СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Оздоева Х.А. 1
1Российский государственный университет правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время такой вид наказания, как лишение свободы, к сожалению, очень распространен. И, хотя количество осужденных с каждым годом уменьшается, общество, тем не менее, сейчас должно серьезно задуматься над тем, чтобы помочь стать бывшим осужденным полноценными гражданами нашего государства.

Воспитательная работа с осужденными во время отбывания ими наказания как раз нацелена на то, чтобы способствовать процессу исправления осужденных, путем формирования их правопослушного поведения, а также их более успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы. В связи с этим, вопросы разработки и совершенствования современной теории и практики воспитательной работы с осужденными сейчас как никогда актуальны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема оценки степени исправления, осужденных к лишению свободы в значительной степени обусловлена потребностями практики. Именно оценка результатов решает целый комплекс вопросов, связанных с применением в практической деятельности различных поощрительных институтов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

К сожалению, достигнутый в настоящее время уровень организации и проведения воспитательной работы с осужденными пока очень невысок и не отвечает требованиям международных стандартов, что, как правило, приводит к перегибам на местах, возникновению конфликтных ситуаций, в том числе с противоправным поведением осужденных.

Несмотря на разработанность теоретических основ воспитательной и социальной работы с людьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, проблематика воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях на современном этапе только начинает складываться, технологии воспитательной работы в данной сфере не обозначены четко, а функции специалистов в указанном направлении деятельности в уголовно-исполнительной системе на практике исполняют иные работники данной сферы[4, С.68].

Начать необходимо, прежде всего, с правового регулирования организации и проведения воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, с поиска новых подходов и направлений указанной работы, а также активного внедрения этих нововведений в исправительных учреждениях. Здесь обязательно нужен комплексный подход, который бы вобрал в себя не только воспитательную, но также и социальную и психологическую формы работы с осужденными.

Специфика мероприятий по воспитанию осужденных определяется их собственными особенностями, возрастом, психологическим и физиологическим состоянием, степеньюкриминальной и педагогической запущенности.

Согласно статистическим данным, приведенным в исследовании Р.С. Козловского, выделяют различные уровни нравственно-эстетической воспитанности осужденных. Рассмотрим их подробнее.

В первую группу входят личности с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности. Их характеризует негативизм по отношению к существующим нормам и установленным правилам. Поведение таких осужденных отличается девиантностью и антисоциальной направленностью.

Ко второй группе относятся осужденные со средним уровнем нравственно- эстетической воспитанности. Для них характерен низкий уровень готовности к воспитательному воздействию. Такие осужденные не отличаются активностью, а также отсутствует волевая составляющая в их поведении.

Третья группа характеризуется как самая предрасположенная к воспитательному воздействию. Осужденные имеют достаточный уровень нравственно-эстетической воспитанности. Они осознанно выполняют педагогические требования, активны и имеют представления о нравственных ценностях [2, С. 15].

Считаем, что данные аспекты необходимо учитывать при организации процесса исправления осужденных и формирования их правопослушного поведения. Осужденные, как правило, имеют разные интересы и желания, поведение, нравственные, этические и психологические мотивы и отличаются друг от друга поведением на уровне восприятия субкультурных ценностей в местах лишения свободы. Таким образом, для большинства из них традиционно организованный воспитательный процесс малоэффективен или даже неэффективен. В связи с этим, должна проводиться специальная работа по поиску различных форм и методов воспитательного воздействия с целью формирования правопослушного поведения осужденных.

Полагаем, что воспитательный процесс должен подбираться четко под конкретные личностные характеристики каждого отдельного осужденного. Поступая в места лишения свободы, осужденные, как правило, не сопоставляют свои противоправные деяния с причиненным вредом, не всегда ощущают себя виновными, часто без особого труда перенимают криминальные правила, отрицательно относятся к сотрудникам исправительной колонии, не соблюдают правила и распорядок исправительного учреждения [3, С.324].

