ТИМ БЁРТОН - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ТИМ БЁРТОН

Годзева Ф.Р. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для представителей готической субкультуры Тим Бёртон одна из основополагающих фигур, можно сказать даже «пророк» мрачности и идейный вдохновитель многих кричащих образов, навеянных его творчеством. Джонни Депп выделял его, как наиболее значимого режиссёра современности и признавал, что для многих своих сыгранных персонажей (в особенности, с чертами безумия) черпал вдохновение именно из его работ. Его картины пропитаны мрачной таинственной аурой, часто с элементами мистики.А мультипликационные работы очень взрослые по содержанию и безумно пугали в своё время очень многих. Очень умело использовал чёрный юмор и сатирические сценки в произведениях, где это казалось невозможным.

Свои произведения создаёт, опираясь на интуицию и творческий порыв, из-за чего ему порой сложно было объяснить начальству определённые сцены в своих картинах. Бёртон отличался особым видением сюжетов и понимал, как лучше рассказать каждую историю. Сам режиссёр признавал, что работа над многими проэктами была не совсем «идеальной» и можно было сделать ранние метры гораздо лучше, но всё же он гордился своим наследием и тем, что получил огромный опыт при работе над ними. В них он выработал ту самую стилистику, что и сейчас вдохновляет многих современных режиссёров и мультипликаторов.

Бёртон никогда не записывал сценарии к своим шедеврам, но в голове у него было представление как будет выглядеть каждая деталь в готовой ленте. Часто обращался к фольклорным сказаниям и притчам, чтобы «одушевить» свои выдуманные миры и приблизить их к реальности. Своими картинами поднимает фундаментальные и филосовские вопросы и пытается ответить на них. Сам же Бёртон был необыкновенным новатором и пытался найти «новые» методы съёмки, «новое» виденье ленты и сценариев, отличное от традиционных. Очень много времени уделял поиску актёрского состава, при этом выбранных актёров, как и кандидатов на съёмки, никогда не приглашал на кастинги. Режиссёр считал, что нужные ему качества и характеры можно увидеть и без заучивания текста. И старался не злоупотреблять репетициями, чтобы актёры не впадали в рутину и не растеряли всю ауру задуманной картины.

Бертона так же включили в список величайших режиссёров всех времён. Он находится там под номером 49 и на момент зачисления его в оный, он являлся самым молодым среде перечисленных. Так же ещё одним его рекордом можно назвать то, что он стал одним из 10 режиссёров, чья картина собрала более миллиарда долларов. В современном мире, его картины знают как дети, так и взрослые. Что интересно, так это то, что одних детей его творчество невероятно пугает, а другие находят его очень захватывающим и интересным. Говоря же о взрослых, картина не сильно меняется: одни любят его всем сердцем и готовы пересматривать ленты раз за разом, другие же сетуют на «макабрические элементы» творчества.

Из вышесказанного можно заключить одно: не смотря на противоречивые отзывы, Тим Бёртон очень яркая, даже кричащая фигура, которая изменила кинематограф и мультипликацию очень колоссально. Без него киноискусство было бы намного беднее, скучнее и выхолщенее.

Биография

Имя, данное при рождении-Тимоти Уильям Бертон.

Американский кинорежиссер, мультипликатор и писатель, известный эксцентрик и эстет. Мастер современного зрелищного кино, зачастую основанного на черном юморе и макабрических элементах. Брат художника Дэниэла Бертона. Один из знаковых режиссеров для представителей готической субкультуры.

В своем творчестве, Тим отразил родной город в кинофильме «Эдвард Руки-ножницы». Когда Тим был маленьким, родной город казался ему совершенно чужим. Как он рассказывал, его родители, по неизвестным причинам, заложили в его комнате окна кирпичом, в которых остались лишь небольшие щели для света.

В своей юности Тим занимается водным поло и играет за школьную команду, хотя большее время проводит в одиночестве – он слушает панк-рок и ходит в кино. Репертуар кинотеатров, в которые он ходит, очень часто ограничиваются лишь второсортными ужасами и фантастикой. Бертона вдохновляет своими кино-работами Рэй Харрихаузен и именно поэтому он пробует создавать свои собственные кукольные мультфильмы - в настоящее время большинство из этих мультфильмов потеряны или считаются таковыми.

