В современном мире в условиях быстро меняющегося постиндустриального общества проблема поиска механизмов и технологий развития социально-культурной активности людей старшего возраста резко актуализируется.
Социально-культурная интеграция людей старшего возраста в социальные общности и различные виды культурно-досуговой деятельности становится эффективным механизмом минимизации различного рода деприваций.
Критерием измерения социального здоровья общества является его отношение к людям старшего возраста. Есть устоявшееся мнение, что социальная защита людей старшего возраста – это проявление внимания со стороны медицинских учреждений и служб социальной защиты, материальная поддержка со стороны государства. К сожалению, в реальной практике проблемы людей старшего возраста связаны с проявлением депривации, прежде всего, на социально-культурном уровне.
Приведем в качестве примера результаты анкетного опроса, проведенного Г.Б. Кошарной и Е.В.Щаниной в Республике Татарстан, Пензенской, Саратовской областях. По мнению авторов, «сложилось четкое разграничение группы пожилых людей по возрасту: «пожилые люди» — в возрасте от 61 года до 77 лет, «старые люди» — старше 78 лет.
Независимо от возраста каждый второй респондент уверен, что пожилые люди обладают значительным потенциалом, используя который смогли бы интегрироваться в общество[8,с.481].
Как подтверждают авторы исследования, 45% высказали мнение, что пожилые – это, прежде всего, обездоленные, нуждающиеся в адекватном пенсионном и социальном обеспечении люди. Для 2,5% респондентов пожилые люди - экономический и социальный балласт общества, тормозящий эффективные реформы».
Мы полностью согласны с авторами исследования, что «подобные утверждения являются результатом сложившихся стереотипов в отношении пожилых людей, которые следует рассматривать как факторы депривации пожилых не только в сфере социально-трудовых отношений, но и в других сферах социальных взаимодействий» [8,с.485].
Как уже было сказано, по данным Всемирной организации здравоохранения в 2000 году в мире насчитывалось 600 млн. человек в возрасте старше 60 лет. По прогнозам этой организации к 2025 году их количество достигнет 1 млрд. 200 тыс. человек, а к 2050 составит 2 млрд. человек (180).
В настоящее время в РФ насчитывается 42 млн. пенсионеров, что составляет 30% от всего населения страны. По утверждению исследователей, перманентное возрастание доли пожилых и старых людей в численности мирового народонаселения, существенная трансформация их места и роли в обществе под влиянием глобальных процессов современного цивилизационного развития обусловливают необходимость нового осмысления феноменов старости и старения.
В современном обществе старость выступает в качестве длительного и значительного этапа индивидуального развития и является одним из важнейших индикаторов изменения социальных, экономических, политических процессов макроструктурного уровня [21,с.188].
Организация Объединенных Наций объявила 2021–2030 годы Десятилетием здорового старения, и ВОЗ отводится лидирующая роль в организации международных инициатив, нацеленных на повышение качества жизни людей старшего возраста, их семей и сообществ.
В данном проекте подтверждается, что в рамках Десятилетия различные заинтересованные стороны будут прилагать усилия для того, чтобы:
изменить наше мышление, отношение и действия, касающиеся старости и старения;
способствовать созданию таких сообществ, которые будут развивать потенциал людей старшего возраста;
предоставлять ориентированную на человека, интегрированную помощь, включая первичную медико-санитарную помощь, с учетом особых потребностей людей старшего возраста;
обеспечивать для людей старшего возраста доступ к необходимой им долговременной помощи.
В рамках этого документа стоит приоритетная задача – увеличение продолжительности жизни. По констатации содержания указанного документа - повышение продолжительности жизни является одним из самых выдающихся достижений человечества.
Принятие эффективных мер в области общественного здравоохранения позволили сократить смертность в раннем и среднем возрасте, что привело к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни. Следующим крупным достижением должно стать обеспечение более долгой и более здоровой жизни.
Процесс здорового старения тесно увязан с социальным и экономическим неравенством, которое сложно регулировать, в связи с этим решение данной проблемы требует принятия обязательств на глобальном уровне никого не оставлять без внимания и обеспечить каждому человеку возможность реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства.
