Анализируя криминологическую политику в России по формированию правомерного поведения можно утверждать, что в российском обществе распространению негативных обычаев и традиций, укреплению «воровского» сообщества способствует и то, что «воровское» движение вышло на новый, более качественный виток криминального управления молодёжной политикой, формирующей новое поколение преступников.
Криминальная среда и её «теневые» структуры активно приобретают более высокий профессионализм и организованность, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию, проникают во все сферы общественной жизни: экономику, политику, культуру. И соответственно оказывают значительное влияние на общественное сознание и поведение людей. Данные тенденции свидетельствуют о процессе институционализации преступности, укреплении её социального статуса. «Криминальная революция» конца XX - начала XXI вв., сопровождающаяся укоренением отклоняющегося, особенно преступного, поведения.
Криминализация российского общества явилась результатом действия целостной системы факторов, охватывающей практически все сферы общества. В ходе этого процесса изменяются традиционные системы ценностей и эталоны социальных оценок, модальным типом личности становится жестокий, преуспевающий, изворотливый, состоятельный молодой человек. Такие качества, как честность, порядочность, интеллигентность, образованность и культурность оказались не только не престижными, но и презираемыми значительной частью молодых людей. Наиболее распространенной среди несовершеннолетних и молодежи на территории Российской Федерации является криминальная субкультура, известная под аббревиатурой «АУЕ». «АУЕ» («Арестантское уголовное единство», «Арестантско-уркаганское единство», «Арестантский уклад един») - молодежная субкультура, пропагандирующая антисоциальный (преступный) образ жизни и навязывающая стереотипы и модели поведения, характерные для представителей криминального мира, находящихся в местах лишения свободы (далее - «АУЕ»). Основу криминальной субкультуры «АУЕ» составляют противоречащие гражданскому обществу ценности, традиции, различные идеи объединившихся в группы молодых преступников. Носителями криминальной субкультуры являются представители криминального мира (чаще всего лица, имеющие рецидив преступлений), которые аккумулируют и стремятся передавать устойчивый преступный опыт новым поколениям преступников. Социальный вред криминальной субкультуры заключается в том, что она уродливо социализирует личность несовершеннолетнего, стимулирует противоправное (преступное) поведение и является механизмом «воспроизведения» преступности за счет несовершеннолетних и молодежи. Криминальная субкультура базируется на дефектах правосознания: социально-правовой инфантилизм, правовое бескультурье, социально-правовой негативизм, цинизм, и формируется в особой «философии» криминального образа жизни. Целями распространения идей «АУЕ» выступают: сбор средств для оказания материальной поддержки представителям криминального мира, находящимся в местах лишения свободы (пополнение «общака»);
В последнее время опасную популярность набирает неформальное движение «Арестантский уклад един» (АУЕ), которое пропагандирует среди подростков жизнь по воровским понятиям. Насчитано в социальной сети «ВКонтакте» около 40 таких сообществ с количеством подписчиков примерно в 1,5 млн. человек. В «Одноклассниках» найдено 1,5 тыс. сообществ, где состоит не менее 650 тыс. человек, в YouTube количество просмотров соответствующих каналов превышает 24 млн.
Это связано с тем, что низкий уровень социального благополучия, криминальная субкультура способствует одурманиванию молодёжи воровской романтикой, втягиванию несовершеннолетних в преступную деятельность.
За счет этого происходят всяческие преступления у молодежи, где убивают, воруют, делает те действия, которые идут против закона. Стоит внимательно смотреть за молодым поколением, ведь оно наше будущее, которое поведет за собой другие поколения.
Всё это, в конечном итоге, направлено на формирование в общественном сознании своеобразной извращённой криминальной нравственности. В данном случае, представители творческих профессий, воспевающие ценности преступного мира являются в определённой мере соучастниками преступлений, так как вносят в культуру общества факт признания высокой социальной значимости криминальной среды.
Из-за их «творческой» деятельности в сознании части молодёжной среды укрепляется мнение о том, что иметь судимость, носить символику принадлежности к преступному миру, является признаком определённой доблести.
Распространению преступной идеологии на Дальнем Востоке среди молодёжи послужила и концентрация исправительных учреждений – Хабаровский край - 14; Приморский край - 23; Магаданская область - 4; Амурская область - 6; Еврейская автономная область - 5;
.К сожалению, криминальное прошлое города Юности, изрядно потрепанное в начале столетия сотрудниками правоохранительных органов, вследствие привлечения к уголовной ответственности, так называемых воров «в законе», делает новые попытки своего возрождения. Размещённые в социальных сетях клипы различных авторов и композиторов, активно пропагандируя воровскую романтику, пытаются вовлечь в преступную деятельность подрастающее поколение.
Чего только «стоит» видеоклип песни на музыку Дмитрия Сулея и стихи Олега Альпийского, идеализирующего криминальный образ покойного вора «в законе» Васина Е.П. - кличка «Джем». Авторы, не стесняясь, возводят криминального авторитета на один уровень с Христом. Позволю процитировать некоторые выдержки: « … на Голгофе распятый рядом с наших Христом…. Помнит тебя вся Россия «воровская»…».
Делая из него якобы благородного человека, авторы клипа сознательно упускают один из очередных фактов его криминальной биографии, связанной с февральскими событиями 2001 года, когда по личному указанию «Джема» в кафе «Чародейка» города Комсомольска-на-Амуре были заживо сожжены четыре человека, ещё четверо молодых людей умерли в больнице, двадцать человек получили сильнейшие ожоги, многие из них остались инвалидами. Все погибшие и большинство пострадавших были молодыми людьми в возрасте от 15 до 25 лет. Большинство погибших составляли школьницы, которые стали невинными жертвами криминальных разборок.