Начало творческого пути

В 1976 году Бертон поступает в Калифорнийский институт искусств. В учёбе отдавал предпочтение практической съёмке картин по обсуждаемым темам, нежели письменному описанию их. За этот период снимает 3 полноценные картины: «Гибельный доктор», «Гудини» и мультипликационную работу «По следам монстра-сельдерея». На данный момент, они считаются безвозвратно утерянными.

С 1979 года Тим устраивается стажёром в студию Дисней.Изначально ему доверяют работу дизайнера персонажей, но после удачных проектов, доверяют и роль аниматора. За это время Бёртона пару раз увольняли после выговоров и повторно нанимали. Первым значимым проектом стала раскраска целлов в мультфильме «Властелин Колец» Ральфа Бакши. Далее Тиму позволили поучаствовать в создании таких шедевров, как: «Черный котел», «Лис и охотничий пес» и первой диснеевской картиной, в которой активно использовалась компьютерная графика, «Трон».

«Винсент» это первый короткометражный мультфильм, который Бёртон смог срежиссировать на студии Дисней. В это же время он знакомится с Джули Хиксон, с которой находит очень много общего. В дальнейшем их дружба очень плодотворно влияла на режиссёра, Хиксон вдохновляла его и предлагала необычные идеи, Бёртон в свою очередь предлагал ей главные роли в картинах.

Фильм о коротышке, не желавшем взрослеть, стал коммерчески успешным проектом. Этот факт привел руководителей студии Warner Bros. к мысли поручить, молодому режиссеру экранизировать комиксы о Человеке - Летучей Мыши. Но, из-за затянувшейся работы по изменению первоначального сценария, съемки фильма были отменены. В это же время Бертон режиссирует в двух телепроектах, снимает детектив «Горшок» и сказку «Аладдин и его волшебная лампа».

Чтобы взяться за какой-то проект, ему необходимо обрести эмоциональную связь со своими персонажами, будь то оригинальные создания, такие как простак с лезвиями вместо пальцев в «Эдварде Руки-ножницы», перенесенные на экран герои комиксов, подобные неусыпному мстителю в маске Бэтмену, или люди из реальной жизни - таков трэш-режиссер в «Эде Вуде». Связь эта, как первым готов признать сам Бертон, иногда совсем не очевидна. «Эдвард Руки-ножницы», например, берет свое начало из некоего крика души – рисунка, сделанного в подростковом возрасте и выражавшего потаенную муку, которую Бертон испытывал из-за неспособности общаться с окружающими, в особенности со своими домашними. Многие из его фильмов несут на себе отпечаток детства, проведенного в пригороде.

Персонажи в фильмах Тима Бертона

Герои его картин отличаются от общепринятого понятия «герой», они отвергнуты обществом или страдают в силу личных причин, они замкнуты в своём мире фантазий. Зачастую они неудачники, а лучше даже сказать «лузеры». Их эмоциональное состояние - перелом и разочарование в жизни.

Бертон взялся за постановку новой экранной версии классической детской книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика». Два могучих творческих таланта со сходным мрачным юмором и склонностью ставить все с ног на голову уже встречались раньше, когда Бертон продюсировал фильм «Джеймс и гигантский персик». Еще более интригующей была новость, что будущий фильм вновь, впервые после «Сонной Лощины», воссоединит Бертона с Джонни Деппом. Как объясняет Депп в предисловии, а Бертон в главе, посвященной фильму, чтобы создать Вилли Вонку, они извлекли из глубин памяти воспоминания о телевизионных ведущих времен своего детства, и результат был поразительным: герой оказался странным и даже жутковатым, но если бы сам Роальд Даль был жив и увидел его, он не удержался бы от смеха.

