Исследование состояния экообразования в РФ и в мире - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Исследование состояния экообразования в РФ и в мире

Семерня М.М. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Университет «Дубна»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экологическое образование выступает важнейшим фактором становления экологической культуры. Исключительные финансово-экономические, политические и правовые формы воздействия на население при реализации экологической государственной политики теряют свою эффективность при общей низкой экологической культуре. [20]

В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) указывается, что одним из основных факторов деградации окружающей среды в стране является низкий уровень экологического сознания и экологической культуры (ЭК) населения [33]. Поэтому в качестве основной задачи в области экологического образования (ЭО) и экологического просвещения (ЭП) в этом документе указывается именно повышение экологической культуры населения, его образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии, духовное совершенствование человека. Реализация этой задачи происходит через систему непрерывного образования всего населения страны разных ступеней и профилей (от дошкольного возраста до специалистов, имеющих высшее образование и принимающих управленческие решения). [10]

В связи с этим актуальность изучения состояния экообразования в РФ, а в целом и в мире представляется одним из важнейших аспектов внедрения непрерывного экологического образования в России, ведь проанализировав нашу систему, а возможно и переняв опыт других стран в дальнейшем мы можем усовершенствовать процесс формирования экологического мышления у населения.

Целью проекта является изучение состояния экообразования в различных странах мира в том числе РФ, которое обусловлено необходимостью экологического просвещения различных групп населения о важных и насущных проблемах современного осознанного общества, для формирования имманентных свойств культуры.

Основные задачи проекта:

представить основные понятия и термины, использующиеся в системе экообразования во всём мире;

изучить модели и формы экологического образования в РФ и в мире;

проанализировать опыт различных стран по реализации экологического образования населения;

изучить системы экообразования различных стран и пути их внедрения;

проследить развитие экообразования в контексте устойчивого развития.

1. Экологическое образование в России и в мире

1.1 Аспекты экообразования в контексте устойчивого развития

Становление и развитие индустриально развитого промышленного производства сопровождается возникновением у человека нового потребительского отношения к природе. Наиболее отчетливо это отношение выразил Ф. Бэкон, провозгласивший целью науки и техники господство над природой. Природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. С созданием искусственной среды обитания человека, так называемой «второй природы», всё больше страдала естественная природная среда. [25]

Как одно из возможных решений экологической катастрофы появилась концепция устойчивого развития, закрепленная как в ряде международных документов, так и в национальном законодательстве большинства государств. При всей неоднозначности самого термина устойчивое развитие» он принят научным сообществом, официальными структурами и международными организациями как основное понятие, позволяющее, с одной стороны, обозначить проблему, с другой – наметить пути её решения. Действительно, под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. [13]

На основе анализа материалов, имеющих отношение к вопросам устойчивого развития, можно сказать, что при поиске путей решения экологических проблем необходимо обратить особое внимание не только на выработку эффективной государственной политики, формирование и совершенствование современного экологического законодательства, оптимальное финансирование, но и на экологическое воспитание и образование. При этом экологическое образование не следует понимать лишь как усвоение необходимых знаний и навыков. Система экологического образования должна служить повышению уровня экологической культуры, формированию экологического сознания отдельной личности и общества в целом. Можно сказать, что экологическое образование призвано способствовать перевороту в сознании граждан, отказу от потребительского отношения к природе, формированию нового экологического мировоззрения в соответствии с идеологией устойчивого развития. [25]

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде. Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представление о единстве с природой. Экологическое образование рассматривает структуру факторов, влияющих на здоровье человека, выглядит следующим образом:

условия и образ жизни – 50-55%;

состояние окружающей среды – 20-25%;

наследственные факторы – 15-20%;

здравоохранение – 10-12%.

