В последнее время наблюдается снижение двигательной активности у людей разного возраста. В связи с высокой нагрузкой на работе и учёбе стали меньше уделять времени физической культуре, спорту и активному отдыху как взрослые, так и дети. Так, в детских садах, время активности ограничивается свободной деятельностью, прогулкой, а также физической культурой, музыкальным занятием, спортивными развлечениями и досугами [3]. В школе – только физическая культура и возможные секции, кружки.
Всё меньше можно застать детей, играющих в различные подвижные игры, при том, что игра – основной вид деятельности, в котором ребёнок получает максимум пользы и опыта для себя. Игра – важнейший источник знаний, умений и навыков, а также формирования социокультурной личности ребёнка. Подвижные игры могут как расслабить детей, сменить фокус внимания, а также разгрузить их психику после умственной нагрузки. При этом, данный вид деятельности также развивает физические и умственные способности ребёнка, давая возможность быстро решить поставленную задачу как при помощи быстроты, силы, скорости или ловкости, так и при помощи хитрости или тактики.
О важности игры говорили такие учёные, как О.М. Горький, А.С. Макаренко. Также, с точки зрения развития физических качеств ребёнка, игру на одно из первых мест ставил В.П. Лесгафт – по его мнению, это – основной вид физической и двигательной деятельности [2]. Это действительно так – играя, ребёнок «проживает» маленькую жизнь, в которой формируются черты его характера, совершенствуются двигательные навыки.
Проводя спортивные игры, тренеру или педагогу важно понимать, что данным действием он должен решить поставленные задачи и достичь цели. Даже если цель – эмоциональная разгрузка коллектива или команды, нельзя допускать бесконтрольных моментов в организации и проведении деятельности. Это ведёт к потере контроля над игрой и утрате её ценности.
Важной педагогической ценностью подвижных игр является их воздействие на физическую, нравственную и духовную составляющие ребенка одновременно.
Разделяют две формы организации обучения: урочную и внеурочную.
В урочной форме организатором и руководителем всей деятельности непременно является взрослый – педагог. На нём лежит вопрос организации детей и регулирования возможных спорных ситуаций. Также урочная форма характерна регулярностью проведения игр с неизменным составом учащихся или воспитанников, соответствием ходу учебно-тренировочного процесса, его целям и задачам.
Подвижные игры внеурочной формы организуются преимущественно детьми – на переменах, прогулках, в свободное от учёбы и занятий время. Эти игры характерны стихийностью организации, нестабильным количеством участников, зависящим от желания, а также эмоционального фона коллектива.
В любом случае, подвижные игры являются основным видом деятельности для развития физических качеств детей как дошкольного, так и школьного возрастов.
Спортивные игры являются высшей степенью подвижных игр – их отличает строгость правил, а также наличие специальной площадки определенных размеров (в зависимости от вида спорта) и оборудования (сетки, корзины, ворота, борта). Также в спортивных играх обязательно должна присутствовать техническая и тактическая подготовки, без которых спортсмен или команда рискуют потерпеть поражение.
Посредством спортивных игр развиваются все физические качества человека – скоростные и скоростно-силовые (рывок, ускорение до мяча, с мячом, прыжки, блокировки и т.д.), координационные (обыгрыш, улитка, обводки игрока, передачи), выносливость (длительное движение за мячом, с ним) а также более сложные сочетания данных качеств, применяемые внутри игры. Также стоит уделить внимание тому, как развиваются логическое и пространственное мышление, память, воображение, внимание и зрение. В командных играх участники учатся взаимодействию и коллективной реализации поставленных задач. Многие виды спорта по сложности тактик и их выполнению сравнивают с шахматной партией, например, большой и настольный теннис, волейбол, футбол, хоккей, флорбол и т.д. При этом, игра как вид деятельности остаётся одним из самых эмоциональных, отчего к нему тянутся как дети, так и взрослые, часто отдающие предпочтение различным играм как виду активного отдыха и досуга, нежели посещению тренажёрных залов и различных занятий.
