ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПЕРЕХОДА ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПЕРЕХОДА ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Баранова Л.М. 1, Духанин А.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К экстремальной ситуации полного перехода большинства привычных сфер жизни в формат онлайн человечество оказалось не готово. Пандемия COVID-19, с которой столкнулся мир в 2020 г., заставила пересмотреть многие повседневные формы организации жизни социума, поставила целый ряд проблем перед уже сложившимися и устойчивыми социальными институтами: семьёй, образованием, экономикой, финансами, властью. Особенно остро вызовы стоят перед системой образования в целом и высшего образования в частности. Все образовательные системы вынуждены были принимать непростые решения и в экстренном порядке осуществлять перевод своей деятельности в онлайн, фактически не имея ни выбора альтернативных вариантов работы, ни возможности отложенной реализации этих шагов [1].

Разные термины: e-Learning, дистанционное, онлайн, интернет и удаленное обучение чаще всего используются как синонимы, поскольку говорится об одном и том же.

Согласно Википедии (Свободной Энциклопедии) дистанционное обучение - это взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Высшеедистанционноеобразованиеэтоформазаочного обучениясприменениемтехнологийудаленноговзаимодействияобучающихсяипреподавателей. Обучающиеся осваивают дисциплины своими силами. Обучение, как и экзаменационные сессии проводятся дистанционно. Обучающиеся имеют возможность взаимодействовать с преподавателями: слушают лекции, посещают вебинары, онлайн-лекции [3].

Поскольку дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования, необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны его внедрения в вузах.

Положительные факторы работы в дистанционном формате.

Основным положительным моментом дистанционного обучения является отсутствие необходимости тратить время на дорогу к месту учёбы и обратно. Далее – возможность обучения в комфортной домашней среде и возможность самостоятельно распределять своё рабочее время.

Отрицательные факторы работы в дистанционном формате.

Главным минусом онлайн обучения является отсутствие студенческой жизни, личного общения и общения с преподавателями. Эти факторы являются неотъемлемой составляющей дистанционного обучения и требует отдельного внимания, так как личное социальное взаимодействие является важной и значимой частью не только обучения, но и повседневной жизни человека. Его нельзя игнорировать и пытаться заменить другими каналами коммуникации. Не могу не отметить, что онлайн обучение существенно снижает физическую активность, что негативно отражается на здоровье человека. Также увеличивается доля самостоятельной работы.

Сегодня в информационном поле активно обсуждается вопрос о том, какие изменения ждут высшее образование после окончания пандемии.

Основные изменения ученые связывают с практической составляющей обучения, с требованиями к выпускникам вузов и общими объективными изменениями после вынужденного удаленного обучения.

Из всего вышеперечисленного можно прийти к выводу что переход на дистанционный формат работы высшей школы России был осуществляется достаточно оперативно, но пока еще не так эффективно. Проблема внедрения и активного использования системы дистанционного обучения вузов находится на начальном этапе и нуждается в дополнительном стимулировании всех субъектов образовательного процесса. Анализ оценки организации образовательного процесса позволяет сделать вывод о том, что основной упор делается на самостоятельную работу обучающихся и отчёт об этой работе преподавателю [2].

Трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в условиях дистанционного обучения, могут быть сведены в две группы.

Первая группа – это проблемы технического характера (скорость интернета и качество связи) и отсутствие необходимой гарнитуры (наушников, микрофонов, камеры хорошего разрешения).

Вторая группа – это личные проблемы: мотивация, самоорганизация. Полученная информация показывает, что дистанционное образование – это не только проблемы технического плана. В значительной мере это проблемы, связанные с психологией, ведь далеко не каждый может самостоятельно организовать себя, своё рабочее время для прохождения регулярного обучения. Отсутствие уверенной личной мотивации, как минимум, скажется на качестве образования, а возможно, станет причиной, по которой его не удастся завершить [2].

Современное поколение молодых людей вполне интегрировано в цифровое образовательное пространство. Обучающиеся чувствуют себя достаточно уверенно с технической точки зрения и не испытывают значительных неудобств.

Оценивая возможные перспективы перевода обучения в дистанционный формат в целом, могу отметить, что обучающиеся не готовы к такой форме работы и не рассматривают её для себя как возможную форму получения высшего образования. В качестве наиболее приемлемой формы организации удалённого обучения обучающиеся называют смешанное обучение, когда используются все возможные способы организации коммуникации между преподавателем и обучающимся.

Говоря о военных вузах, могу с уверенностью сказать, что переход на дистанционное обучение в данный момент времени невозможен. Обучение в военном университете предполагает не только изучение военных наук, но и физические нагрузки, хозяйственные работы, несение военной службы (наряды, караул, репетиции к параду и т.д.) Очное обучение обеспечивает нахождение курсанта в военной атмосфере.

Строгая дисциплина является одной из важнейших составляющих обучения в военной академии, она включает как выполнение поставленных задач, непосредственно связанных со службой, так и умение найти себя в военном коллективе. С первых дней на военнослужащих ложатся различного рода обязанности: от обеспечения вещевым имуществом, до ведения документации, что приучает к порядку, чего в домашних условиях добиться невозможно.

Также следует отметить, что обучение в военном вузе предполагает изучение дисциплин, связанных с секретной информацией (государственной тайной), войсковую стажировку, практику на таких объектах, как полигоны и аэродромы. В условиях онлайн обучения всё это провести не представляется возможным.

Таким образом, можно отметить, что онлайн обучение имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Для военных вузов в данных условиях переход на дистанционное обучение невозможен, так как служба предполагает полное офлайн обучение.

Литература

1. https://zaochnik.ru/blog/kak-pandemija-povlijala-na-obrazovanie/

2. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Институт экономики и антикризисного управления. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ieay.ru/obinstitute/distancionnye-tehnologii/preimushhestva-i-nedostatki-distancionnogo

3. https://russian.rt.com/science/article/778142-intervyu-ministr-falkov

Просмотров работы: 9