В центре внимания мировой общественности – создание благоприятных условий для здорового старения, которое потребует фундаментальных изменений, не только действий, но и установок, мнений и поведения в отношении возраста и старения. Дискриминация в англоязычной литературе получила название «эйджизм», что обозначает, в целом, презрение и притеснение молодыми и сильными, старых и слабых.
Понятие эйджизм, существующее в общественном сознании требует значительного изменения этой установки. Эйджизм (от англ. age -возраст) – это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку.
Согласно мнению современных исследователей, эйджизм чаще применяется в отношении людей пожилого возраста, это явление достаточно распространенное, оказывающее пагубное воздействие как на психическое, так и физическое здоровье людей, ограничивающее процессы социально-культурной самореализации.
Зачастую складываются стереотипные представления о пожилых как о немощных, обременительных и зависимых людях, что затрудняет оценивание и адекватное использование интеллектуального и социального капитала пожилого человека. Эти негативные установки также оказывают влияние на принятие решений, выбор государственной политики (в сферах образования, культуры, труда, здравоохранения и т.д.), а также на отношение и поведение населения.
Согласно новому докладу Организации Объединенных Наций о проблеме эйджизма, считается, что каждый второй человек в мире придерживается эйджистских взглядов, что ведет к ухудшению физического и психического здоровья и снижению качества жизни пожилых людей, обходится обществу в миллиарды долларов каждый год [7].
Изучение этой проблемы ставит задачу определения объективных и субъективных ключевых проблем людей старшего возраста. Объективной причиной является утрачивание социальной востребованности поколения людей старшего возраста, т.к. в современном политическом и экономическом контексте, старшее поколение не чувствует своей «социальной нужности» обществу и государству и не является объектом уважением и почитания.
В современном мире увеличивается число лиц пожилого возраста, население земного шара интенсивно стареет. Россия не составляет исключения. Поздний возраст самый противоречивый, интересный и в настоящее время недостаточно хорошо изученный.
К этому возрасту проявляют интерес, в настоящее время, не только психологи, но и биологи, социологи, педагоги, философы, но и представители других научных дисциплин. Это связано, на наш взгляд с тем, что старение населения связано с медициной, социальной работой, экономикой, педагогикой, то есть проблема старения комплексная. Необходимость изучения этого возрастного периода связано с резким увеличением продолжительности жизни, возникает новое научное направление – геронтология, которая и исследует процесс старения[14, с.42].
Пожилыми считается такая специфическая категория граждан, имеющая определенные социальные, экономические, психофизиологические особенности, обусловленные принадлежностью этих граждан к числу населения в возрасте от 60 лет[22, с.70].
Старшее поколение становится не востребованном в самом широком понимании, утрачивая социальную ценность. Харьковская Е.В., Мирошниченко Е.В., Тутаева Г.Н. подтверждают то, что в психологическом плане, данная проблема особенно обостряется в период выхода человека старшего возраста на пенсию, что обусловлено рядом причин: выходом на пенсию, депрессией, болезнью, сужением круга общения с родственниками и близкими людьми и различных сфер деятельности, которые ранее были доступны для пенсионеров, что, несомненно, приводит к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству отчужденности и ненужности [21,с.188]
Это ведет к потере социального статуса, превращению в «социальный балласт», игнорированию его интересов на общественно-государственном уровне. Данные проблемы проявляются в психологических осложнениях (эмоциональных, когнитивных, индентификационных) этой категории людей. Эти проблемы обусловлены не только возрастными и гернатрическими факторами, но и социо-психологическими.
Психологическое состояние значительно ухудшает изменение поведенческих и ролевых позиций, ведет к утрате прежних ценностей, смыслов жизни, порой одиночество и разорванные межпоколенческие связи. Важной проблемой для людей старшего возраста является угасание и отсутствие потребностей в участии социально-культурной жизни общества. Это проявляется в угасании потребностей познавательной, творческой и коммуникативной деятельности.
Острой проблемой остается неспособность людей старшего возраста включаться в информационно сетевые процессы общества. Для решения этих проблем, с целью поддержания статусных позиций личности в общественной жизни, необходимо продуманная система включения их в социально-культурную сферу, которая будет способствовать расширению ролевых возможностей, повышению самооценки, мотивированию его на самовыражение, самоактуализацию и саморазвитию.
