическое благополучие» в популярной литературе, в современной психологии оно имеет общепринятое понятие. Работы Бахарева, Антонова, Панина, Фисенко и других подробно рассматривают эту проблему. Психологическое благополучие – единый показатель личности в реализации положительного функционирования и степени реализации данного направления, показывающее субъективное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, соотносится с различными понятиями, такими как «психическое здоровье», «жизнерадостный стиль жизни» и т.д.

Что касается субъективных ощущений студентов, то возраст с 18 до 20 лет является этапом более глубокого развития моральных чувств, стабилизации характера и знакомством с новой ролью в жизни. Развитием также не обделены и умственные, физические силы, так как у многих людей рассматриваемый возраст является «тем самым», когда достигаются новые спортивные, технические и научные вершины. Второй период юности – студенческие годы, выделяется сложным развитием черт личности, которые носят название «сенситивные периоды для возникновения основных скрытых возможностей людей» [3] В студенческие годы также развиваются сознательность поведения, целеустремленность, инициативность, сдержанность, заинтересованность к нравственно-этической проблематике, но имеют развитие не только положительные черты, а также и негативные: незащищенность в осознанно нормализации поведения, отсутствие способности предвидеть последствия собственных действий, усиление возможности необоснованных рисков [2]

Одиночество является очень значимой проблемой в современном обществе и в связи с его масштабностью не имеет четкого определения, однако, предоставляется возможность кратко его описать как внутреннее переживание, не имеющее контроля, которое может оказывать влияние на человека даже в компании людей. В особенности у студентов наблюдается проблематика с отрицательной установкой на окружающее их общество, что создает дополнительные сложности в виде затруднения заводить новые знакомства и общение в целом [1]. Помощь в искоренении данных сложностей у студентов могут оказывать кураторы и преподаватели, разговаривая с ними, налаживая доверительные взаимоотношения с целью выяснить причины, из-за которых молодые люди могут чувствовать себя неуверенно и одиноко. Причин может быть множество, среди которых наблюдаются замкнутость, буллинг одногруппниками, конфликт с преподавателем, здоровье и другое. В тех высших учебных заведениях, при которых работают центры психологических консультаций, все больше популяризируются профилактические беседы и обучающие «лекции», направленные на развитие уверенности и навыков общения, ведь особенно важно их получать студентам первого курса, дабы они поддерживали такие взаимоотношения, которые бы не имели в их адаптации негативный характер.

Среди людей, страдающих от чувства одиночества, выделяют несколько типов: обреченно одинокие – те, кого совсем не устраивают свои отношения, они имеют сложность во взаимоотношении с окружающими и установлением близкого контакта [5]; время от времени одинокие – те, у кого есть друзья и навык установления дружеских контактов, но испытывающие неудовлетворенность в построенных взаимоотношениях из-за недостаточной близости, по этой причине они впадают в состояние одиночества, но считают его временным и страдают от него гораздо реже, чем остальные одинокие люди; стабильно одинокие – те, кто имеет те же признаки, что и первый тип: отсутствие партнера, друзей, новых знакомств, но не испытывающие дискомфорт из-за данных факторов, так как познали полное смирение и приняли неизбежность ситуации.

Подходами изучения одиночества являются: интеракционизм – поднимает обсуждение того, что на развитие одиночества влияют личностные особенности и ситуативные факторы, когнитивный – считается, что одиночество можно познать, оставшись полностью одиноким из-за недостатка социальной жизни [9], индивидуализм – каждый человек думает только о себе и поэтому количество общения, получаемого людьми, не удовлетворяет их ожидания, интимный – одиночество строит преграды на путик к открытию чему-либо новому, как и отсутствие доверительных отношений, недостаточная открытость миру, экзистенциальный – подразумевает под одиночеством необходимый этап жизни человека для того, чтобы его личность полностью сформировалась, считается, что все люди с самого начала своего жизненного пути одиноки, разница заключается лишь в том, как каждый для себя его познает, именно по этой причине рассматриваемое чувство невозможно искоренить, его можно только полностью принять, личностный – человек сложнейшее и уникальное создание, и его одиночество не имеет отдельных составляющих [6, 7].