В связи с этим, хотелось бы напомнить всем авторам слезливо-блатного репертуара про тяжёлую арестантскую жизнь, что перед тем как попасть на «зону» большинство из осуждённых сами нарушили права и свободы других членов нашего общества – убивая, насилуя, обворовывая, грабя, сжигая заживо ни в чём неповинных людей. Ярким примером криминальной справедливости, выражающейся в разборках по «понятиям преступного мира» служит насильственная смерть автора «Владимирского централа».
На конференциях различного уровня, когда происходит обсуждение проблемы влияния криминальной субкультуры на молодое поколение, мне регулярно задают один вопрос: «Что теперь даже Владимирский централ нельзя слушать?». Всегда отвечаю однообразно: «Да, конечно же, можно, можно курить, если курите, можно распивать спиртные напитки. Нужно знать только место и время».
Считаю, что важнейшей задачей нашего общества является профилактическая работа не с той небольшой прослойкой криминально настроенной молодёжи (она и так стоит на учётах в правоохранительных органах) и не с теми, кто ведёт активный образ жизни, а с той частью молодого поколения, которая ещё не определилась в своих предпочтениях, уводя их от нейтрального поведения к законопослушному.
Анализируя ситуацию с распространением криминальной субкультуры в молодежной среде, представляется необходимым в рамках формирования негативного восприятия криминального мира и противодействия формированию криминальной субкультуры, включить в главу 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, статью 20.3.1), назвав её – «Пропаганда криминальной субкультуры и криминального образа жизни».
Как мы полагаем, трактовки административного законодательства позволят субъектам управления криминологической безопасностью создать предпосылки для предупреждения криминогенных изменений в правосознании граждан нашего общества и будут являться одним из правовых и психологических инструментов формирования толерантности общественного сознания.
Представляется очевидным, что достижение целей криминологической политики по противодействию криминальной субкультуре невозможно без проявления политической воли органов государственной власти и управления в направлении совершенствования правотворческой деятельности.
Одним из важнейших индикаторов распространения АУЕ является появление символики и аббревиатур движения на стенах/партах в здании образовательной организации, на ее территории, появление бумажных носителей информации, пропагандирующих АУЕ с использованием лозунгов (чаще их аббревиатур), расшифровка которых зачастую содержит нецензурную лексику. Примеры аббревиатур: - АУЕ - «арестантское уголовное единство», «арестантско-уркаганское единство», «арестантский уклад един»; - ЛХВС - «легавым хер, ворам - свободу»; - СЛОН - «смерть легавым от ножа», «с малых лет одни несчастья»; - БАРС - «бей активистов, режь сук»;
Эффективность профилактики распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних и молодежи зависит от следующих условий: использование всех индикаторов в системе в целях повышения уровня достоверности определения наличия криминальной субкультуры в образовательной организации; умение четко разграничивать внешне схожие признаки молодежной субкультуры вообше с проявлениями криминальной субкультуры; многократная перепроверка каждого факта внешне схожего с проявлениями криминальной субкультуры; соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних в процессе выявления признаков криминальной субкультуры в образовательных организациях
В целях профилактики распространения криминальной субкультуры среди детей и молодежи в образовательных организациях, рекомендуется следующий комплекс мер: проведение реновации целей, задач образовательной организации, с включением в план работы образовательной организации вопросов в части профилактики распространения криминальной субкультуры «АУЕ»; активное использование в работе с семьями, в которых несовершеннолетние стали участниками субкультуры «АУЕ», ресурсов общественных организаций, таких как «Союз добровольцев России», «Российский союз молодежи», «Союз женщин России», «Союза матерей и Совета отцов» и иные; организация поиска и отбора признанных молодежных лидеров, способных и готовых к работе со сторонниками субкультуры «АУЕ.», с целью вывода их за пределы движения; развитие дополнительного образования детей в том числе проведение для несовершеннолетних и молодежи различных, в том числе выездных конкурсов, фестивалей, соревнований спортивной, технической и культурной направленности; создание, в качестве альтернативы психосоциальному запросу, которому отвечает субкультура «АУЕ», детских и молодежных объединений, пропагандирующих социальные ценности, законопослушное поведение, здоровый образ жизни, патриотизм, с привлечением выпускников образовательных организаций для формирования структур с собственным уставом, иерархией, символикой.
Список литературы
Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры. М.: «Права человека», 2002.
Аномия современного общества: проблемы теоретического анализа и эмпирического измерения//под ред. Кривошеева В.В.- Калининград, изд. РГУ, 2008
Бутов М. «Мурка» для Бога. // Новый мир. 2003. № 8. С. 53-58.
В.Ф. Пирожков. Криминальная психология; М.1998г.
Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб.: Филиал Ин-та социологии РАН, 1993.
Год смерти. Что принесла амнистия 1953 года. Режим доступа:
Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М.,1990
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: очерк политики свободы. М.: Росспэн, 2002. 286 с.
Дарендорф Р. Тропы из утопии: работы по теории и истории социологии. М.: Праксис, 2002. 535 с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С. 370.
Завражин С.А. Подростковая делинквентность: транскультурная перспектива//Социологические исследования. 1995.№2 С. 12-24.
И. Чупров Социализация молодежи в посткоммунистической России. / В.И. Чупров //Социально-политический журнал, №6. 1996 г. С .135-146
Краева О.Л. Воронин Г.Л. «Око за око» //Социологические исследования. 1995, №4.с 112-125