Мы постоянно откладываем самые трудные дела на потом, а после очень сильно об этом жалеем. Если раньше такую привычку откладывать и делать все в последнюю минуту объясняли ленью и неумением взять себя в руки, то теперь для этого появился специальный термин: прокрастинация.
И общество в целом, и психологи, изучавшие феномен прокрастинации, долгое время считали ее негативным качеством, от которого необходимо избавляться как можно скорее. Это явление легко спутать с апатией, безволием, ленью или инфантильностью.
Однако исследования учёных показали, что всё не так однозначно. Академическая прокрастинация, действительно, в большей мере присуща отстающим ученикам/студентам, а вот профессиональная — перфекционистам, стремящимся любую мелочь в своей работе довести до идеала! Такие люди бесконечно откладывают дела главным образом из-за того, что сомневаются, удастся ли им показать достойный результат и избежать провала.
Так вот, прокрастинация — это постоянное откладывание важных дел, которое приводит к жизненным проблемам и негативным психологическим эффектам, а именно: стрессу, чувству вины, потере производительности, заниженной самооценке.
Термин «прокрастинация» появился в Оксфордском словаре ещё в 1548 году. Примерно тогда же откладывание дел на потом стало предметом горячих споров.
В XX веке проблема прокрастинации стала широко освещаться в научной среде. В 1977 году вышли две статьи: «Прокрастинация в жизни человека» и «Преодоление прокрастинации». В 1980-е и 1990-е годы проводились исследования этого феномена, которые легли в основу работы Ноа Милграма «Прокрастинация: болезнь современности». В настоящее время есть целый журнал — Procrastination And Task Avoiding, целиком посвящённый этой проблеме.
При этом единой теории, объясняющей причины синдрома откладывания дел, до сих пор нет. И вряд ли это связано с тем, что её обдумывание учёные отложили на потом. Не случайно прокрастинацию называют "болезнью XXI века".
Прокрастинация — явление сложное, возникающее в силу целого ряда причин. Основными считаются следующие:
Низкая самооценка — человек не берётся за дело, поскольку боится неудачи. Страх ошибки — один из самых распространённых. Он глубоко заложен в культуре.
Перфекционизм — человек излишне концентрируется на идеальном результате и пугается возможного неидеального. Прокрастинатор нНе знает, что делать, чтобы добиться идеального результата — и предпочитает не делать вообще.
Самоограничение — человек подсознательно не хочет стать успешным, выделиться из толпы. В детстве нам часто вбивают в голову, что жить не так, как другие, или делать что-то иное — неправильно и заслуживает осуждения.
Непокорность — человек не выполняет задачу потому, что он подсознательно не согласен с ней. Часто возникает, когда задача кажется бесполезной.
Усталость — своеобразный вариант бунта организма прокрастинатора, который сигнализирует о том, что у него не хватает ресурсов для выполнения задачи. Откладывать дела — частый симптом выгорания.
Ещё один взгляд на причины прокрастинации связан с научно-техническим прогрессом и термином «паралич решения». У современного человека так много выбора, что обдумывание возможных вариантов «съедает всю нашу энергию». В итоге не получается выбрать ничего.
Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, домашнего задания, подготовке к контрольной, экзамену), пренебрегает этой необходимостью и отвлекает своё внимание на бытовые мелочи или развлечения. В той или иной мере это состояние знакомо большинству людей и до определённого уровня считается нормальным.
Прокрастинация становится проблемой, когда превращается в обычное «рабочее» состояние, в котором человек проводит бо́льшую часть времени. Такой человек откладывает всё важное «на потом», а когда оказывается, что все сроки уже прошли, либо просто отказывается от запланированного, либо пытается сделать всё отложенное «рывком», за невозможно короткий промежуток времени.
В результате дела не выполняются или выполняются некачественно, с опозданием и не в полном объёме, что приводит к соответствующим отрицательным эффектам в виде неприятностей в школе, упущенных возможностей, недовольства окружающих из-за невыполнения обязательств и тому подобного.
Что же будет, если постоянно откладывать дела на потом:
прогрессирующее снижение самооценки,
повышенная тревожность,
дополнительный стресс,
выгорание,
завалы по учёбе,
падение успеваемости.
Прокрастинацию многие (в том числе и учителя) считают разновидностью лени и ерундой, а эффективным лекарством от нее грозный окрик: «Соберись, лентяй!» На деле прокрастинация — опасная проблема, сродни зависимости, которая вызывает много вины и стыда, и способна со временем разрушить личность.
Можно выделить особенности откладывания дел, характерные для прокрастинации, что позволяет отделить этот феномен от других близких по содержанию явлений:
сам факт откладывания;
наличие планов – откладываются дела, которые были предварительно ограничены определёнными сроками;
осознанность – человек не забывает про важную задачу и физически может ею заниматься, он откладывает её выполнение умышленно;
иррациональность – субъекту очевидно, что откладывание вызовет те или иные проблемы, то есть он действует заведомо вопреки своим интересам;
стресс – откладывание вызывает негативные эмоции и утомление.
Исходя из этого, можно отделить прокрастинацию от лени (лень не сопровождается стрессом), отдыха (при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации – теряет). Также прокрастинация не равнозначна неумелому планированию, когда планы не исполняются и сдвигаются потому, что основываются на неверных оценках возможностей и производительности, хотя ошибки в планировании могут провоцировать или усугублять прокрастинацию.
Если же рассматривать прокрастинацию с точки зрения психики, то можно сказать, что это защитный механизм организма.