Представитель личностного подхода С.Г. Корчагина выделила несколько видов одиночества:

Отчуждающее одиночество. Характеризуется тем, что личность выбирает отчуждение от всего мира в целом и психологическим расстоянием между субъектом и объектом. Самая высокая точка отчуждения перерастает в острое переживание одиночества. Отчуждение приносит такие последствия, как потеря эмоциональной связи человека с людьми, местами, которые когда-то вызывали приятные чувства и были ценны, воспоминаниями, все перечисленное становится для человека не таким родным, как когда-то было, а чем-то совершенно далеким и последующее поддержание связи со значимыми вещами в жизни теряет смысл.

Диффузное одиночество. Связано с идентификацией, человек, который находится в постоянном состоянии сравнения себя с другими людьми, теряет свое собственное «Я». Данный тип одиночества возникает из-за того, что человек слишком много внимания и времени уделяет формальному общению, благодаря чему у него все больше и больше возрастает потребность быть в единении с другим человеком. В состоянии острого диффузного одиночества человек все больше начинает испытывать нужду в общении с другими людьми, ведь когда субъект погружается в чужой мир и проблемы – он заполняет свою пустоту ощущением собственной значимости.

Диссоциированное одиночество. Связывается с резкой сменой отделения себя от других и самоидентификацией. Данный вид считается наиболее отягощающим и требует большего внимания, он присущ людям, отличающимися излишней эмоциональностью. Характеризуется грубым отношением к близким людям, постоянным поиском виноватых, невозможностью воспринимать замечания в свою сторону при тенденции видеть у себя негативные качества, которых нет на самом деле. При диссоциированном виде одиночества возникает раскол собственного «Я», которое берет начало из того, что субъект в найденном для себя объекте выделяет наиболее важные качества, которые вносят как положительный, так и отрицательный характер, вынуждая выбирать из них лишь одну сторону.

Нами проведено экспериментальное исследование. Выборку исследования составили 46 студентов Российского государственного социального университета и Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, среди которых 25 женщин (54,35%) и 21 мужчина (45,65%). Возраст испытуемых 17-28 лет (средний возраст – 20). Во время проведения исследования были использованы следующие методики: «Шкала субъективного переживания чувства одиночества (СПО) С.В. Духновского», «Диагностические опросник «Одиночество» С.Г. Корчагина, «Шкала субъективного благополучия (адаптация М.В. Соколовой), «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности».

Итак, по методике «Шкала субъективного переживания чувства одиночества (СПО) С.В. Духновского было выяснено, что преобладающая часть испытуемых имеет высокие показатели по шкалам «высокий уровень» (12 человек – 26,09%) и «крайне высокий уровень» (14 человек – 30,43%) одиночества, что в совокупности дает 56,52% от общего числа. Полученные показатели могут быть обоснованы различными причинами: начиная от влияния дистанционного обучения, заканчивая застенчивостью и эмоциональным дискомфортом. Средний уровень – 41,3%, низкий уровень – 2,17%.

Результаты по методике «Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагина, которая позволяет определить не только глубину переживаемого одиночества, но и его вид, представляют возможность сделать вывод о том, что в выборке из 46 человек наиболее распространен диссоциированный вид одиночества – 45,65%. Численный перевес в данном виде одиночества может быть обоснован таким показателем, как возраст испытуемых, основным был определен возраст от 18 до 23 лет. В это время многие люди все еще находятся в поисках себя, целей, планируют свои действия в профессиональном и личностном становлении, по этой причине все перечисленные факторы могут оказывать влияние на идентификацию и обособление. Отчуждающее одиночество заняло вторую позицию в выборке испытуемых – 32,61%. Например, у студентов первого курса данный вид одиночества может быть обоснован новыми жизненными обстоятельствами – поменявшийся коллектив, место обучения. Остальные студенты, как и, собственно, студенты первого курса, могут страдать от обособления и отчуждения из-за такого фактора, как недостаточный уровень установленных близких взаимоотношений.

В связи с этим, благодаря двум методикам, были выявлены 29 человек, страдающих от высокого/глубокого одиночества и 17 человек, переживающих неглубокое одиночество.