При воспитательной работе следует использовать различные методы психолого-педагогического воздействия с целью формирования правопослушного поведения осужденных и их последующего исправления. Данные методы, в свою очередь, должны подразделяться в зависимости от лиц, на которые они направлены, и от назначенного срока наказания. Для этого, полагаем, необходимо изучать социально-демографические, поведенческие, криминологические и психологические особенности, что позволит, впоследствии получить психологический портрет осужденных. Осужденный, с одной стороны, должен рассматриваться как субъект будущей жизнедеятельности в обществе, а с другой – как объект исправительного воздействия и самоизменения.

Предлагаем в процессе исправительного воздействия на осужденных использовать такие современные и перспективные методы и средства воспитательной работы, как:

- ролевые игры, эффективным приемом которых является моделирование ситуаций, используя которые появляется возможность формировать новые модели поведения в сфере межличностного взаимодействия осужденных;

- методы арт-педагогики, значение которых состоит в том, что занимаясь определенными видами искусства, происходит развитие эмоциональной сферы осужденного, что выступает необходимым условием при формировании правопослушного поведения и приводит к дальнейшему исправлению осужденного;

- коллективное мнение – как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности [1, С.276].

Врезультате реализации указанных направлений воспитательной работы с осужденными можно будет достичь следующих результатов в процессе формирования их правопослушного поведения:

- у осужденных проявится интерес к трудовой, учебной и досуговой деятельности;

- стабилизируется положительная эмоциональная и психическая составляющие осужденного во время пребывания в исправительной колонии;

- у осужденных появится стремление к законопослушному поведению в исправительном учреждении и в последующем при освобождении;

- законопослушное поведение осужденных после освобождения сохранится.

Необходимо оптимизировать сложившуюся систему взаимодействия воспитательных, социальных и психологических служб исправительного учреждения путем подбора и расстановки квалифицированного персонала в данных службах, а также с помощью постоянного повышения профессионального уровня указанных сотрудников.

Таким образом, в настоящее время существует необходимость более углубленной работы с лицами, отбывающими наказание, на протяжении всего срока пребывания в местах лишения свободы. Кроме того, следует проводить работу по поддержанию социальных связей, так как с каждым годом увеличивается разрыв между осужденными и их родственниками, что, в свою очередь, снижает шансы успешной адаптации к жизни после освобождения, и, как следствие, лица, отбывшие наказание, возвращаются в исправительные учреждения, совершая новые преступления после освобождения. Осужденный должен быть готов к жизни за территорией исправительного учреждения и суметь в последующем адаптироваться к ней.

Библиографический список:

1. Гармаш Д.С. Проблемы правового регулирования воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы / Д.С. Гармаш, Н.С. Молявко // В сборнике: Современные вопросы государства, права, юридического образования: материалы XVI Международной научно-практической конференции. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. – С.273-277

2. Козловский С.Н. Ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях / С.Н. Козловский // Вестник ННГУ. – 2019. – №1. – С.10-18.

3. Метлин Д.Г. Проблемы организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных учреждениях УИС России / Д.Г. Метлин // В сборнике: Правовое регулирование современного общества: теория, методология, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Воронеж: ООО «АМиСта», 2017. – С. 323-325.

4. Перевозникова А.И. К вопросу об эффективности средств исправления осужденных / А.И. Перевозникова // Студенческий вестник. – 2021. – № 16-5 (144). – С. 65-70.

5. Попова Е.Э. Общественное воздействие в социальной адаптации осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права: Научные труды кафедры уголовного права. Вы.9. – М.: РГУП, 2019. С.136-143.

6. Попова Е.Э. Социальные практики общественных образований по ресоциализации и социальной адаптации осуждённых как средство развития современного общества // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системыРоссии и 85-летию Академии ФСИН России) : сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20–22 нояб. 2019 г.) : в 10 т. , Т.5 – Рязань :Академия ФСИН России, 2019. С.132-136.

Просмотров работы: 265