В процессе анализа научно-методической литературы было выявлено, что воспитание физических качеств имеет огромное значение при подготовке юных флорболистов. Особенно повышенные требования предъявляются к детям в соревновательный период, когда в короткий срок (примерно 2 периода по 15 минут) игроки должны в кратчайшие сроки реализовать свой потенциал на поле, принеся команде максимальную пользу. Стремительно растущая популярность в России в наше время и высокая конкуренция на всероссийских соревнованиях, постоянно сменяющиеся лидеры в своих возрастных группах определяют необходимость развития спортсменов и дальнейшего совершенствования системы их подготовки.
В течение взросления, физические качества ребёнка развиваются неравномерно. В одном возрасте физические качества развиваются одинаково быстро и прирост во всех показателях более-менее равный, но, спустя год-два может произойти скачок и физические качества будут развиваться гетерохронно – с разной интенсивностью. Данные периоды, в которые то или иное качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными.
Важно учитывать, что сенситивные периоды также связаны с особенностями биологического развития – девочки развиваются несколько быстрее. Так, период первого детства у обоих полов окончится в одно время – 7 лет, в этом же возрасте начнётся период второго детства. При этом, подростковый период наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. Также период юношества у девочек начинается на год раньше – в 16 лет против 17 лет мальчиков.
В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств, в частности - силовых. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.
При анализе цели тренировки, В. К. Бальсевич отмечает, что она определяется общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Также подчеркивается, что это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания юных спортсменов, где до сих пор приоритетная роль отводилась обучению двигательным действиям и формированию двигательных умений и навыков, и при этом, в конечном счёте упускались наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств в сенситивные периоды его возрастной эволюции [1, c 9-11].
Сенситивные периоды физического развития – это ключевые периоды максимального роста того или иного физического качества. При этом, стоит выделить, что в один возрастной период может быть благоприятным для развития сразу нескольких качеств. Так, например, возраст 9-10 лет (таблица 1) является сенситивным сразу для развития быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, анаэробных возможностей, гибкости и координационных способностей.
Говоря о развитии физических качеств в контексте флорбольной подготовки, как уже было ранее сказано, гибкость и выносливость имеет меньшее значение, нежели остальные качества. Поэтому в тренировочном процессе, соответственно задач спорта, акцент был сделан на быстроту, скоростно-силовые качества, координационные способности и анаэробные возможности.
Различными учёными и их исследованиями выявлен положительный эффект физического развития в критические периоды – в это время наиболее благоприятно воздействие на совершенствование их двигательных способностей. В связи с тем, что пик физического развития приходится на пубертат (приблизительно 13-17 лет), можно утверждать, что именно в школьном возрасте нужно делать акцент на развитие отдельных физических качеств. Позднее развивать те или иные качества может быть нецелесообразно. Ниже представлены примерные сенситивные периоды развития конкретных физических качеств у спортсменов (таблица 1).
Таблица 1 Примерные сенситивные периоды развития физических качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества |
Возраст, лет |
|||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
||
Рост |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Мышечная масса |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Быстрота |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Скоростно-силовые качества |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Сила |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
Выносливость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
Анаэробные возможности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Гибкость |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Координационные способности |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Равновесие |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Важно учитывать, что за периодами роста последуют периоды замедления, во время которых идёт процесс дифференцировки клеток организма. При организации тренировочного процесса важно учитывать возрастные особенности, сенситивный период и общее состояние спортсменов, чтобы тренировки приносили максимум пользы и благоприятно воздействовали на организм.
Список использованных источников
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт. 1988. – 288 с.
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собрание педагогических сочинений. Том 1 / Лесгафт П.Ф. – М.: Физкультура и спорт, 1951. — 441 с.
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — 336 с.
Тхорев Василий Иванович, Аршинник Сергей Павлович Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2010. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensitivnye-periody-razvitiya-dvigatelnyh-sposobnostey-uchaschihsya-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 20.08.2021).
Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. / Под ред. Портных Ю.И. изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «флорбол»: приказ № 486 от 30 июня 2021г. – 27с.