Самым актуальным в решении этих проблем является участие человека в социально-культурной жизни общества, когда сама личность получает возможность выступать не только объектом общественной заботы, но и являться субъектом социальнокультурных отношений.
Так, по мнению М.В. Карманова и О.А.Золотаревой, чтобы успешно противостоять любым практическим проявлениям возрастной дискриминации, необходимы специальные целевые программы, направленные на профилактику абсолютно любых стереотипов эйджизма [7,с.134].
В современной социокультурной практике идет активный процесс внедрения инновационных технологий в организации культурно-досугового пространства людей третьего возраста.
Духовно-нравственный интеллектуальный потенциал, богатый жизненный опыт выступает в качестве значимого ресурса в деятельности общественных объединений и организаций, культурно-досуговых учреждений, центров народного творчества и фольклора, образовательных организаций. Реализация социально-культурных проектов и программ с участием пожилых людей приносят наибольший воспитательный эффект, позволяя формировать общественное взаимодействие различных возрастных социальных групп на принципах гуманности и морали, а главное способствуют возвращению социальной ценности личности.
Для эффективного решения указанных проблем необходима педагогическая поддержка, которая будет обеспечивать людей старшего возраста навыками обретения новых жизненных смыслов личностного целеполагания, путем формирования ценностно-смысловых объектов и новых практико-ориентированных поведенческих моделей, создание новой коммуникативно- культурной среды, в которой люди старшего возраста остро испытывают нужду.
Минимизация перечисленных проблем зависит от целенаправленного использования большого организационно-инструментального ресурса социально-культурных технологий, которые способны удовлетворить их потребности в отдыхе, общении, творчестве и самореализации.
К большому сожалению, в реальной деятельности социально-культурных институтов, включая специализированные учреждения, не всегда в достаточной мере используются накопленная научно-теоретическая база и инновационная практика социально-гуманитарной науки.
Современное общество вплотную подошло к периоду развития, когда увеличение доли старшего поколения в составе населения страны серьезно влияет на социально-экономические изменения. Идея о построении «общества для людей всех возрастов» предполагает решение задачи формирования в сознании общества позитивного образа старости и интеграции их потенциала в экономику страны. Люди старшего возраста являются значимым ресурсом развития, т.к. у них большой трудовой стаж и жизненный опыт, высокий уровень образования и квалификация.
В связи с этим, на фоне демографического старения России становится актуальным поиск путей развития социальной активности людей старшего возраста, когда старшее поколение из объекта социальной защиты станет субъектом социальной активности. В науке «социальная активность» определяется, как способ жизнедеятельности социального субъекта. Социальная активность раскрывает социальную сущность личности. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам.
Таким образом, социально-культурная деятельность как теория и общественная практика активно разрабатывает вопросы развития социальной активности людей старшего возраста. Объектом и предметом исследования социально-культурной деятельности являются изучение свободного и досугового времени, социализации и индивидуализации, организационно-педагогические, организационно-методические вопросы и технологии организации этой деятельности по развитию социокультурной активности людей старшего поколения.
Список использованных источников:
Карманов М.В., Золотарева О.А. ,Эйджизм как объект статистического исследования // Социология и право. 2020.№1(47). С.34-40
Кошарная Г.Б., Щанина Е.В. Факторы депривации пожилых людей в социальнотрудовой сфере: региональный аспект // Вестник РУДН. Серия: социология 2019. Т. 19. № 3. С. 481-493
Николюкина Н.Б. Статус геронтологии в современной науке // Традиции и перспективы науки XXI века. Материалы всероссийской научно-практической (педагогической) Internet-конференции. Тамбов:«Издательский дом «Державинский», 2020. С. 46–48
Харьковская Е.В., Мирошниченко Е.В., Тутаева Г.Н., Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект // Интеграция и образование. 2016. № 2. С.188-197
Христенко О. В. Изменение ценностных ориентаций людей пожилого возраста в современной России // Гуманитарные и социально экономические науки. – 2006. – №2 (21). – С.70-72.