ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Белобратова М.В. 1
1ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» г. Москва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Изучение социально-психологической безопасности личности объясняется состоянием общества в России, которое на данный период развития считается нестабильным, в котором растет напряженность. Рассматривая психологическую безопасность с точки зрения состояния сохранности психики, нужно анализировать поддержку баланса между негативными воздействиями и устойчивостью психики человека, умением преодолевать различные трудности с помощью собственных сил. Проблема данного вопроса подвержена обсуждению многих специалистов из различных сфер наук, таких как: психология, экономика, социология и другие. Психологию безопасности сегодня определенно можно рассматривать как относительно устойчивую, последовательную и целостную систему знаний, которая объединяет наиболее актуальные уровни современного познания.

Психологическая безопасность включает в себя когнитивные и эмоциональные конструкции, которые позволяют рассматривать безопасность как психологический феномен со стандартной структурой. Следовательно, безопасность можно описать как состояние внутреннего покоя, уверенности, позитивного отношения, доверия, субъективного благополучия, открытости и расслабленности [1-10].

Каждое учебное заведение является важным звеном в жизни любого человека. Студенту в условиях нестабильности сложно быстро адаптироваться, и как следствие, ощущать себя безопасно психологически. На него постоянно воздействуют окружающая среда, общество, близкие и он сам (посредством внутреннего диалога, опыта и индивидуальных черт). Именно поэтому изучение психологической безопасности студентов актуально в настоящее время. Однако, этот феномен включает в себя множество аспектов, ключевым из которых является социально-психологический. В социально-психологический аспект входит социальный интеллект человека. Социальный интеллект можно определить, как совокупность способностей, знаний и умений, которые определяют эффективность взаимодействия людей и успешную адаптацию в социуме. Именно поэтому возникает интерес рассмотреть социальный интеллект студента как часть системы его психологической безопасности. На основе вышеописанного, появляется возможность рассмотреть социальный интеллект, как часть системы психологической безопасности студента.

Для решения исследовательских задач и проверки исходных предположений использовался нами комплекс методик: «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В. Соколовой); Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» (О.Ю. Зотовой); Опросник «Социальный интеллект» (модификация методики Н. Холла); «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского).

База исследования - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет». Выборка – в исследовании приняли участие 50 студентов (25% - мужчины, 75%- женщины, в возрасте от 22 до 25 лет).

Результаты

Для выявления связи между уровнем социального интеллекта и психологической безопасности студентов нами были проведены вышеописанные методики и получены следующие результаты (таблица 1-5).

Таблица 1 – «Шкала субъективного благополучия» (адаптация М.В. Соколовой)

Уровень субъективного благополучия

Стены

Количество студентов

Доля студентов в выборке, %

высокий

1

37

74%

2-3

средний

4-7

11

22%

низкий

8-9

2

4%

10

Таблица 2 – Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» (О.Ю. Зотовой)

Потребность

Полученные данные

Количество студентов

Доля студентов в выборке, %

Потребность в безопасности полностью не удовлетворена

2

4%

Потребность в безопасности не удовлетворена

12

24%

Потребность в безопасности удовлетворена частично

18

36%

Потребность в безопасности удовлетворена

15

30%

Потребность в безопасности удовлетворена в очень большой степени

3

6%

Таблица 3 – Тест на социальный интеллект Н. Холла

Шкалы

Высокий

Средний

Низкий

«Самосознание»

40%

50%

10%

«Саморегуляция»

7%

78%

15%

«Самомотивация»

15%

65%

20%

«Эмпатия»

20%

65%

15%

«Коммуникабельность»

14%

65%

21%

Таблица 5 – «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского)

Оценка уровня общительности

Полученные данные

Количество студентов

Доля студентов в выборке, %

Студент не коммуникабелен (30-31 балл)

2

4%

Студент замкнут (25-29 баллов)

11

22%

Студент общителен (19-24 балла)

7

14%

Студент коммуникабелен нормально (14-18 баллов)

8

16%

Студент в значительной степени общителен (9-13 баллов)

8

16%

Студент является довольно коммуникабельным (4-8 баллов)

11

22%

Коммуникабельность носит болезненный характер (3 балла и меньше)

3

6%

С помощью корреляционного анализа были выделены 3 статистически значимые взаимосвязи (таблица 6).

Таблица 6 – Взаимосвязи между социальным интеллектом психологической безопасностью

Психологическая безопасность /социальный интеллект

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

1. Субъективное благополучие

,383**

**0,001

**0,000

2. Удовлетворённость личности в потребности безопасности

**0,000

,274*

**0,001

3. Уровень общительности

**0,002

**0,000

-,318**

*. Корреляция значима на уровне = 0,05 (двухсторонняя).

**. Корреляция значима на уровне = 0,01 (двухсторонняя).

Таким образом, на основе выявленных корреляционных связей, было установлено, что уровень социального интеллекта имеет положительные взаимосвязи с психологической безопасностью. Гипотеза исследования – предположение о том, что существует положительная взаимосвязь психологической безопасности студентов с их уровнем развития социального интеллекта: чем выше уровень социального интеллекта, тем выше психологическая безопасность – была доказана.

Заключение

Приоритеты в развитии глобального общества ежегодно смещаются. В настоящее время, специалисты нацеливают свои исследования на субъективные показатели. Следовательно, исследование психологической безопасности актуально не только для человека, но и для общества в целом. Психологическая безопасность личности, в свою очередь, – это состояние защищенности, которое обеспечивает ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях воздействия окружающей среды. В контексте данной работы нами рассматривались социально-психологические аспекты безопасности личности, а именно субъектность личности, межличностные и внутриличностные психологические защиты и особенности восприятия проблемных ситуаций и возможности справиться с ними.

Список литературы

Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 352 с.

Атабекян, Л. Е. Психологическая безопасность и адаптация молодежи // Europeanresearch. - 2018. - №1 (35). - С. 82-84.

Баранова, Н. А. Развитие социального интеллекта средствами речевой деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - №2 (22). - С. 31-37.

Дымова, Е. Н. Специфика психологического благополучия и психологической безопасности в трудных социальных условиях // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития. - 2020. - №6. - С. 197-201.

Зайчикова, И. В., Пацакула, И. И., Хачикян, Е. И.К вопросу об угрозах психологической безопасности // RussianJournalofEducationandPsychology. - 2018. - №1-2. - С. 72-76.

Заочинский, М. С. Проблема психологической безопасности в образовании // Скиф. - 2021. - №7 (59). - С. 107-113.

Ильин, Е.П. Чувства и эмоции / Е.П. Ильин. – СПб., 2001. – 752 с.

Кудинова, Н.В. Роль социального интеллекта в профессиональной самореализации личности / Н.В. Кудинова // Психологический журнал. – 2010. – №4. – С. 222-228.

Мамедова, С. И., Герасимова, А.О., Гавриш, В.В. Взаимосвязь социального интеллекта и уровня самооценки студентов // Вестник Науки и Творчества. - 2019. - №4 (40). - С. 34-36.

Сорокоумова, Г. В. Развитие социального интеллекта студентов - будущих педагогов и психологов // Гуманизация образования. - 2018. - №2. - С. 42-47.

Просмотров работы: 54