Таким образом, состояние окружающей среды значительно влияет на здоровье человека, поэтому статьей 42 Конституции РФ гарантированно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. [16]

1.2 О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования

Актуальность и злободневность проблем окружающей среды привлекает интерес как ученых, так и простых обывателей. Авторы текстов прибегают к использованию новых лексем, обозначающих ранее не существовавшие понятия, и аббревиатурам. [22]

С 80-х годов ХХ века и до настоящего времени в отечественной научно-педагогической литературе понятия «экологическое образование» и «образование в области окружающей среды» отождествлялись. В русско-английских словарях "экологическое образование" переводится, как "environmental education" и наоборот. Между тем, у них есть существенные отличия. Отечественное экологическое образование и зарубежное образование в области окружающей среды, несмотря на общие корни их происхождения (Межправительственная конференции по вопросам образования в области окружающей среды, г. Тбилиси, 1977 г.), развивались дивергентно. [6]

Отмечу, что экологическое и энвайронментальное образование отличаются трактовкой термина «окружающая среда». Согласно зарубежным источникам, окружающая среда включает в себя физическое и социокультурное окружение [36, 37]. Подобный подход мы встречаем и в Федеральном законе РФ № ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» (2002), который пришел на смену Закону «Об охране окружающей природной среды» (1992), а именно: «Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» [24]. Однако в содержании отечественного общего образования понятие «окружающая среда» используется по-прежнему в естественнонаучном контексте. И это несмотря на рекомендации ЮНЕСКО о необходимости расширения предмета познания в экологическом образовании в социально-гуманитарную область. Этого направления придерживаются и требования ФГОС общего образования (2010–2012 гг.)

В 2016–2019 гг. был подготовлен проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития России. Он отразил результаты многолетней работы, проводившейся под эгидой кафедр ЮНЕСКО МГУ имени М.В.Ломоносова, Института стратегии развития образования РАО в союзе с сетевым межрегиональным педагогическим партнерством «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (пилотный проект УНИТВИН / ЮНЕСКО).

Определено, что в качестве опоры экологического образования для устойчивого развития можно рассматривать теоретико-методологическую базу экологической науки, философии экологии и философии экологического образования. Экологическое образование для устойчивого развития базируется на экологическом мышлении, которое носит общенаучный характер (экосистемный метод познания), теории глобального эволюционизма (соединившем идеи всеобщей эволюции с теорией систем), экологическом детерминизме этики (экологический и нравственные императивы). [5]

Исходя из вышеизложенного предлагаю ознакомиться с основными устойчивыми понятиями, используемыми в настоящий момент и до сих пор в сфере экологического образования.

Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды. (Первая конференция по экологическому образованию, США, Невада, 1970).

Экологическое образование – это способ достижения целей охраны окружающей среды. Экологическое образование не является отдельной наукой или дисциплиной. Оно должно осуществляться согласно принципу интегрированного образования (Finnish National Commission for UNESCO, 1974).

Экологическое образование – процесс «формирования человека как субъекта отношений и активности, как ответственного индивида, наделенного свободой воли и способностью принимать экологически целесообразные решения». [3]

Экологическое образование – «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций; нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». [8]

«Экологическое образование можно определить, как процесс приобретения знаний об экологических проблемах, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их решения»[10]

«Общее экологическое образование – это гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов (Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, 2010).

Экологическая направленность личности – экологический вектор в направленности личности (поведении, его устойчивых мотивах, отношении к себе и окружающему миру, убеждениях, потребностях, мировоззрении). [4]

По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит – экологической культуры [31].

«Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, адаптации и организации жизнедеятельности, основанный на системе социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы» (Проект ФЗ об экологической культуре)

Экологическое воспитание – это усвоение индивидом не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию, в связи с чем оно включает интеллектуальный и моральный аспекты.

Экологическая культура – это знание основных законов природы; осознание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в личном и производственном природопользовании; выработка чувства ответственного отношения к природе, окружающей индивида среде, здоровью людей. Данное понятие включает интеллектуальный, эстетический, этический, деятельностно – волевой аспект жизни индивида, а также его практическую бытовую и профессиональную деятельность.

Рисунок 1. Структура экологической культуры учащегося [10]

Экологическое сознание – это совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды.

