ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕКЛАМА И PR В ИНДУСТРИИ СПОРТА И ОТДЫХА» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕКЛАМА И PR В ИНДУСТРИИ СПОРТА И ОТДЫХА»

Соколова В.С. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе в 20-х годах XX века. Преподаватели школы очень быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе. Их первым решением данной проблемы было интервью с ведущими практиками бизнеса и написание подробных отчетов о том, чем занимались эти менеджеры, а также о факторах, влияющих на их деятельность. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того, чтобы ознакомиться с проблемой, найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. Существует несколько точек зрения относительно определений кейса. Его можно рассматривать как описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life). Более общее определение звучит как события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, подтолкнуть студентов к обсуждению и анализу ситуации, принятию решения [1].

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Метод кейсов предполагает рефлексивную и продуктивную обработку имеющегося опыта, его взаимную критическую оценку в малой группе, конструирование нового опыта. Реализация метода предполагает шаги [2]:

выбор и представление конфликтной ситуации;

уточняющие вопросы на понимание ситуации и контекста, в которых она развивалась (похожие ситуации, участники ситуации, институциональные факторы, реакция других лиц);

выражение чувств, оценочных суждений, комментариев участников группы, сопоставление ситуации с их собственным опытом, систематизация высказываний модератором;

смена роли (участники входят в роль конфликтующих);

модератор описывает собственные впечатления, оценивает группу;

разработка стратегий разрешения проблемы на основе различных теорий;

организация ролевых игр для проверки правильности принятых решений.

Классификация кейсов может производиться по различным признакам. По сложности различают [3]:

иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо продумать форму представления кейса и спланировать деятельность группы, сочетая индивидуальную и групповую формы работы. Непростой момент - это оценивание, ибо требуется оценить каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания. Следует отметить, что традиционная десятибалльная система оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Стобалльная же система оценки знаний является более гибкой и позволяет более объективно определить уровень подготовки обучающихся.

Метод кейсов был применен нами в рамках проведения занятия по дисциплине «Реклама и PR в индустрии спорта и отдыха» для магистрантов 2-го года обучения направления «Сервис». В связи со сложной эпидемиологической ситуации занятие прошло в дистанционном формате на платформе Microsoft Teams.

Для ознакомления магистрантов направления «Сервис» с порядком действий в кризисной ситуации был составлен кейс по реальной ситуации, случившейся в апреле 2020 года с телеведущей, певицей, композитором и блогером Региной Тодоренко. Был разработан сценарий, в соответствии с которым прошло занятие.

По итогам занятия студентами должен быть понят алгоритм действий в кризисной ситуации:

Объяснения;

Извинения (вместе с извинениями можно предоставить план действий);

Действия.

Занятие сопровождалось презентацией. После занятия студенты могут задать вопросы по антикризисному пиару. После окончания выступления слушатели задавали вопросы, касающиеся аспектов антикризисного PR. Студенты и преподаватель положительно оценили прошедшее занятие.

Для совершенствования занятия, по мнению автора, необходимо было провести его в очном формате, для более активного взаимодействия с аудиторией. К сожалению, текущая эпидемиологическая обстановка препятствует этому.

В ходе данной работы мы убедились, что обучение не должно ограничиваться только передачей знаний, развитием навыков и компетенций. Оно также должно использовать информацию о реальных случаях из практики компаний, а также о дальнейших направлениях развития и деятельности. Такое обучение сочетает все как теоретические, так и практические аспекты.

Одним из наиболее лаконичных и в то же время содержательно наполненных видов обучения является использование метода кейсов.

Литература

Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11, С.25-28

Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. – 2005. -№ 4, С.13-18

Долгоруков А. М. Case-study как способ понимания / А. М. Долгоруков // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Центр интенсивных технологий образования. - М., 2000. - С. 21-44.

Просмотров работы: 13