Прокрастинация и лень – понятия разной природы. Условно лень можно отнести к отсутствию или недостатку мотивации, исходя из базового стремления психики к экономии энергии организма.
Прокрастинация же – всегда внутренний конфликт. Прокрастинаторы боятся, сопротивляются и винятся одновременно. При этом чувство вины прокрастинатором осознается, а страх вытесняется в бессознательное.
В психике нет "плохих" механизмов. Все, что с нами происходит, включая пресловутые комплексы, прокрастинацию, психические расстройства, когда-то было необходимо для того чтобы выжить. Это может вызвать удивление, но является научно доказанным фактом. Затем механизмы защиты закрепляются (на всякий случай) и остаются с нами в течение жизни. Спустя время, ситуация изменилась, и теперь когда-то защитный механизм скорее мешает, нежели помогает, он устарел. Но продолжает работать, что называется "на автомате".
Так и прокрастинация в какой-то момент была призвана защитить внутрипсихическую структуру от серьезного травматизма. Можно сказать, что она появилась для того, чтобы защитить психику человека от негативных переживаний.
Когда ребенок формируется, самое важное для него – любовь и принятие родителей. Ведь недовольные родители – отвергающие родители. А для ребенка нет ничего травматичнее, чем родительское отвержение. На уровне инстинкта самосохранения родительское отвержение угрожает смертью. Поэтому все "кривые" механизмы адаптации родом из детства, и были созданы лишь с одной адаптационной целью – чтобы нас любили и принимали.
Частенько в школе можно столкнуться с такой ситуацией, что ученик не готов к уроку из-за того, что тянул с выполнением домашнего задания до последнего. И выполнил его только накануне. Учитель негодует – ответ слабый, ученик возмущен – он честно готовился. Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Непонимание может привести к конфликту. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.
Вот буквально недавно я столкнулась с эффектом прокрастинации на уроке в музыкальной школе. Домашнее задание было довольно трудным, и выполнение его требовало значительных усилий со стороны ребенка. Поэтому подготовить задание требовалось через неделю. Предупредила, что за 5 минут его сделать просто невозможно, для запоминания требуется учить произведение частями. Но когда через неделю девочка попыталась ответить заданный урок, у нее ничего не вышло. Первое, что приходит на ум в этой ситуации – лень. Задание не выполнено из-за лени. Но ребенок упорно со слезами твердила мне, что она учила. Причины не верить ей у меня не было. Стали выяснять, что и как. Да, она учила. Но взялась за задание в последнюю минуту, накануне вечером. Почему? У ребенка строгая мама. Сама бывшая отличница она ждет и от своей дочери только отличных оценок. "Или делай хорошо или не делай вообще!" И бедная девочка для себя решила, чтобы ее любили и принимали, нужно быть первой, лучшей, идеальной. Если не уверена, что получится, лучше не делать.
У таких детей с раннего возраста формируется очень жесткий внутренний критик, который перенимает голос родителей, а затем наказывает при всякой оплошности или минимальном снижении качества любого результата.
Казалось бы, задача вполне выполнимая и ее можно сделать идеально. Почему они откладывают? В силу того, что уходит невероятное количество энергии. Прокрастинаторы-отличники банально устают. Устают от поддержания внутреннего критика, устают от него отбиваться, устают затрачивать сверх усилия на задачи, которые того не стоят.
Вот и моя ученица целую неделю изводила себя переживаниями, что задание сложное, она ведь может его не выучить или выучить плохо, а мама так огорчится! Тянула до последней минуты. А результат? Новый стресс.
В данном случае все решилось благополучно. Мы во всем разобрались с мамой, которая очень эмоционально призналась дочери, что оценки ни в коей мере не повлияют на ее любовь к ней. А еще она обещала проконтролировать, чтобы откладывание на потом не вошло в привычку у ее дочери.
Да, мои занятия проходят индивидуально, я могу каждому ребенку заглянуть в глаза и спокойно выслушать объяснения. А вот когда в классе 25-30 человек… Легче всего свалить на лень. Но учитель просто обязан понять для себя в каждом конкретном случае, с чем столкнулся: с ленью, с разгильдяйством или с прокрастинацией.
В любом случае надо сделать все возможное, чтобы не доводить до конфликта, до стресса. Я думаю, что взрослый обязан найти способ разобраться в ситуации и, при необходимости, пойти на уступки. Просто потому что он взрослый и понимает серьезность ситуации. Ведь если это все же прокрастинация, придется искать причины ее возникновения, а потом уже строить алгоритм решения, алгоритм ее преодоления. Это не так просто, как кажется. И всего скорее без помощи взрослых (в том числе и родителей) этот вопрос не решиться. Придется разобраться почему ребенок откладывает одни дела, и какие именно дела он выбирает в качестве замены, какую эмоциональную потребность благодаря им удовлетворяет.
Научить ребенка прислушиваться к себе и организовывать свою жизнь так, чтобы она была полной, интересной и имела смысл, – это трудная задача, которую необходимо решить взрослым. Только в этом случае вам можно помочь ребенку справиться с синдромом прокрастинации, с синдромом откладывания.
Список использованной литературы
1. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии, 2010, №3.
2. Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью //Психология в вузе. 2008, №3
3. Мычко В. Н. Прокрастинация как феномен и образ жизни современного человека // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 651-654. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35866/.
4. Руднова Н.А. Характеристики саморегуляции деятельности как факторы прокрастинации.//Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология — 2018. — № 4 (36). — С. 551-561. https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-samoregulyatsii-deyatelnosti-kak-faktory-prokrastinatsii