О НЕОБХОДИМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКОВ ПО УРОВНЯМ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

О НЕОБХОДИМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ РАБОТНИКОВ ПО УРОВНЯМ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Бурасов Д.А. 1, Вольнов А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время качественно новый уровень эффективности производства, достижение стабильности финансово-экономического положения субъектов предпринимательской деятельности, а также доведение качественных и стоимостных характеристик производимой продукции до уровня, конкурентоспособного в рамках единого рыночного пространства, могут быть обеспечены посредством внедрения на промышленных предприятиях принципов и инструментов бережливого производства (БП) [1]. Основными достоинствами внедрения системы менеджмента бережливого производства (СМБП) в деятельности промышленных предприятий являются: экономия времени; возможность проведения контроля качества всех производственных процессов, что сокращает удельный вес брака и улучшает характеристики продукции; экономия денежных ресурсов благодаря сокращению расходов на каждом производственном этапе; экономия места [1, 2]. Однако в отдельных исследованиях [3, 4] недостаточный уровень подготовки персонала, объясняемый, например, экономией средств на их обучении, рассматривается как основной фактор, препятствующий успешному внедрению СМБП на российских предприятиях. Впоследствии это приводит к незнанию теоретических основ БП, непониманию сотрудниками целей проводимых изменений и др. В таких ситуациях сотрудники утверждают, что они «привыкли работать по-старому, и по новым правилам им работать неудобно». Для наиболее эффективного внедрения инструментов БП необходимо постоянно повышать квалификацию персонала компании в процессе обучения (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные стадии процесса обучения

Система подготовки персонала согласно ГОСТ Р 57523-2017 «Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала» и ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению» предназначена для создания и поддержания требуемого уровня компетентности персонала в области БП на основе единого подхода, принципов, модели, состава компетенции для решения задач по постоянному улучшению деятельности, ее результативности и эффективности в соответствии с концепцией БП. Система подготовки персонала основана на следующих принципах: целенаправленность, согласованность, многоуровневость и сбалансированность. Подготовка персонала должна проводиться «сверху-вниз», начиная с высшего руководства, по программам, разработанным с учетом роли и требуемого уровня компетенции персонала (таблица 1), участвующего в работах по БП. Каждая категория персонала должна обладать своим набором знаний и умений.

Таблица 1 – Распределение основных функций работников по уровням компетенции в области БП (по ГОСТ Р 57523-2017)

Уровень

компетенции в области БП

Требования к персоналу

Основные функции

Знание и

понимание

Умение и

применение

Владеть

Лин-практик

Является постоянным членом как минимум одной команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях.
Может являться лидером команды (группы) работников,

занимающихся улучшениями на уровне операций, рабочих мест. Участвует в подготовке членов своей команды (группы) по БП под руководством лин-специалиста или лин-эксперта

Знает виды потерь. Осознает необходимость сокращения потерь.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению.

Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе

Инструментами и процедурами организации инструментов БП

Лин-специалист

Является лидером как минимум одной команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне процессов, организационном и/или межорганизационном уровнях. Участвует в подготовке членов своей команды по БП под руководством лин-эксперта.
Проводит базовую подготовку персонала организации в области БП

Знает назначение и шаги инструментов БП.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению. Знает способы оформления и подачи предложений по улучшению.

Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Выявляет и использует преимущества БП для улучшения своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе

Инструментами и процедурами организации инструментов БП.

Навыками сбора информации о состоянии внедренных инструментов БП.

Навыками самостоятельной работы в части реализации инструментов БП

Лин-эксперт

Может являться лидером команды по БП, занимающейся улучшениями на уровне организации и/или межорганизационном уровне.
Оказывает методическую поддержку лин-практикам, лин-специалистам при решении задач в области БП.
При необходимости координирует работу лин-практиков и лин-специалистов.

Проводит подготовку персонала организации в области БП

Знает назначение и шаги инструментов БП. Понимает преимущества инструментов БП.

Знает и понимает назначение и важность предложений по улучшению. Знает способы оформления и подачи предложений по улучшению. Знает основные положения национальных стандартов (серия БП)

Может применять методы и инструменты БП в своей деятельности.

