История и самобытность: воспитание детей на Северном Кавказе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

История и самобытность: воспитание детей на Северном Кавказе

Булгакова С.Г. 1, Богданова М.В. 1, Сорокина Е.Н. 1
1ГАОУ ВО "НГГТИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кавказ, расположенный на пересечении умеренного и субтропического климатических поясов, имеет мягкий, теплый и умеренно влажный климат, очень благоприятный для возделывания. Кроме того, он лежит на стыке Европы и Азии (Северный Кавказ относится к Европейскому континенту, Закавказье — к Азиатскому континенту), и через него на протяжении тысячелетий проходили важнейшие торговые пути, в том числе Великий шелковый путь. Однако распространенный в большинстве районов гористый или круто возвышенный рельеф и обилие в прошлом заболоченных болот на многих равнинах резко ограничивали площади земель, пригодных для земледелия. А постоянные нападения войск различных завоевателей, пытавшихся захватить «ворота Азии в Европу», бесконечные военные страхи оставляли жителям Кавказа мало времени на домашние дела.

Исторический опыт показывает, что чем демократичнее общество, тем выше роль учителя в общественной жизни. И именно поэтому к проблеме учителя обращались крупнейшие западные и русские мыслители и учителя прошлого. Они прекрасно понимали высокую социальную функцию учителя и требовали от него соответствующего морального, правового и материального положения.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что система образования порождена историей народа, его потребностями и его образом жизни. Его материальная и духовная культура не может существовать вне решения острых социальных проблем. Творчество Ушинского представляет собой новый этап в образовательной культуре народов России и всего мира.

Другой видный русский просветитель и продолжатель идей К. Ушинского, Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896), теоретически и практически реализовал идеи К. Ушинского об учителях и их воспитании. Читал курс педагогики в руководимой им Тифлисской женской гимназии. Здесь он создал школу, где проходили педагогическую практику учащиеся особых классов, и открыл школу-интернат для горцев-гимназистов. Подчеркивая масштабность своей деятельности на Кавказе, педагог Д.Д. Семенов писал, что оно было очень «разнообразным, поучительным и плодотворным, где бы ни появлялся Л. Модзалевский, везде он вносил живую педагогическую струю».

Став в 1877 г. уездным инспектором Кавказского учебного округа, Л. Модзалевский начал активную работу по развитию здесь школ. Учитель много внимания уделял совершенствованию воспитательной работы в школе. Он является автором многих программ по русскому языку и литературе, в которых, исходя из особенностей жизни кавказских народов, давал учителю практические советы, которые помогут ему лучше усвоить учебный материал. В целях воспитания учителей он предложил включить в учебные программы учебных заведений русский, армянский, грузинский, осетинский, черкесский языки, арифметику, географические сведения о странах, городах и народах, а также историю, естествознание и другие дисциплины. Кавказ. Главной задачей педагогических учебных заведений Кавказа, по мнению Л. Модзалевского, была подготовка учителей, в которых нуждались многие кавказские народы. Проблема подготовки учителей для школ на Кавказе решалась через Тифлисский учительский институт, открытый в 1872 г., а также Кубанскую учительскую семинарию, основанную в 1871 г. Несколько раньше эта задача частично решалась педагогическими курсами в школах. Гор Северного Кавказа и Закавказской учительской школы, основанной в 1866 г.

В разное время в этих учебных заведениях учились представители разных национальностей, которые успешно работали после их ухода в сфере просвещения народов Горного Кавказа. С этой целью он предложил учителям знакомить горцев с произведениями классиков русской литературы.

Таким образом, каждый народ должен иметь прочный фундамент морально-духовных ценностей, стержнем которого должна быть своеобразная генетическая память народной педагогики. Все эти достижения пришли к нам из истории народа, древности, еще с древних времен когда не было письменности Достояние народной педагогики хранятся в народных легендах и балладах, песнях, сказках и рассказах, пословицах и поговорках, обычных обрядах, скороговорках и загадках, народных танцах и гуляниях, играх и забавах, народных праздниках и прикладного искусства. Не случайно в своё время В.А.Сухомлинский писал, обращаясь к родителям: «В семье начинается общественное воспитание. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых потом вырастают и ветки, и цветы, и плоды». Надо отметить, что в воспитании раньше большую роль играли бабушки и дедушки, они передавали свои знания внукам. А в настоящее время подростки очень мало общаются с людьми преклонного возраста, не хотят ходить на тимуровскую работу, а по народным представлениям, трудолюбие является главнейшим нравственным мерилом личности, это венец народной системы воспитания. Когда спрашиваешь у представителей пожилого поколения, как они (или их) воспитывали, обычно слышишь примерно следующее: «Да никак особо не воспитывали, некогда было. Всё в работе, в заботах, хлопотах. Ни минуты свободной. Детей много было, не бездельничали, всем работы хватало. И в поле, и в лесу, и на сенокосе – везде вместе. А воспитывать некогда было». Как тут не вспомнишь высказывание: «Труд создал человека

Таким образом, мы видим, что известные русские просветители-мыслители придавали большое значение роли учителя, его подготовке и назначению в обществе. Их идеи не только не устаревают, а, наоборот, становятся все более актуальными. И поэтому творческое использование наследия выдающихся педагогов-новаторов может и должно сыграть свою роль в решении задач воспитания в современной школе. Ибо это позволяет педагогическому коллективу успешно выполнять задачу подготовки учителей.

История подготовки народных учителей в России фактически начинается только в 60-х годах 19 века, после отмены крепостного права. В связи с освобождением крестьян Россия особенно нуждалась в большом количестве школ, но еще большая потребность возникла в учителях.