«Кошмар перед Рождеством», когда вышел на экраны, не был хитом масштаба студии «Pixar», но в последующие годы полюбился многим. Он породил новую разновидность игрушек, до сих пор пользующихся популярностью. Бертон давно замышлял новый проект, в котором дал бы волю своей любви к покадровой мультипликации, в особенности к фильмам Рэя Харрихаузена. Он создал «Труп невесты» - сказку на все времена, непревзойденную по тону и стилю. В мире, где доминируют компьютерные образы, Бертон постоянно возвращается к своим кропотливо и детально разработанным средствам выражения, к искусству, творимому исключительно вручную. - именно оно, по его мнению, несет подлинные чувства.

На создание «Трупа невесты» Бертона вдохновило некое стихотворение XIX века с восточноевропейским сюжетом, рассказывающее о нервном, застенчивом женихе по имени Виктор, который помимо его воли оказывается накануне своей свадьбы с Викторией околдован невестой-трупом, давшей название стихотворению. В результате жених попадает в царство мертвых. «В этом фильме многое узнаваемо по предшествующему творчеству Бертона: сюжет тематически перекликается с «Битлджусом» и «Сонной Лощиной», Виктор, озвучиваемый Джонни Деппом, -- типичный бертоновский протагонист, а взаимная перестановка двух миров - страна живых в фильме «мертвее» царства мертвых» [9. с. 3].

Заключение

Тим Бертон – личность известная и одиозная в мире кино. Режиссер, продюсер, сценарист, он прославился своими мрачненькими недетскими сказками, которые мир принял отнюдь не сразу. В фильмографии Бертона значатся многочисленные фильмы ужасов и особенно - готическая фантастика. Критики в разное время называли его как чокнутым эксцентричным выскочкой, так и гениальным автором абсурда.

В мире, диагноз которого ясен: эпоха эмоционального дефицита, искренность, восторженность и открытость чудака воспринимаются либо как фальшь, либо как аномалия, либо как навязчивость. Бертон защищает «эмоционализм» и романтизм своих героев от подобных оценок, обильно используя иронию и черный юмор, но как барьеры, как защиту.

Театральная красивость и вычурность – тоже такие барьеры. И театральные фразы - позы. И манерность и невзаправданность внешности любимого им Деппа. И скрытые тонкости смешных стилизаций! И красиво пугающие игрушки (визуальные кошмары для истинных эстетов). И потрясающая смысловая плотность вещного мира. Его кино «сервировано» странными, причудливыми вещами, как хороший стол хорошего волшебника. Он гипнотизирует осязаемой конкретностью своей предметности, отточенной детализацией, прорисовкой и огранкой невиданных устройств, сумасшедшей навороченностью костюмов, намеренной преизбыточностью и нереалистичностью грима и цвета.

К сказочному миру Бертона нельзя подходить с мерками реалиста Станиславского - «верю - не верю», скорее, с мерками себя - ребенка «помню - не помню». Думаю, кино Бертона, несмотря на условность, возведенную в квадрат, очень естественное, достоверное, так как начало его в инстинкте театральности, в детских играх. И понимание: жизненная реальность и реальность искусства не всегда совпадают. Иногда кажется, что Бертон прав, и искусство не форма познания действительности, а нечто противоположное - познание темнот, неясностей, т.е. того, что прячется за действительностью. Откровений Вечности? Или Абсурда? Или чего-то еще.

Список литературы

1. Тим Бёртон. Интервью: Беседы с Марком Солсбери. СПБ.: Азбука-классика, 2008. 400 с.

2. Тим Бёртон. URL: https://www.themoviedb.org/person/510-tim-burton?language=ru-RU

3. Тим Бёртон. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Tim_Burton

4. Тим Бёртон. URL: https://www.timburton.com/

5. Тим Бёртон. выставка в Праге. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XwZVTpBQgnk

6. Tim Burton: A Life in Pictures. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_rDi2ndMZu0

7. Tim Burton interview 2012. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KjXDSOfcaOU

8. Tim Burton. Danny Elfman E! Nightmare Before Christmas interview. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mWLiTLU_LMQ

9. The Illusion of Movement and an interview with Tim Burton. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rTorWIoYTf0

10. Tim Burton interview with Gunnar Rehlin. URL: https://www.youtube.com/watch?v=M2APkkphElI

11. Tim Burton Interviewed by Scott Feinberg. URL:https://www.youtube.com/watch?v=11j4aKEhXTM

Просмотров работы: 103