Далее будут рассмотрены результаты по методикам психологической безопасности. В методике "Шкала субъективного благополучия (адаптация М.В. Соколовой)» средний уровень субъективного благополучия был выявлен у большинства опрашиваемых испытуемых – 71,7%, что дает сделать вывод о том, что у данных людей присутствует стабильный фон настроения, установленные на нужном уровне взаимоотношения с окружающими людьми, адекватное восприятие возникающих трудностей и нормализованная самооценка. Второе место занял высокий уровень – 19,6%, для данных людей характерно стабильное настроение, позитивное отношение к появляющимся трудностям в той или иной сфере, отсутствие беспричинной тревоги и беспокойства. Низкий уровень субъективного благополучия был выявлен у 8,7% испытуемых. Для людей, входящих в эту группу, характерно ухудшение настроения, склонность к одиночеству и неудовлетворенность самооценкой здоровья.

Результаты методики «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности (О.Ю. Зотова) показали, что потребность личности в безопасности удовлетворена – 82,61%, что свидетельствует о нормальном существовании людей, связи с окружающими людьми и миром, субъекты испытывают психологическую защищенность и уединенность. Частично удовлетворены – 15,22%, не удовлетворены – 2,17%. Также в результатах имеет приоритет потребность быть любимым, средний балл по этому показателю равен 1,43, данная потребность при условии ее реализации позволяет значительно снижать испытываемый людьми стресс.

Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу, который был выполнен с помощью непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена и показал, что в целом прямой взаимосвязи между чувством одиночества и уровнем психологической безопасности не наблюдается, однако, корреляция была обнаружена между отдельными шкалами методик, представленными в таблице 1. Взаимосвязь среднего уровня переживания одиночества и потребности безопасности имеет значимую отрицательную корреляцию (-0,438**), которая является наиболее высоким уровнем связи. Данный коэффициент корреляции указывает на то, что чем выше уровень переживания одиночества, тем сильнее возрастает потребность в психологической безопасности. Это можно обосновать тем, что испытуемые со средним уровнем одиночества более подвержены психологическому давлению извне, поэтому психологическая защищенность в обществе позволит им удерживать в нормальном состоянии психическое здоровье и помочь им быть более открытым к миру, устанавливая желаемые взаимоотношения с окружением.

Таблица 1 – Корреляционный анализ данных

Показатели

Коэффициент корреляции

Знач.

(двусторонняя)

Средний уровень переживания одиночества – потребность безопасности.

-0,438**

0,002

Средний уровень переживания одиночества – частично удовлетворенные личности в потребности безопасности

0,326*

0,027

Средний уровень переживания одиночества – удовлетворенные личности в потребности безопасности

-0,387**

0,008

Отчуждающее одиночество – средний уровень субъективного благополучия

-0,300*

0,043

Отчуждающее одиночество – потребность безопасности

-0,308*

0,037

Примечание: * - (p. ≤ 0,05), ** - (p. ≤ 0,01)

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что больше половины опрошенных студентов, а именно 56,52%, столкнулись с высоким уровнем переживания одиночества, а наиболее распространенный вид – диссоциированный. Данный вид одиночества обосновывается нарушенным балансом между идентификацией и полным обособлением, высокой зависимостью от тех, кто был выделен объектом.

Корреляционный анализ данных, выполненный с помощью критерия Спирмена, показал, что по отдельным шкалам из используемых методик была выявлена наиболее значимая корреляция с высоким уровнем связи между «средним уровнем одиночества» и «потребностью безопасности», что доказывает существование взаимосвязи между чувством одиночества и уровнем психологической безопасности.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов – М.: Деловая книга, 2000.

Азарнов Н.Н. Безопасность личности в системе социального взаимодействия // Прикладная юридическая психология. – 2010. – С. 157-159.

Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 544.

Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление. // Монография. – М.: Курганский государственный университет, 2007. – С. 180.

Корчагина С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / ред. Фельдштейн Д.И. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 228.

Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности – М.: Академия, 2010.

Перлман Д. Лабиринты одиночества: теоретические подходы к одиночеству / Перлман Д., Пепло Л.Э. – М.: Прогресс, 1989. – С. 152-168.

Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / Рощин С.К., Соснин В.А. – М.: Российский монитор, 1995. – Т.6. – С. 133-146.

Просмотров работы: 151