Острота проблемы особенно ощущалась на Кавказе, где царила почти тотальная безграмотность населения. Вхождение Северного Кавказа в состав России создало объективные условия для развития народного образования. Умиротворение кавказских народов осуществлялось не только с помощью оружия и жестких колониальных методов, но и с помощью школьной образовательной политики. Этот пункт подтверждается высказыванием великого князя Михаила Николаевича, наместника Кавказа: «Несмотря на то несомненное значение, которое оно имеет по своему влиянию на нравственное и духовное благополучие края, народное образование в этом крае , состоящая из столь разнородных элементов населения и религии, является одним из самых реальных инструментов для постепенной, хотя и медленной, но единственно истинной ликвидации национального и религиозного многообразия, для слияния области, присоединенной к империи в разное время. раз, при общегосударственном строе.

Первый опыт использования образования для установления контактов с горцами был приобретен русскими миссионерами в Осетии в царствование Екатерины. С этой целью еще в 1745 г. из лиц грузинского происхождения, хорошо знавших осетинский язык, была образована «Осетинская духовная комиссия». Его возглавил архимандрит Пахомий. Комиссия находилась на службе Православной Церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Он распространил христианство среди горцев. Деятельность «Осетинской духовной комиссии» была прервана в 1792 г., а затем продолжалась с 1814 по 1860 г., то есть до периода создания «Общества восстановления православного христианства на Кавказе».

Школы, открытые «Осетинской духовной комиссией» и «Обществом», были одноклассными, двухклассными, трехклассными, мужскими и женскими, а также воскресными и вечерними классами для взрослых. Важным аспектом деятельности Общества было создание при школах приютов и организаций по профессиональному обучению детей на базе ремесленных мастерских и сельскохозяйственных работ в школе. Общество также открыло специальные средние школы для подготовки пасторов и школьных учителей.

С этой целью он основал: в 1866 г. Александровскую учительскую школу в Тифлисе, которая в 1872 г. была преобразована в учительский институт; Духовная школа во Владикавказе - в 1887 г. преобразована в миссионерскую духовную семинарию в 1895 г.

Как видим, цель школы несколько конкретизировалась в ходе последовательно проводившейся политики умиротворения и порабощения народов Кавказа в конце XIX века. Однако правительство в идеологизации жизни северокавказских народов делало ставку на школу и допускало ее развитие в тех формах и размерах, которые соответствовали ее школьно-политическим интересам.

Не смотря на то что воспитание на Кавказе изменялось и модернизировалось , даже сейчас Общественное мнение у горских народов имеет огромное влияние. Малышам внушают, что плохим поведением они позорят не только семью, но и весь род. От них с детства требуют вести себя достойно.

«В отличие от многих систем воспитания, где детей лелеют, во всём им угождают, то есть во главу угла ставится личность с её эгоистическими устремлениями, в кавказской культуре воспитания с первых лет жизни к ребёнку предъявляются достаточно жёсткие требования, — говорит доктор педагогических наук, профессор Чеченского государственного педагогического института Исита Мусханова.

Терпение и труд – основы воспитания, современного северо-кавказского народа. Ребенок с детства учится у старших усваивая поведения и перенимая ценности. С древних времен отец в семье находится на определенном пьедестале. То есть в семье создан культ отца, слово которого имеет право вето. Мать же своего рода посредник между детьми и отцом. Еще один фактор, который оказывает влияние на мировоззрение современного Кавказа- религия. Детей с детства приобщают к молитвенным практикам. Они чувствуют свою сопричастность не только к кавказской и национальной культуре, но и религиозной. Здесь, как и в светской стороне жизни, на формирующиеся личности влияет дух коллективизма. Можно сказать, что на Кавказе дети воспитываются не только и не столько родителями, сколько всем обществом. С первых лет жизни к ребёнку предъявляются достаточно жёсткие требования. С раннего детства ребёнок должен уважительно относиться ко всем. При этом запрещалось не только бить, но и повышать голос на детей. Грубое отношение и сейчас воспринимается как оскорбление ребёнка. «Бить меньшего - значит, унижать», - говорят чеченцы. Униженный не может вырасти гордым, смелым, свободолюбивым, уверенным в себе. Крайне негативно оценивалось, если молодая мать кричала на ребёнка. Считалось, что она не умеет себя вести, плохо воспитана.

По словам чеченской исследовательницы Иситы Мусхановой, сегодня система воспитания меняется. Всё меньше семей, где вместе живут представители трёх поколений. Молодые утрачивают традиционные ценности.

«Получается некий гибрид. Одна часть молодёжи ориентирована на Запад, другая - на Восток. Но есть понимание, что надо возвращаться к корням, к родной культуре. Человек, который не знает, не уважает родную культуру, не в состоянии принять многообразие культур и интегрироваться в поликультурное сообщество

Таким образом, многолетняя научная, просветительская и педагогическая деятельность русской интеллигенции в решении кадрового вопроса для национальных школ оказалась весьма плодотворной. В истории школы и в педагогической мысли народов Кавказа они оставили глубокий след как передовые ученые, талантливые организаторы народного просвещения, много сделавшие для воплощения в жизнь идей передовой русской педагогики.

Ссылки:

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХП-Х1Х вв. - Нальчик, 1974. - 325 с.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХП-Х1Х вв. - Нальчик, 1974. - 325 с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М, 1969г., т3

Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. - М., 1993. - 187 с.

REFERENCES

Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. - М.: Ру-сайнс, 2017. - Т. 1. - 234 с.

https://infourok.ru

http://mediа11.ru/posts/kаvkаz-stаnovlenie.html

https://history-themа.com/istoriyа-i-sаmobytnost-vospitаnie-detej-nа-kаvkаze/

Просмотров работы: 60