Экологическое мышление – это мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Для экологического мышления необходимы экологические знания, которые применяются на практике для выхода из какой-либо проблемной экологической ситуации. [27]

За последние тридцать лет на основе междисциплинарного подхода определилось содержание экологического образования, где, с одной стороны, находятся знания, характеризующие биосферные процессы, а с другой, – деятельность человека, которая преобразует окружающую природную среду. В настоящее время в содержание экологического образования в обязательном порядке входят и вопросы решения экологических проблем. [28]

1.3 Развитие экологического образования в интересах устойчивого развития

Видный общественный деятель, основатель и первый президент Римского клуба Ауреллио Печчеи, в свое время остро обеспокоенный нарастанием глобальных проблем техногенной цивилизации, ее безудержной экспансией в мир природы, а также естественной ограниченностью ресурсов природы, обратился в докладах Римскому Клубу с «воззваниями» ко всем людям планеты. Поставив еще в 70-х гг. XX столетия вопрос о «пределах роста», он развернул главную тему инновационного цивилизационного дискурса – гармонизации миров человеческого бытия и необходимости решения на этом пути его ключевой проблемы – «человеческих качеств». [26]

Осознание обострения противоречий между человеком и природой обусловило становление современного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР). В Декларации, принятой на первой Конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм 1972 г.), отмечена важность ознакомления подрастающего поколения и взрослых с проблемами окружающей среды для её охраны и улучшения. [11]

В дальнейшем именно МСОП занимался продвижением первых идей экологического образования на международной арене. Так, в 1949 году при МСОП была создана комиссия по образованию и коммуникации. В сентябре 1965 года на встрече Комитета северо-западной Европы, организованной комиссией, прозвучал первый открытый призыв к повсеместному распространению экологического образования в школах, высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации. [32, 34]

Тремя годами позже, в 1968 году, ЮНЕСКО организовала Биосферную конференцию в Париже, где МСОП подчеркнул, что впервые экологическое образование было признано на мировом уровне.

В 1977 году было принято решение привлечь государственных представителей к обсуждению проблем экологического образования. В октябре этого же года в Тбилиси состоялась Первая межправительственная конференция по экологическому образованию, в которой приняли участие представители 66 государств – членов ЮНЕСКО, а также представители различных некоммерческих организаций. Конференция подготовила рекомендации по внедрению и реализации экологического образования как в формальной, так и в неформальной формах образования. [21]

В 1980-е годы происходят некоторые изменения направления экологического образования, поскольку на международную арену выходит понятие устойчивого развития. В 1987 году комиссия Брундланд в докладе «Наше общее будущее» представила новую всемирную повестку, которая объединила охрану окружающей среды с экономическим развитием, то есть переориентировала саму идею охраны окружающей среды в концепцию ее рационального использования для целей развития общества.

В этом же году в Москве состоялся международный конгресс ЮНЕСКО и ЮНЕП по экологическому образованию и тренингу – так называемая встреча Тбилиси +10.

Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) приняла «Повестку дня на XXI век», где формальное и неформальное образование названы незаменимыми факторами для решения проблем в области устойчивого развития. 2005 – 2014 гг. были объявлены ООН Всемирным десятилетием образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Экономической комиссией ООН для Европы (ЕЭК ООН) была принята «Стратегия образования для устойчивого развития». В этом же году была принята «Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации».

Уже через пять лет после Саммита Земли, в 1997 году ЮНЕСКО выпускает документ, в котором говорится, что на смену экологическому образованию должно прийти образование в интересах устойчивого развития. В документе под названием «Образование для устойчивого будущего» сказано, что при реализации поставленных в 36-й главе «Повестки дня на XXI век» задач Комиссия ООН по устойчивому развитию «призывает ЮНЕСКО усовершенствовать концепцию и ключевые идеи образования.

В 2013 году 37-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО одобрила Глобальную программу действий по образованию в интересах устойчивого развития, направленную на осуществление и расширение масштабов деятельности в этой области. Данная программа служит продолжением Десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития 2005-2014 годов. Цели в области устойчивого развития, принятые мировым сообществом в 2015 году на последующие 15 лет до 2030 года, также включают образование в интересах устойчивого развития в число своих задач. [33]

1.4 Проблематика развития экообразования в России

В нашей стране ЭО в его современном понимании берёт свое начало в 70-е гг. ХХ в., когда под влиянием Стокгольмской Конференции ООН (1972 г.) в мире начинала осознаваться роль антропогенного фактора в деградации окружающей среды. В СССР точный перевод «environmental education» (образование в области окружающей среды) не получил распространения. Использовалось понятие «экологическое образование», «что не могло не сузить диапазон социоприродных систем и явлений, составляющих предмет учебной деятельности, в значительной степени связав его именно с экологией как естественнонаучной дисциплиной». [1]

