ТВОРЧЕСТВО ВЕРНЕРА ТЮБКЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТВОРЧЕСТВО ВЕРНЕРА ТЮБКЕ

Борщева М.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вернер Тюбке родился 30 июля 1929 года в городе Шенебек, Германия. В послевоенном 1947 году юноша получил образование в ремесленном училище города Магдебург и продолжил свое обучение в лейпцигской Высшей школе графики и книжного искусства. Получив диплом вуза, изучал психологию и живопись в университете Грейфсвальда.

С 1952 года Тюбке начал работать в Центральном доме любителей искусств Лейпцига, а в 1954 году его приняли в члены Союза художников Германской Демократической Республики. С 1958 года Вернер начал активно участвовать в деятельности Союза художников: занимал должности члена ревизионной комиссии, рабочей комиссии, окружного председателя.

В 1962 году художник поступил на работу в Высшую школу графики и книжного искусства, где произошел его карьерный рост от доцента до профессора, а в 1974 году занял пост ректора. В 1988 году Тюбке избрали вице-президентом Союза художников ГДР.

Международное признание к Вернеру пришло в 1980-е годы. Его приняли в члены Королевской академии искусств в Стокгольме и почетные члены Академии искусств Советского Союза. Его произведения принимали участие в Венецианском Биеннале.

Картины В. Тюбке повторяют и по стилю, и внутренним содержанием старонемецкую и староитальянскую живопись. Большое влияние на его творчество оказали художники эпохи возрождения, такие как: А.Альтдорфер, И.Босх, П.Брейгель, А.Дюрер, Л.Кранах, А.Мантеньи. Работами художника восхищались советские критики в то время, как в Западной Германии Тюбке критиковали за попытки спрятаться от реальности с ее проблемами в прошлом. Но за всей критикой нельзя не разглядеть гениальность и реалистичность работ художника. В В. Тюбке видели одного из талантливейших художников постмодернизма. Сам же мастер всегда воздерживался от комментариев по поводу своих произведений.

Живопись Тюбке, безусловно, академична, он тщательно вырисовывает мелкие детали, пальцы, локти, колени и носы. И это один из многих парадоксов Тюбке: чувствуется хорошая школа, но одновременно и невероятный произвол, безумие наивного, дилетантского искусства, не понимающего, что такого количества деталей в картине просто не может быть. В картинах Тюбке деталей не просто много, картины и состоят из копошащихся, лезущих друг на друга, слипающихся в комки деталей, у каждой - жесткий контур. Акцент он всегда делает на контуре, на силуэте, на рисунке. В некоторых картинах видно, что художника занимали не столько детали сами по себе, сколько их масса. Под тяжестью деталей изгибается пространство. Пространство на картинах Тюбке причудливо изогнуто, тела деформированы, голова персонажа может быть нарисована с другой точки зрения, чем его спина. И все слегка вывернуто, искривлено, сдвинуто, все столкнуто лбами, стиснуто. Как это сочетается с академизмом? Прежде всего, искажения у Тюбке — это вовсе не ошибки художника, его искажения сдержанные, стильные, очень грамотные. Это интересная тема в истории искусства - произвол, замаскированный под строгий академизм, экспрессионизм в рамках академизма. Тут Тюбке опирался на исторический опыт: в немецком, так называемом северном ренессансе был момент, когда художники уже научились рисовать носы, локти и плечи, как требовала итальянская мода, но продолжали строить картины, как средневековые иконописцы.

Ранние картины Тюбке были посвящены истории немецкого рабочего движения и Второй мировой войне. Особенностью этих картин является то, что сюжетно и композиционно они разделены на три части, но вместе составляют единое целое. Детально и реалистично изображены людские массы на арене политической борьбы между главными движущими силами КПД и НСДАП, легко узнаются лица значимых для этих событий исторических фигур. В 1965г. Была написана фантасмагорическая серия, посвященная вымышленной фигуре национал-социализма - доктору юстиции Шульце, из которого Тюбке сделал сюрреалистического ангела смерти.

У Тюбке невероятная техника. Заказную картину "Социалистическая молодежная бригада", на которой ни самом деле изображена шикарная и манерная золотая молодежь, можно рассматривать в упор, все равно не догадаешься, как это сделано. Поверхность гладкая и твердая, как у иконы, мазков не видно, видны лишь тончайшие штрихи, они сливаются в своего рода тканую поверхность. Поверхность картины похожа на шелк тончайшего плетения.

Вернер Тюбке известен как создатель самой большой картины в истории человечества, гигантского исторического панно «Раннебуржуазная революция в Германии», также известного как Крестьянская военная панорама. Работа представляет собой полотно 14 метров в высоту и 123 метра в ширину, изображает круговую панораму битвы при Франкенхаузене, произошедшей 15 мая 1525 года во время немецкой крестьянской войны. В отличие от прочих панорам, «Панорама Крестьянской войны» не изображает конкретных моментов битвы, но представляет собой цикл сцен, связанных с личностью Томаса Мюнцера. На картине более 3000 персонажей, среди которых реальные исторические личности. Так на фрагменте, который называют “Фонтан жизни” изображены Альбрехт Дюрер, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Николай Коперник, Колумб, Иоганн Гутенберг, Варфоломей Вельзер, Якоб Фуггер, Адам Крафт и др. На полотне весьма четко просматриваются библейские мотивы. Как и у других произведений профессора Тюбке, стиль картины является единением живописной манеры старонемецких мастеров с сюрреализмом XX века. Над этой панорамой Тюбке работал с 1975 года, много лет заняла подготовка, изучение первоисточников, рисование эскизов. Собственно изготовление монументального полотна длилось тринадцать лет. Картина является главной достопримечательностью Музея-панорамы, построенного специально для этого в Бад-Франкенхаузене, Тюрингия.

Изначально Министерство культуры ГДР сильно давило на Тюбке и требовало следовать партийной линии в искусстве, но в итоге смирилось с его независимым характером. Сам же Тюбке утверждал, что его искусство не носит просветительского характера и не предназначено для пробуждения определенного осознания. «Это чистое искусство ради искусства», — говорил Тюбке. Символично, что открытие музея-панорамы в Бад-Франкенхаузене состоялось всего за два месяца до падения Берлинской стены. Так что в противостоянии системы в лице ГДР и художника в лице Тюбке победа осталась за последним, а его полотно стало реквиемом по социалистическому раю Восточной Германии.

Список литературы

Вернер Тюбке // Российское информационное агентство Рустим. URL: https://rus.team/people/verner-tyubke

Горохов А. “Официальный” художник ГДР: мир глазами Веренера Тюбке. URL: https://www.dw.com

Ромашова А. Вернер Тюбке: по ту сторону железного занавеса. URL: http://dailyculture.ru/stati/art/verner-tyubke-po-tu-storonu-zheleznogo-zanavesa/

Просмотров работы: 19