ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ХАНСА РУДОЛЬФА ГИГЕРА НА ИСКУССТВО 20-21 ВЕКА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ХАНСА РУДОЛЬФА ГИГЕРА НА ИСКУССТВО 20-21 ВЕКА

Руденко В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Биография

Ханс Рудольф Гигер родился 5 февраля 1940 года в городе Кюр в Швейцарии в семье аптекаря. Катализатором развития воображения художника в детском возрасте послужил подаренный отцом настоящий человеческий череп, который тому прислали из швейцарской фармацевтической компании с которой Гигер старший сотрудничал будучи известным фармацевтом и президентом ассоциации аптекарей. Ханс Гигер отмечал: «Это старейший череп, что у меня есть. Его мне подарил отец. Череп нам прислали из Ciba Geigy. Мне лет шесть тогда было. Я его слегка испугался. Вот так держать смерть у себя в руках - это не очень приятно. Я продел в него веревку и таскал по улице. Наверное я хотел доказать, что не боялся смерти».

Также не мало важным фактором повлиявшим на детское восприятие Гигера оказала обстановка в стране. Не смотря на нейтралитет Швейцарии и спокойствие внутри страны, новости с фронта действительно пугали Ханса. Также на него оказало огромное впечатление новость о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, что в последствии отразилось в цикле картин «Атомные Дети». Однао одна из главных причин по которой он начал рисовать стали его детские кошмары. Именно их он изначально стал переносить на бумагу. В 1962 году Ханс переехал в Цюрих, где до 1970 года изучал архитектуру и промышленный дизайн в школе прикладных искусств. Первый успех Гигера был когда Х. Кунц, совладелец первой в Швейцарии издательской компании плакатов, напечатал и распространил первые работы Гигера, начиная с 1969 года. В это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к художнику в 1977 году с выходом сборника картин "Некрономикон". Этот сборник привлек внимание тогда ещё начинающего кино режиссера Ридли Скотта. Ридли Скотт – «Проблема всех этих фильмов о монстрах в том что не знаешь как именно это сделать, как именно создать монстра. И в Лос-Анджелесе мне показали книгу Некрономикон и я чуть не упал со стула. Я стразу понял что это то что нужно. У Гигера есть особая черта. В его работах страшнее всего элемент реализма, который считается с его фантазией. И мне кажется сила образа в его реальности, а не фантастичности». Ридли Скотт пригасил Гигера для работы над концептом и художественным дизайном своего фильма под названием «Чужой». Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». А рисунки его монстра послужили эскизами для последующих семи фильмов.

В 1998 году художник приобрел замок Сен-Жермен в коммуне Грюйер кантона Фрибур в Швеции и теперь этот замок является действующим музеем его работ. В 2014 году умер в Цюрихе в больнице от травм, полученных при падении с лестницы.

Влияние художника на массовую культуру

Ханса Рудольфа Гигера по праву считаю основателем жанра Биомеханики в художественном искусстве, оказавшим значительное влияние на образный и визуальный ряд художников второй половины 20 века и начала 21 века. Художник придумывал новые техники рисования, используя трафареты и аэрографы. Комбинируя их с традиционными, он и вырабатывает свой неповторимый стиль.

Элементы образов Г.Р. Гигера глубоко проникли в изобразительное искусство и дизайн. Особенно ярко гигеровские образы и художественные приемы проявляются в графике. Рассмотрим несколько самых ярких художников – продолжателей стиля биомеханики. В 1987 г. была организована выставка в Японии, что привело к появлению множества поклонников и последователей творчества Г.Р. Гигера в этой стране. Например, к таковым можно отнести художника Нихэй Цутому (Tsutomu Nihei), специализирующегося на создании графических романов. К особенностям его стиля А.С. Горбачева относит малое количество поясняющего текста и повышенной детальности в визуализации. Главная тема творчества раскрывает связь человечества с инновационными технологиями. В связи с этим в работах множество антропоморфных существ. Например, человекоподобные расы, инопланетяне, киборги и даже мутанты.

В 1995 г. художник выпускает в свет свою первую мангу «Blame», в которой четко прослеживаются биомеханические тенденции. Наряду с этой графической новеллой в том же стиле были созданы «Sidonia no Kishi», «Biomega», «NOiSE». А.С. Горбачева отмечает, что в позднем творчестве автор демонстрирует проблему миров, населенных антропоморфными существами. А точнее, яркие конфликты людей и представителей других рас.