В 1994 г. на основании постановлений Правительства РФ (1993 г.) в учебный план для старших классов школ РФ как обязательный был введён курс «Экология». В середине 1990-х гг. требования к результатам ЭО были сформулированы во Временном государственном образовательном стандарте общего среднего образования (образовательная область «Экология»). В 1998 г. курс «Экология» для старших классов школ РФ был исключён из федеральной части учебных планов. Это произошло на фоне ослабления внимания к экологическим проблемам со стороны государства и общества. [3]

В 2002 году Минприроды вернулось к вопросу экологического образования, и 10 января 2002 года был принят Закон «Об охране окружающей среды». В законе сказано, что «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов». В этом же году был создан Консультативный совет по экологическому образованию, который через несколько лет, в 2004 году, прекратил свое существование. [34]

На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года). [28]

В последнее десятилетие наиболее активно проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие НКО предлагают свои материалы для педагогов для проведения дополнительных занятий в школе на экологические темы.

Тем не менее исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет [30]:

– противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;

– сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;

– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».

Специфической проблемой экологического образования является проблема осознания населением России, как страны с самой большой территорией в мире, взаимосвязанности всех природных процессов вне зависимости от расстояния, разделяющих отдельные регионы. Экологическая доктрина РФ в разделе «экологическое образование и просвещение» указывает, что «основными задачами в достижении целей доктрины является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков, и знаний в области экологии». [33]

В экологической доктрине указан лишь один аспект экологического взаимодействия людей – аспект системы «человек – природа». Немаловажно указать и другую сторону проблемы экологического образования: проблемы, возникающей в системе «человек – другой человек». Данная проблема раскрывается в направлении экологии культуры, предложенное академиком РАН Д.С. Лихачевым. [15]

Вместе с тем состояние экологического образования в стране не соответствует требованиям времени. Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске решений проблем сохранения природы. Государство все еще не обеспечило нормативно-правовую базу в области экологического образования. В Российской Федерации в целом (в большинстве ее территорий) финансирование экологического образования крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения. В результате декларированная свыше десяти лет назад задача создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения до сих пор не реализована. Развитие экологического образования в стране осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке. [2] Необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. 

2. Экообразование в мире

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования. Большинство педагогов отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса экологизации традиционных учебных предметов, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды. [7]

Рисунок 2. Модели экологичеcкого образования

Многие страны мира осознали необходимость экологического образования населения для обеспечения социально-политической и экологической стабильности государств, их национальной безопасности. В развитых странах экологическое образование имеет достаточно большую историю и опыт, подкреплено национальными законами в этой области, гарантированным финансированием, деятельной эффективной инфраструктурой государственнообщественных организаций. Так, в 1990 г. в США был принят национальный Закон «Об образовании в области окружающей среды». В нем определены цели и политика; аппарат управления; основные направления содержания; финансирование; подготовка кадров; структура советов, комиссий, фондов, их полномочия; поощрения в системе экологического образования. Основополагающими принципами экологического образования в области охраны окружающей среды в рекомендациях международных организаций и конференций определены:

- приоритет социальных аспектов экологических проблем; - анализ естественной и созданной человеком окружающей среды;

- междисциплинарность;

- требование информированности и знаний;

- значение навыков, отношений, ценностей и желания участвовать в принятии решений, направленных на улучшение качества окружающей среды. [35]

2.1 Экологическое образование в США

Экологическое образование занимает важное место в учебной программе американских школ. С начальных классов и до окончания старшей школы в детях развивают уважение к окружающей среде и стараются сформировать экологическую этику. Учеников часто вывозят на природу, где они исследуют свой родной край. Преподаватели знакомят их с местной флорой и фауной, и даже с объектами, занесёнными в Красную книгу. Для школьников проводят субботники, на которых они собирают мусор, кормят животных, очищают берега рек и озёр, учатся бережно использовать природные ресурсы.

