ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IoT В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IoT В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

Гертнер В.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр заочной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) – это множество физических объектов, подключенных к интернету и обменивающихся данными. Впервые упоминание об этом явлении датируется 1999 годом, когда этот термин употребил британский инженер Кевин Эштон. Он состоял в команде, которая сумела изобрести способ подключения объектов к интернету с при помощи технологии RFID. RFID-метка – это метка идентификации, позволяющая идентифицировать объекты посредством радиосигналов; на нее можно нанести определенную информацию, а позднее считать устройством.

Число устройств, подключенных к Интернету во всем мире, к концу 2018 года достигло 22 млрд. Эксперты полагают, что к 2025 году в мире будет подключено 38,6 млрд устройств, а к 2030 году – 50 млрд [1].

Развитие Интернета вещей призвано существенно улучшить многие сферы жизни человека. Кроме того, внедрение подобных устройств поможет обеспечить безопасную жизнь всем, кто ими пользуется. IoT широко используется в следующих сферах:

бизнес (умный офис, то есть ситуация, когда вся офисная техника — компьютеры телефоны, принтеры, сканеры, мультимедийное оборудование объединены в единую беспроводную локальную сеть);

сельское хозяйство (автоматическое поддержание климатического режима в теплицах, на фермах, управление внесением воды и удобрений, подачи корма животным или птицам и др.);

жилищно-бытовая сфера (умные счетчики на воду, газ и электроэнергию, системы климат-контроля);

спорт (анализ физических кондиций спортсменов. На участника соревнований устанавливаются датчики, которые анализируют пульс, данные о перемещениях. Данные отправляются на облако, откуда тренерская бригада и медицинские работники команды получают всю информацию о состоянии спортсменов и по полученным данным реагируют на изменения);

медицина (контроль состояния пациента с помощью датчиков);

транспорт (национальная информационная спутниковая система «Эра – Глонасс», с помощью которой не только обеспечивается безопасность конкретного водителя, но анализируется и оптимизируется траффик транспорта в городе);

безопасность (контроль состояния военных, заступающих на пост);

логистика (логист прокладывает маршрут для доставки товара и контролирует передвижение курьера:

почтовая служба (адресат отслеживает, где сейчас находится его письмо или посылка по трек-номеру) и т.д.

Кроме того, концепция IoT упрощает и нашу повседневную жизнь с помощью умных часов, Яндекс-навигатора, Яндекс-станция и др.

По мнению директор департамента сквозных проектов «АТБ Электроника» С. Фионова, рынок интернета вещей можно разделить на промышленный и потребительский сегменты. В обоих сегментах есть понимание перспективности направления, есть запущенные крупными игроками потребительского рынка проекты, но успешных мало. Промышленный сегмент готов к этому больше. Интернет вещей – это снижение затрат на мониторинг, диагностику и обслуживание при относительно небольших для крупных компаний вложениях в инфраструктуру [2].

Цель настоящего исследования – систематизация сведений об использовании IoT в гостиничном бизнесе.

Умный дом – это одно из приоритетных направлений развития Интернета вещей (IoT), в котором работает огромное количество компаний, начинающих активно включать в свои решения функции по управлению консьюмерской техникой, то есть аппаратурой для потребителя и обмену данными между устройствами.

В мире уже функционируют умные отели. По понятным причинам наибольшее распространение они получили в Азии. Первый в мире отель, где приезжающих обслуживают роботы, был открыт в июле 2015 года в японском городе Сасебо (префектура Нагасаки). Обслуживающий персонал, за исключением службы безопасности, контролирующей работу систем и «персонала», состоит из роботов. В отеле используются современные энергосберегающие технологии: электричество генерируется солнечными батареями, в номерах используются энергосберегающие лампочки, также датчики движения в отеле и номерах включают и выключают свет в зависимости от нахождения постояльцев.

В России уже также функционируют отели с умными технологиями. Пока это касается лишь автоматизированных систем освещения, кондиционирования, различных умных гаджетов в номерах. Хотя такие гостиницы называют умными отелями, до «полноценной» роботизированной гостиницы они пока не дотягивают.

В 2017 году в Москве открылся «умный» отель Hyatt, оборудованный в общей сложности 35 инженерными и ИТ-системами. В отеле есть центр управления всеми системами, «умная» мультимедийная система почти в каждом помещении, комнаты для совещаний с потолочными экранами и тоже «умная» система пожарной безопасности. В пятизвездочном 14-этажном корпусе, который вмещает в себя 298 номеров, и в отдельном 11-этажном здании, где находятся 56 апартаментов класса люкс, было развернуто в общей сложности 35 инженерных и ИТ-систем. В их число вошли электроснабжение, водоснабжение, пожаротушение, отопление, вентиляция, кондиционирование, тепло- и холодоснабжение, освещение, а также диспетчеризация, внутренние сети и системы связи, структурированная кабельная система, локальная вычислительная сеть, мультимедиа системы, телефонная связь и Интернет. Общая площадь оборудованной этими системами территории, включая два здания и подземный комплекс, превысила 80 тыс. кв. м.

«Умный» отель был оснащен централизованным управлением зданием, которому подконтрольны все инженерные системы и сети, вплоть до диагностики оборудования. Предусмотрено автоматическое включение систем защиты в непредвиденных ситуациях и архивирование текущего состояния приборов. В номерах предусмотрены специальные сенсорные панели, с которых можно управлять кондиционером, светом и телевидением.