Персонажи Нихэй Цутому выразительны и конструктивны, благодаря наполнению визуального ряда максимальной детализацией. Его графике присущи резкие, острые, рваные формы; у персонажей часто отсутствуют эмоции, присутствует непропорциональность, элементы мутации, которые несут особые функции и указывают на характер. Художник играет с конструкциями и объемами, намеренно не обличает тела персонажей зрителю, заключает их в геометрические формы. Поэтому во время просмотра иллюстраций зритель испытывает одиночество и отвращение. Герои Нихэй Цутому, несмотря на свою ярко выраженную биомеханичность, пытаются найти и сохранить в себе человечность, что выражается не во внешнем виде персонажей, а в их действиях и поступках.

К последователям Г.Р. Гигера можно отнести творчество погибшего в 2017 г. художника Евгения Волоса, который работал в технике цифровой живописи. Он создавал работы в жанрах фэнтези, биомеханики и научной фантастики. Известный польский художник Дариуш Завадский с псевдонимом Yogoro также рисует немного мрачные иллюстрации в смешанных техниках и стилях. В них присутствует сюрреалистический гротеск, фэнтези, биомеханика и многое другое. Работы осмысленны, вызывают у зрителей множество чувств и эмоций, показывают человеческие переживания.

Приверженность к естественным пропорциям изображаемых объектов позволяет скульптору, несмотря на изменение материала для пластического моделирования, сохранить традиционные подходы к скульптуре, которая благодаря своей биомеханичности примиряет техногенный и гуманистические миры. Творчество Гигера постоянно вдохновляет дизайнеров на создание предметов материалов среды в стилистике мастера. Так, например, в Швейцарии существуют два бара, полностью сделанных в стиле художника. Это бар в г. Куре, интерьер которого выполнен ближе к тематике Чужого, и бар-музей в г. Грюйере, где хранятся работы Г.Р. Гигера, а интерьеры бара отражают темы и сюжеты творчества художника. Материализация образов художника позволяет его поклонникам и всем посетителям этих заведений прикоснуться к вселенной Гигера, предоставляя дизайнерам уникальную возможность поработать с необычными конструкциями и формами.

Заключение

XX век стал переломным моментом для среднестатистического человека. Изменился темп жизни, изменилось производство предметов быта, поменялось и общественное сознание. С автоматизацией производств, возникают и новые страхи -страх быть заменённым машинами. Сама неизвестность пугает оттого, что они не имеют эмоций, не могут устать и просто подчинаются пульту управления. Из этих страхов уже рождаются и фантазии о полу-людях полу-машинах или так называемых "киборгах".В творчестве Гитлера эти мысли находят наиболее полное воплощение, именно они и формируют его стиль. Это те самые биомеханические образы, как людей, так и антропоморфных существ, с искаженными пропорциями.

В современном мире сосуществуют несколько направлений биомеханики. Они отличаются смысловой составляющей. Художник же выбирает наиболее близкую своему пониманию концепцию из них. Первое направление закрепляет идею о том, что механическая сторона будет доминировать над человеческой. Такое существо не способно сопереживать или чувствовать что-то душой, оно потеряло людскую сущность и стало безжалостным роботом. Эти образы вселяют страх и восхищение в смотрящих на них. Художники, кто придерживается этой концепции, своим творчеством ставят вопросы к чему может привести технический прогресс и почему не стоит доверять свою жизнь машинам. Другое же направление более оптимистично и пропагандирует сосуществование человека и биомашин. Художники дают волю фантазии дабы создать новых существ и наделить их своими особенностями, погружая смотрящего в кибер-мир.

В заключении хочется отметить, что биомехантка, как направление в художественной культуре, заняла немаловажное место. Хоть данная отрасль достаточно молода, она привлекает очень многих деятелей искусства. Одни воспевают красоту и идеальность механизмов, другие намекают о их опасности для человека. Каждая работа по сути становится философским размышлением автора о человеке, человечности, мире будущего, роботах и машинвх, где художник пытается изобразить сосуществование их или вражду в выдуманном им мире.

Картины Художника

Атомные Дети

Бегемот

Биомеханоиды

Город

Биомеханический ландшафт

Некроном

Биомеханика в египетском стиле

Список литературы

1. Музей Х. Р. Гигера URL: hrgigermuseum.com

2. Гилби Р. Некролог Х. Р. Гигера URL; thegufrdian.com

3. Биография Гигера URL: hrgiger.com

Просмотров работы: 26