ГИБРИДНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГИБРИДНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Кузьмина В.А. 1, Серова Н.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Экскурсионная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса, являющаяся репродуктивным методом обучения с высоким уровнем интерактивности, экскурсионные услуги активно реализуется в большинстве образовательных программ. Теоретическим изучением применения экскурсионной составляющей обучения занимались такие учёные как: немецкий педагог Ф. Дистервег, чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский, швейцарский педагог-гуманист И. Г. Песталоцци, франко-швейцарский философ-мыслитель Ж. Ж. Руссо, советский академик В. М. Бехтерев, российский педагог А. Я. Герд, доктор педагогических наук Б. Е. Райков и др. Стоит отметить тот факт, что единая трактовка термина отсутствует. Также документов, законодательно закрепляющих экскурсионный метод в педагогической деятельности нет.

По ГОСТу Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» экскурсия — услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или тургруппами, заключающуюся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки [1]. Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что исследователи выделяют различное функциональное назначение экскурсионной деятельности в образовательном процессе, приведём основные точки зрения. Методист В. Н. Верховский, педагог-методист П. А. Глориозов, кандидат педагогических наук Л. A. Цветков, доктор педагогических наук С. Г. Шаповаленко основополагающей функцией экскурсионной деятельности в образовательном процессе определяют единство теории и практики. Духовно-нравственное обогащение при применении экскурсионного метода отмечают заслуженный учитель РСФСР К. Г. Колосова, педагог А. А. Макареня, педагог Л. В. Махова, доктор педагогических наук Н. Н. Суртаева. Познание родного края, как важный образовательный аспект экскурсионной деятельности, выделяют педагог Н.М. Верзилин, педагог В.М. Корсунская, профессор В. Г. Махлаев. Воспитательную функцию экскурсионного метода (включение нравственного аспекта, интеллектуального направления, трудового фактора, эстетического принципа, физического аспекта, патриотических взглядов и других задач воспитания) отмечают доктор педагогических наук Н. Е. Кузнецова, кандидат педагогических наук А. В. Тарасов, доктор педагогических наук Г. М. Чернобельская и др.

Применение экскурсионного метода обучения началось в конце восемнадцатого столетия. Уроки естествознания предусматривали образовательные прогулки на природу. Необходимость наглядного обучения была отмечена в «Уставе народных училищ» (1786) и в «Школьном уставе» (1804). Также преподаватель М. В. Соколова утверждает, что экскурсии для школьников на уральские предприятия проводились ещё в восемнадцатом веке, основной целью таких посещений было знакомство обучающихся с производственные технологиями местных заводов и мануфактур, рудников и т.п [2].

Методист В. М. Куликов и педагог А. А. Остапец-Свешников определили ряд признаков экскурсионной деятельности в образовательном процессе: «восполняющая» миссия, осуществляемая через «доведение образования до полноты»; повышение уровня студенческой социализации, благодаря чему студенты развивают свои способности, получают полезный жизненный опыт, адаптируют к современным социально-экономическим условиям; всесторонность воздействия на личность студента; получение практико-ориентированных компетенций; обеспечение активного взаимодействия студентов с окружающим миром [3]. Экскурсионный метод состоит из нескольких этапов: подготовительный (занятие, предшествующее экскурсии, вводит студентов в тему), основной (проведение экскурсии), заключительный (рефлексия, чаще всего осуществляется путём ответов на анкету или написанием эссе).

Экскурсионная классификация, принятая в середине семидесятых годов двадцатого столетия Центральным советом по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, группирует экскурсии по различным признакам: содержание, состав и количество участников, место проведения, способ передвижения, продолжительность, форма проведения [4]. Современные реалии сформировали ещё один критерий экскурсионного проведения «формат проведения»: реальная экскурсия; виртуальная экскурсия; гибридная экскурсия.

Пандемия коронавируса вызвала настоящую зависимость от информационных технологий во всех сферах деятельности, в том числе и в образовательной. Ведь физические поездки в некоторые части мира пока приостановлены, физическое прибывание в различных сооружениях (музеях, других учреждений культуры, спорта, производства) не возможно или ограничено. Этимология прилагательного «виртуальная» восходит к английскому слову «virtual», которое переводится как «схожий». Учитель Е.Ф. Козина под виртуальными экскурсиями подразумевает презентационный инструмент, который обеспечивает наглядную демонстрацию реально существующего места. [5].

Кандидат педагогических наук Г.Н. Аквилева определят термин «виртуальная экскурсия» как форму организации образовательного процесса, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [6]. Учитель Е.В. Александрова под виртуальной экскурсией понимает форму обучения, которая гармонично сочетает рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала [7].

По технологическим особенностям виртуальные экскурсии можно разделить на: экскурсии, спроектированные с помощью фотопанорам, экскурсии, смонтированные из видеофрагментов, экскурсии, смоделированные с использованием различных компьютерных программ (например, с помощью онлайн-сервиса «RoundMe), также можно воспользоваться готовыми вариантами с интернет-ресурсов (виртуальные музеи: Лувр, Кремль, Музей Ван Гога и др.). Таким образом, основополагающими виртуальной экскурсии является наличие компьютера и качественного интернет-соединения.