Также в отеле имеются фоновые аудиосистемы, позволяющие проигрывать музыку в лифтах, лаунж-зоне, SPA, банях, саунах, в том числе под водой в бассейне. Управлять такой системой можно с настенной панели. В отдельных зонах клиент отеля может подключить к системе собственное устройство. Мультимедийные системы есть в коридорах, лифтах, фойе, ресторане, фитнес-центре, церемониальном зале, 14 переговорных комнатах, учебном классе и во всех номерах. Динамики использованы потолочные, настенные и линейные. Управлять системой можно с сенсорной панели, которая есть в каждом помещении.

В марте 2020 года в экономзоне Иннополис в Татарстане было анонсировано строительство первой в России роботизированной гостиницы. По основным показателям ее можно по праву отнести к категории – умный отель. Бюджет проекта составляет 500 млн рублей. 30 номеров отеля планируют оборудовать технологиями искусственного интеллекта, которые станут анализировать предпочтения постояльцев с учетом более 300 параметров, в том числе публичных данных соцсетей. Технологии смогут распознавать эмоции гостей по звуку голоса, фото и видео, оценивать общее состояние. На основе анализа данных будет включаться или выключаться оборудование, регулироваться температура и свет, предлагаться еда, напитки, разные услуги [3].

В дальнейшем аналогичные отели планируют построить в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

В отелях города Екатеринбурга полностью автоматизированных отелей пока нет. Пока здесь внедряются только отдельные составляющие «умного дома» – автоматизированные систем освещения, кондиционирования, безопасности, в номерах размещаются умные гаджеты.

Кроме того, необходимо отметить, что в городе Екатеринбурге примером комплексной реализации «умных технологий» является микрорайон «Академический», построенный с учетом самых новых стандартов.

В рамках ведомственного Проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» в феврале 2019 года девелопер ГК «КОРТРОС» выразил желание создать экспериментальную площадку для тестирования технологий «умного города» на базе района «Академический» в Екатеринбурге.

По словам президента компании-застройщика Вениамина Голубицкого, Академический – это фактически единственный новый город в стране, построенный в постперестроечное время. Это прекрасная возможность на площадке живого города опробовать технологии цифровизации на всех ступенях, от «умной квартиры» и «умного дома» до «умного города» в целом, включая цифрового мэра [4].

Если говорить о том, какие «умные» технологии на сегодняшний день применены в микрорайоне, стоит отметить, что большая часть из них направлена на автоматизацию коммунальной системы и повышение эффективности использования ресурсов. Так, в домах района внедрены независимая схема теплоснабжения, светодиодное освещение мест общего пользования и придомовых территорий, автоматическое управление системами освещения и использование камер для сбора мусора на первом этаже дома вместо открытых мусорных площадок во дворе.

В Академическом разработаны и внедрены уникальные энергоэффективные технологии:

уникальная система сбора и обработки данных о потреблении энергоресурсов;

круглосуточный энергомониторинг в режиме реального времени;

100% оснащение системами погодного регулирования;

100% оснащение приборами учета;

закрытая система горячего водоснабжения предотвращает потери сетевой воды;

все магистральные и внутриквартальные трубы предизолированы.

Кроме того, в микрорайоне разработана система безопасности, к основным функциям системы относятся:

контроль и управление доступом в дом;

видеонаблюдение;

охранная и пожарная безопасность;

мониторинг инженерных систем дома;

сбор, обработка, передача и хранение информации;

техническая и инженерная защита объектов.

Контроль порядка с помощью видеонаблюдения позволил сделать жизнь обитателей микрорайона более комфортной и безопасной.

Если же говорить о проблемах устройства системы «Умный дом» в отелях Екатеринбурга, то одной из них остается фрагментация. Многие современные системы IoT настроены под отдельные решения экосистем конкретных производителей (Apple, Google, все Amazon и т.д.). Кроме того, технологии голосового управления до сих пор не очень надежны. Еще одна проблема – это безопасность в IoT. Большинство устройств сконструированы без учета базовых принципов безопасности, таких как возможность изменять пароли по умолчанию, устанавливать безопасные обновления и аутентифицировать устройства.

Первые попытки внедрения изучаемых услуг были приурочены к наплыву гостей города в рамках крупного международного спортивного события – Чемпионат мира по футболу 2018 года. Соответственно, остается надежда, что при привлечении в город крупных событий данная сфера будет активно развиваться. Безусловно, развитие данной сферы требует дополнительных инвестиций, соответственно, необходимо привлекать в городскую сервисную инфраструктуру внешних инвесторов.

Литература:

Число устройств, подключенных к Интернету во всем мире, достигло 22 млрд к концу 2018 года - Strategy Analytics / Новости Интернета вещей / Сетевое издание «айоути.ру.» – URL: https://iot.ru/gadzhety/chislo-ustroystv-podklyuchennykh-k-internetu-vo-vsem-mire-dostiglo-22-mlrd-k-kontsu-2018-goda-strate (дата обращения 25.01.2021 г.)

Атлас: Интернет вещей в России 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/internet_veshchej_v_rossii/articles/internet_veshchej_problemy_i_perspektivy (дата обращения 15.01.2022).

Искусственный разум: в Иннополисе хотят построить роботизированный отель / РБК. 2020. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rt.rbc.ru/tatarstan/19/05/2020/5ec2a6449a79479908b0fb77 (дата обращения 15.01.2022).

Умный город район «Академический» г. Екатеринбург. Реализация инновационного проекта [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docplayer.ru/28267760-Umnyy-gorod-rayon-akademicheskiy-g-ekaterinburgrealizaciya-innovacionnogo-proekta.html (дата обращения: 17.12.2021)

Просмотров работы: 334