Выявляет и использует преимущества БП для улучшения своей деятельности.

Может выявлять потери в своей работе.

Подает предложения по улучшению. Умение объяснить преимущества применения БП

Инструментами и процедурами организации инструментов БП.

Навыками сбора информации о состоянии внедренных инструментов БП.

Навыками самостоятельной работы в части реализации инструментов БП

Перед проведением процедуры обучения в области БП компании необходимо определить функции (критерии) в зависимости от сферы деятельности (роли) работников в реализации БП, целей СМБП конкретной организации, а также вида деятельности и размера организации. Поэтому на подготовительном этапе внедрения СМБП нами предлагается после пройденного общего курса обучения БП провести оценку персонала для последующего распределения основных функций работников по уровням компетенции в области БП. Предварительная оценка персонала может осуществляться с помощью теста Белбина [5] и метода расстановки приоритетов. Метод расстановки приоритетов является экспертным методом, применяемым для выбора лучшего объекта из ряда однородных по группе критериев.

Метод расстановки приоритетов состоит из следующих этапов: выбор критериев, которые будут сравниваться; составление матрицы исходных данных (таблица 2); составление матриц парных сравнений для определения рангов вариантов по каждому критерию; расчет коэффициентов оценки знаков отношений между критериями; составление матрицы оценки важности критериев; составление итоговой матрицы для определения относительных приоритетов (таблица 3). В качестве критериев оценки нами предлагаются теоретические знания БП, практические навыки БП, организаторские способности и вовлеченность в процесс внедрения СМБП. Вычислив суммы по строчкам, определяют относительный приоритет уровней: от 25-50 % способен стать лин-практиком; от 50 – 75 % лин-специалистом; от 75 – 100 % лин-экспертом.

Таблица 2 – Форма матрицы исходных данных

Группа

обучаемых

Критерии оценки

Теоретические знания

Практические навыки

Организаторские

способности

Вовлеченность

Сотрудник №1

       

       

Сотрудник №10

       

Таблица 3 – Форма матрицы относительных приоритетов

Критерии

Варианты

∑ = 1

Относительный приоритет

рисков

Теоретические знания

Практические

навыки

Организаторские

способности

Вовлеченность

Сотрудник №1

           

           

Сотрудник №10

           

Метод расстановки приоритетов позволяет наиболее эффективно определить степень подготовки и результатов обучения БП каждого сотрудников, что, в свою очередь, позволит распределить основные функции работников по уровням компетенции (лин-практик, лин-специалист, лин-эксперт) и направить их на дальнейшее обучение.

Таким образом, предложения по распределению основных функций работников по уровням компетенций в области БП позволят обучить каждого сотрудника наиболее результативно, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности продвижения стратегии и принципов БП на различных управленческих уровнях предприятия. Предлагаемая нами многоступенчатая подготовка персонала позволит не только идентифицировать сильных лидеров, которые обладают способностями вести за собой, вдохновлять сотрудников, подавать личный пример, но и создать команду для успешного внедрения СМБП.

Список литературы

1 Ковалева, С.А. Бережливое производство как фактор повышения конкурентноспособности предприятия/ С.А. Ковалева, О.А. Базарнова // Регион: системы, экономика, управление. – 2013. – 3 (22). – С. 62-65.

2 Давыдова, Н.С. Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Н.С. Давыдова // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 2. – С. 720- 727.

3 Абдрахманов, В.В. Внедрение концепции «Бережливое производство»: внутренние барьеры / В.В. Абдрахманов // Шестые Чарновские чтения: сборник трудов VI Всероссийской научной конференции по организации производства. Форум современное предприятие и будущее России, 2-3 декабря 2016 г., Москва. – М.: НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана; Высшая школа инженерного бизнеса, 2017. – С. 9-27.

4 Бурасов, Д.А. Анализ проблем внедрения системы менеджмента бережливого производства на промышленных предприятиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Д.А. Бурасов // материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2021». – Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2021/603c7f9010648.pdf. – 20.02.2022.

5 Тест Р.М. Белбина «Командные роли». Классификация ролей в группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe. – 20.02.2022.

Просмотров работы: 8