В школах Америки занятия по экологии встроены в общий учебный план, но для учеников, более других обеспокоенных состоянием окружающей среды, есть экологические кружки и клубы. Экологические клубы организуют летние курсы, участие в которых могут принять ученики из других стран. Курсы длятся от нескольких недель до двух месяцев. Школьники посещают лекции по экологии, выезжают на «полевые работы», участвуют в семинарах, где в игровой форме знакомятся с защитой окружающей среды.

Краткосрочные программы предлагают также университеты. Среди иностранцев наиболее известна подготовительная программа Pathway. Она длится 1 год, и может иметь разные профили, в том числе и экологический.

Высшее экологическое образование в США. Экология – междисциплинарный предмет. Он основан на сочетании разных естественных наук: биологии, географии, химии, физики, которые в зависимости от специализации дополняют знаниями других дисциплин. Именно по такому принципу строится экологическое образование в Америке.

Первые 2 года бакалавриата и первый год магистратуры направлены на то, чтобы дать общее представление об экологической науке и познакомить студентов с основными принципами и методиками работы. Постепенно курс усложняется узкоспециализированными предметами, соответствующими выбранному факультету. Занятия в университетах США делятся на обязательные и факультативные. Последние студенты выбирают самостоятельно, основываясь на своих интересах.

Учиться на эколога в Америке невозможно без участия в «полевых работах». Студенты исследуют разные природные явления и образования, среды обитания, климатические пояса; они принимают участие в акциях и социальных работах, помогают защитным организациям в решении конкретных проблем. Для этого студенты экологических факультетов посещают не только близлежащие территории, но и разные регионы страны и даже мира. [35]

2.2 Экологическое образование в Японии

Сложившуюся в стране систему образования принято считать одной из главных составных частей японского «экономического чуда». Но Япония – это ещё и родина «экологического чуда», явление которого также связано с образованием вообще и с той его специфической отраслью, которая получила название «экологическое образование»

В образовательных практиках Японии выделяются четыре основных этапа сквозного экологического образования. 1. Элементарное изучение природной среды. Это начальный вид обучения, предназначенный для просвещения и образования в дошкольных учреждениях, а также в начальной и средней школе. 2. Изучение принципов взаимодействия в природе, его роли в сохранении экосистем. Развитие идеи охраны природы, защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы. Этап, характерный для всех классов школы. 3. Изучение связей природной среды с человеческим обществом, воздействия сохранности экосистем на его благополучие. Развитие идей управления экосистемами, воспроизводства природных ресурсов. Обучение ориентировано на старшие классы школ, колледжи и университеты. 4. Собственно изучение дисциплин по окружающей среде. Этот вид обучения предназначен для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослого населения.

Приведённые выше факты прямо указывают, что в Японии сложилась достаточно устойчивая система всеобщего экологического образования, характеризующаяся полнотой охвата населения, высоким научным уровнем, балансом традиций и инноваций, наличием основательной государственной и общественной поддержки.

В 2019 г. 91 университет страны предлагал обучение по направлению «Экология» (Environment) 3 , оно включало в себя около 550 образовательных программ, из них около 60 на английском языке. В их числе были программы, где экология является основной специальностью, и программы, где экологические вопросы «вплетены» в другие специальности, занимая в них заметное место. Обширна и география экообразования, которое представлено в 41 из 47 префектур. [17]

2.3 Экологическое образование в Австрии

Экологические образовательные программы в Австрии включены в школьные программы, например: организация специальных школьных проектов; разработка специальных учебных пособий и различных дидактических материалов; семинаров для педагогов-экологов, а также курсов переподготовки для всех специалистов, принимающих участие в экологическом образовании детей; издание газет и журналов по вопросам экологического образования; разработка специальных эколого-образовательных программ; создание общегосударственного банка данных по вопросам экологического образования; осуществление координационных функций; консультирование учителей, а также других категорий специалистов, желающих участвовать в школьных и внешкольных видах эколого-образовательной деятельности, а также в различных проектах, связанных с экологическим образованием детей. [40]

