Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья по преодолению социальной изолированности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья по преодолению социальной изолированности

Шубина А.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социальной изолированности молодых инвалидов и детей с ОВЗ очень часто волновала человечество. К сожалению, многие привычные нам слова и поступки, по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы, которые могут послужить к проблемам социального отторжения, бедности и социальной дезинтеграции общества. Отсутствие полноценных социальных контактов неизбежно и резко отрицательно влияет на человеческую детскую психику. Поэтому детям с ОВЗ в первую очередь требуется особенная помощь от этапа взросления до глубокой старости. В силу своих ограниченных физиологических ресурсов, ребенок с ОВЗ сталкивается с различными социальными и психологическими барьерами, справится с которыми невозможно без помощи специалиста. Одна из проблем ребенка -инвалида, является отторжение от общества из-за своих особенностей. Недопустимо дискриминировать по признаку инвалидности, об этом свидетельствует нормативно-правовая база, в частности: в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Статье 3.1.

По данным Пенсионного фонда России, численность инвалидов за 2021 год с детства составляет 728 988 человек это 6,04% доля всего населения России, а общее число инвалидов с детства по городу Ульяновск в 2020 году составляло 5585 человек, но статистические показатели детской инвалидности увеличились. Так, на 2021 год в Ульяновске насчитывалось 11847 детей-инвалидов, что говорит о возрастании численности инвалидов в нашем городе.

Вследствие многочисленности группы детей-инвалидов, испытывающих сильные трудности в установлении социальных контактов, социально-психологическая работа является важным элементом в комплексной реабилитации особенных детей.

Каждому особенному ребенку требуется помощь и поддержка в процессе его жизнедеятельности. Очень важным элементом помощи является создание комфортных условий для ребенка с ОВЗ.

При определении «инвалидности», в нашей стране, традиционно используется клинический показатель – устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре [5].

Значит, что категория дети с ограниченными возможностями здоровья определена, как и с точки зрения ограничений по здоровью, так и с точки зрения необходимости создания специальных условий для социализации, адаптации, получения образования, исходя из решения психолого-медико-педагогической комиссией. В зависимости от степени нарушения функций ребенка-инвалида (с учетом их влияния на его возможности) устанавливается степень нарушения здоровья. Выделяют четыре степени:

- первая степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушении функций ребенка;

- вторая степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (то же, что третья группа инвалидности у взрослых);

- третья степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

- четвертая степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (первая группа инвалидности у взрослого).[4]

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

- нервно-психические заболевания;

- онкологические заболевания;

- поражения и заболевания органа слуха;

- хирургические заболевания, анатомические дефекты и деформации;

- эндокринные заболевания.[4]

Эти болезни, несомненно, оставляют «свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими, создавая определенные «барьеры» на пути самих детей и их семей к нормальной жизни, их интеграции в общество.

Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, являются экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, связанные с обучением и трудоустройством, тем самым барьеры, которые инвалид не может преодолеть самостоятельно возникает изолированность от общества, ребенок закрывается в себе, перестает общаться со сверстниками и родными.

Социальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются бледностью, бывает и острой эффективной окрашенностью. Таким детям свойственны взрывы эмоций – от бурного восторга, до яркого недовольства. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживаниями, нравственными конфликтами. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании. Чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная изолированность, и более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции.

Социальная изоляция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М.Ю. Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их собственного желания или воли общества;

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примером, можно отнести воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и детей инвалидов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно вынужденную, или добровольно принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, суворовские училища).

Причинами изолированности инвалидом с ОВЗ – это детские комплексы и взаимоотношения со сверстниками. Кроме того, это свидетельствует о довольно серьёзных отличиях в восприятии окружающей действительности. Дети ощущают несправедливое и негативное отношение к себе с детского возраста и склонны преувеличивать окружающий их негатив.

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации. Депривация — это временная или постоянная, полная или частичная, искусственная или обусловленная жизнедеятельностью изоляция человека от взаимодействия его внутреннего психического с внешним психическим. [6]

Депривация разделяется на:

1.Сенсорную-это пониженное количество сенсорных стимулов, например, ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (в силу врожденной патологий) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

2.Эмоциональную-это недостаточная возможность для установления интимных эмоциональных отношений с кем-то или распад эмоциональной связи, если таковая уже была создана. Хочется отметить, что с родители обеспечивают формирование личности своего ребенка.

3.Социальную-это ограниченная возможности для усвоения социальной роли. С данной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

4.Познавательную-это переменная структура внешнего мира без четкого упорядочения и содержания, что не позволяет понимать, предвидеть и регулировать информацию.

5.Психокультурная-заключается в отчуждении личности от усвоения человеческих культурных ценностей. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

Таким образом, психическое состояние, возникшие в результате изолированности ребенка характеризуется выраженным отклонением в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви.

Можно сделать вывод, что инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

По определению Холостовой Е.И.: «Социальная работа — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию». [3]

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" статья 2 представлено определение лица с ограниченными возможностями здоровья: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Исходя из этого, можно выделить смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Как любая профессиональная деятельность она осуществляется специалистами по социальной работе.

Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, поэтому можно выделить метод психологического подхода к пониманию личности:

1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2. изучение и анализ проблемной ситуации;

3. определение целей и задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п.

Метод индивидуальной социальной работы особенно актуален в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

К формам социальной работы относятся: стационарное обслуживание (центры социальной адаптации), полустационарное (данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся людей, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности) и надомное.

Социальные технологии традиционно подразделяются на две группы:

- технологии социального анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и подробно изучить и проанализировать конкретную социальную ситуацию;

- технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация и т. п.).

Технологии социального воздействия подразделяются на частные

социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных

социальных субъектов (детей, инвалидов, пожилых граждан, малоимущих и др.)

Одной из важной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающие социальную изоляции с окружающим миром, является социальная адаптация , которая включающая следующие этапы: возникновение адаптационной потребности; осознание адаптационной потребности; диагностика адаптивности и индивидуальных особенностей клиента; осознание клиентом потребности в изменении качеств личности (коммуникативных, ценностно-ориентационных, познавательных, иных); разработка программы (плана) действий; реализация программы; корректирующие действия.

Литература

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статья 3.1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 2

Холостова, Е.И.. Социальная работа: история, теория и практика: учебник/ Е.И. Холостова. — М.: Издательство Юрайт, 2011.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. № 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”

Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под ред. Ю.Д. Арабанской. М.: Медицина, 1991. – 559 с.

Просмотров работы: 430