Использование виртуальных экскурсий в образовательной деятельности имеет достоинства и недостатки. Виртуальная экскурсия обладает рядом преимуществ: гарантированное чувство полного присутствия (благодаря 3D технологиям), удобная скорость, неограниченная временная продолжительность (можно пересмотреть экскурсию в любой момент), возможность аудиторного и внеаудиторного (дистанционного) использования, доступный образовательный ресурс (бесплатная стоимость), отсутствие зависимости от погодных условий, возможность посетить несколько объектов за одно занятие.

Недостатки виртуальных экскурсий: отсутствие обратной связи (невозможно задать вопрос во время проведения экскурсии), предопределённость экскурсионного показа (невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию).

Гибридная экскурсия (другое название «mix-экскурсия») – явление совершенно новое, которое получило распространение около двух-трёх лет назад, первоначальной целью этого формата экскурсионной деятельности было обеспечение досуга и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (такая инклюзивная гибридная экскурсия подразумевает тифлокомментирование – небольшие самопрезентации ведущих и участников, которые подразумевает описание внешности, телосложения, роста, возраста, одежды, своей основной деятельности, хобби, личностных особенностей; наличие титров и сурдоперевода). В Уральском Федеральном Университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина обучается более 200 студентов с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются комфортные условия, необходимые для получения качественного образования, адаптации и социализации, осознанной саморегуляции и эффективного межличностного взаимодействия. В рамках практических занятий ещё до пандемии были разработаны и проведены такие инклюзивные mix-экскурсии.

Особенность инклюзивной гибридной экскурсии заключается в том, что участники самостоятельно могут решать, как именно пойдёт экскурсия. Экскурсовод предлагает выбор, куда пойти, что ещё посмотреть, благодаря этому возникает взаимодействие между участниками, так как им нужно прийти к единому решению.

Однако во время пандемии COVID-19, когда физическое прибывание в различных общественных местах (музеях, других учреждений культуры, спорта, производства) ограничено допустимым количеством человек, этот формат проведения стал инновационной формой организации учебного процесса, которая существенно повышает эффективность изучения учебного материала, возникновение интереса у обучающихся дистанционно студентов.

Этимология прилагательного «гибридная» восходит к английскому слову «mixed», которое переводится как «смешанный, гибридный, комбинированный». Уже из названия следует, что гибридная экскурсия проводится одновременно в онлайн и офлайн форматах в режиме реального времени, что обеспечивает взаимодействие реальной и виртуальной аудиториями (преподаватель, допустимое количество студентов, имеющих персональный QR-код посещают экскурсию лично, остальные учащиеся – дистанционно). Наиболее подходящими платформами и сервисами для проведения такого экскурсионного формата являются «Zoom», «Teams», «Google Meet». Для проведения экскурсии необходимы следующие составляющие: устройство с фронтальной и тыловой камерой (iOS 8.0 или более поздняя, Android 5.0 или более поздняя версия), наушники и микрофон для минимизации шума, интернет-соединение поколений G-5G, 4G/LTE или Wi-Fi

На ряду с общими характеристиками экскурсионного метода, приведёнными выше, применение гибридного формата в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки. Гибридная экскурсия обладает рядом достоинств: обеспечение социализации студентов (хотя бы внутри конкретной студенческой группы), наличие обратной связи (во время экскурсии можно задать интересующий вопрос или написать его в чат, получить ответ в режиме реального времени), высокий уровень интерактивности (участники имеют возможность попросить показать какой-то объект поближе), доступный образовательный ресурс, больший охват аудитории (из-за возможности обойти «ковидные» ограничения законным путём), возможность записи экскурсии и повторного просмотра.

Недостатки гибридных экскурсий: расширение организационной структуры, обеспечивающей предоставление экскурсионной услуги (ведущий, операторы, экскурсовод, модератор), возможные технические неполадки (отсутствие качественного изображения или звука во время трансляции).

Литература

ГОСТ Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования».

Соколова, М. В. История туризма : Учеб. пособие для студентов вузов по специальности 230500 "Соц.-культур. сервис и туризм" / М. В. Соколова. - Москва : Мастерство, 2002. – 350 с. – ISBN 5-294-00111-X.

Остапец, А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся : Метод. рекомендации / А. А. Остапец; Рос. междунар. акад. туризма. - М. : Рос. междунар. акад. туризма, 2001. - 87 с.

Емельянов, Борис Васильевич. Экскурсоведение : учебник по туристским специальностям / Б. В. Емельянов ; Российская международная акад. туризма. - Москва : Советский спорт, 2008. – 213 с. – ISBN 978-5-9718-0349-2.

Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 050708 (031200) - педагогика и методика нач. образования / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - Москва : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 494 с. – ISBN 5-7695-1694-1.

Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. — Москва : Владос, 2001. — 240 c. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Литература в школе. — 2010. — № 10. — С. 22-24.

Без границ в формате MIX. — Текст : электронный // Белая трость : [сайт]. — URL: https://extrability.org/%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-mix-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8/ (дата обращения: 07.01.2022).

Просмотров работы: 34