2.4 Экологическое образование в Ирландии

рландская система экологического образования направлена на решение следующих задач: содействование понимания комплексности взаимодействия человека с окружающей средой; поощрение интереса к экономическому, социальному, политическому и экологическому взаимодействию в городских и сельских ареалах; предоставление каждому слушателю возможность приобрести знания, отношения, ценности, опыт принятия экологически ответственных решений, а также соответствующие практические умения и навыки, необходимые для защиты и оптимизации природной среды; создание и внедрение в индивидуальное, групповое и общественное сознание новые экологически грамотные модели поведения и деятельности в окружающей среде, способствовать формированию у отдельных граждан, различных социальных групп и общества в целом нового отношения к природе; способствование приобретения у населения широкого практического экологического опыта; формирование умения распознавать и классифицировать экологические проблемы, решать проблемные задачи и ситуации, участвовать в процессе принятия экологически ответственных решений.

2.5 Экологическое образование в Германии

Германия испытывает влияние эко-гуманистической концепции образования, изменяются подходы (традиционный подход сменяет нетрадиционный: система замкнутой цепи телевидения, микропреподавание, метод проектов и т.д.), разрабатываются целые сети семинаров, учебных центров, курсов по охране природы. Авторы делают следующий вывод: «В современной Германии экологическое образование, понимаемое как формирование экологического сознания и способность действовать в соответствии с интересами охраны природы, получившее широкую государственную и административную поддержку, занимает надежную позицию в сфере образования» [14]

Повышение экологической грамотности и распространение экологического образования произошло раньше, чем в большинстве других европейских государств; образовательные концепции и подходы в Германии чрезвычайно разнообразны, потому что образовательная политика возложена на федеративные земли, региональные правительства; Германия прошла путь унификации экологического образования после объединения ФРГ и ГДР (двух стран с высоким и низким уровнем экологических знаний и экологических стандартов.

Таким образом, можно говорить о высоком уровне формирования экологического образования в Германии, который достигается в результате: 1) поддержки государством и различными объединениями; 2) за счет использования нестандартных методов и инструментов; 3) выделения достаточно большого количества часов, посвященных экологическим проблемам. [23]

Заключение

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивое развитие цивилизации, выступает система образования и воспитания. В сложившихся условиях стратегической целью образования является экологизация сознания подрастающего поколения, изменение его мировоззренческих и социальных установок, формирование личности с высоким уровнем экологической культуры. [12]

Экологическое образование на протяжении последних десятилетий непрерывно развивается: совершенствуются подходы к пониманию его ключевых функций, трансформируется содержание, совершенствуются технологии его реализации.

В России следует учить молодое поколение бережно относиться к собственному дому с самого раннего детства. Помимо этого, нужно развивать так называемое «техническое» направление экообразования в высших учебных заведениях, где студентам будут рассказывать о техногенном воздействии на окружающую среду.

Изучение систем экообразования в данном ключе жизненно необходимо, так как перенимая опыт, совершенствуя свои системы образования, в дальнейшем мы можем достичь эффекта синергии, что положительно скажется на мировой культуре и способствует решению многих глобальных экологических проблем.

Система российского экологического образования несовершенна, но уже сейчас в этой области достигаются определённые успехи, силами волонтёров и специалистов данного профиля ежегодно проводятся мероприятия, занятия, акции, конкурсы, викторины и т.п. направленные на экологическое просвещение населения.

В дальнейшей реализации проекта планируется более углублённое изучение всех аспектов экообразования РФ, с целью совершенствования самой системы.

Список литературы

Арутюнян М.П. Экологические риски глобального мира и задачи «экологизации» образования. // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – № 2 (79). – С. 158-164.

Бирюкова Н.А. Основы экологии. – М.: Гуманитар. Издат. Центр «Владос», 2004. – 354 с.

Данилов-Данильян В.И., Пискулова Н.А. Устойчивое развитие: новые вызовы. – М.: «Аспект Пресс», 2015. – 334 с.

Дзятковская Е.Н. О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2013. – № 1. С. 10-18.

Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность: монография. – М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.

Дзятковская Е.Н., Длимбетова Г.К., Захлебный А.Н Ключевые вопросы подготовки концепций экологического образования. // Ценности и смыслы. – 2020. – № 4 (68). – С. 141-155.

Дроздова М.В. Экологическое образование – основа экологического благополучия. // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3 (6). – С. 127-130.

Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования. // Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. – М.: МНЭПУ, 1995. – 198 с.

Зверев И.Д., Суравегина Л.Т. Отношение школьников к природе. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

Зиятдинов Ш.Г К понятиям экологическая культура и экологическое образование учащейся молодежи. // Символ науки: международный научный журнал. – 2018. – № 8. – С. 70-72.

Иванова Л.Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее. // Вестник Института социологии. – 2017. – Т. 8. № 4 (23). – С. 90-112.

Игнатова В.А. Содержание экологического образования: проблемы и перспективы решения. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 11. – С. 47-49.

Калинин В.Б. Концептуальные основы образования для устойчивого развития. // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Тр. IV Междунар. симп. – Зеленоград; М., 2003. – С.87-102.

Калинникова М.В., Ивченков С.Г. Система экологического образования в условиях глобализации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. – 2012. – № 2. – С. 17-20.

Лихачев Д.С., Маслова Ю.В. Экологическое образование как фактор развития экологической культуры в современном российском обществе. // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 5. – С. 270-278.

Лобачев Д.А.К вопросу проблем экологического образования в России с учетом экологической компетентности в «зеленой» экономике. // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-8. – С. 65-69.

Мазуров Ю.Л., Банчева А. И. Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенности. // Высшее образование в России. – 2021. – №5. – С. 138 – 150.

Максимова М.А., Артемова И.А. Состояние экологического образования в России и мире. // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2018. – № 4. – С. 183-193.

Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование. // Социологические исследования. – 2001. – № 1. – С. 17-23.

Маслова Ю.В. Экологическое образование как фактор развития экологической культуры в современном российском обществе. // Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 5. – С. 270-278.

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия). Эволюция экологического образования. [Электронный ресурс]. – URL: Https://minpriroda.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2932858 Режим доступа: свободный. Дата обращения: 21.12.2021.

Мудрецова В.О., Куксова Н.А. Анализ экологических терминов в англоязычных СМИ. // Державинский форум. – 2021. – Т. 5. № 19. – С. 75-81.

Новикова Д.Д. Сравнение экологического образования в России, Германии, Японии, Финляндии. // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость. Материалы. – 2018. – С. 193-199.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.

Османов М.Х. Некоторые проблемы экологического образования в России. // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 181-182.

Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. – 313 с.

Понятие и сущность экологического образования дошкольников. [Электронный ресурс]. – URL: http://sad120.ru/attachments/article/230/eod.pdf Режим доступа: свободный. Дата обращения: 20.12.2021.

Попова Л.В. Эффективность непрерывного экологического образования зависит от самосовершенствования педагогов. // Актуальные проблемы экологии и природопользования. Сборник научных трудов XXII Международной научно-практической конференции: в 3 т. – М.: РУДН, 2021. – С. 367-371.

Путь образования в интересах устойчивого развития. [Электронный ресурс]. – URL: https://bellona.ru/2018/02/21/put-k-obrazovaniyu-v-interesah-ustojchivogo-razvitiya/ Режим доступа: свободный. Дата обращения: 21.12.2021.

Рыбальский Н.Г. Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы. // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2016. – № 1. – С. 75-82.

Сальникова М.В. Экологическое образование и воспитание обучающихся. // Молодой ученый. – 2021. – № 49 (391). – С. 423-425.

Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества. // Молодой ученый. – 2012. – № 11 (46). – С. 493-496.

Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р).

Экологическое образование в России: современная тенденция – формирование «моды на экологию». [Электронный ресурс]. – URL: https://bellona.ru/2018/02/22/eco-education-russiaРежим доступа: свободный. Дата обращения: 22.12.2021.

Экологическое образование в США. [Электронный ресурс]. – URL: Https://allterra.ru/articles/177851/ Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.12.2021.

Dlimbetova G., Bulatbayeva K., Abenova S., et al. Management of Ecologization of Professional Education // Ekoloji. 2017. – N. 27 (106). – P. 1217 – 1225.

Global Action Programme on Education for Sustainable Development (2015 – 2019) // UNESCO. – URL: https://en.unesco.org/globalactionpro grammeoneducation Режимдоступа: свободный. Дата обращения: 25.12.2021.

Просмотров работы: 1428