Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
Дистанционное обучение является одним из масштабных новшеств российской системы образования.
«Идея непрерывного образования находит свое отражение в реализации дистанционной формы обучения, которое получило такое название в первую очередь благодаря своей «гибкости» в отношении выбора места, времени, а иногда и темпа обучения»6.
В скором будущем, как прогнозируют эксперты, дистанционным формам образования будет отводиться 40% от общего учебного времени, при этом они будут переплетаться с очной формой обучения (40%) и 20% времени будет отводиться самообразованию.
Перемены в традиционной модели «учитель-ученик», предусматривающей личное взаимодействие двух сторон, привели к появлению очных и дистанционных субъектов учебного процесса – дистанционный ученик, дистанционный учитель, модератор, локальный координатор и пр.
Дистанционное обучение осуществляется удаленно посредством использования средств телекоммуникаций – веб-ресурсов, электронной или обычной почты, видеосвязи.
Перед очным дистанционное обучение имеет ряд преимуществ:
- оперативных – преодоление времени и пространства, мгновенная обратная связь;
- информационных – доступность удаленных образовательных массивов;
- коммуникационных – оперативность взаимодействия субъектов обучения;
педагогических – интерактивность и большая мотивация обучения;
- психологических – комфортные условия, снятие психологических барьеров от очного общения;
- экономических – экономия на транспортных расходах, на содержании помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства;
- эргономических – индивидуальный график и темп обучения, подходящее оборудование.
Однако можно выделить и ряд минусов:
- отсутствие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения личного подхода к каждому ученику в процессе обучения, если есть такая необходимость;
- возможное отсутствие технических возможностей, таких как доступ к Интернету, компьютер, программное обеспечение.
- требования к компьютерной грамотности также сужает круг тех, кто могут учиться дистанционно.
- сложности обучения по направлениям, где требуется выработка практических навыков. По некоторым направлениям, к примеру обучению вождению, дистанционное обучение трудно реализуется в принципе.
5 типов дистанционного обучения:
«школа - Интернет». Ученики в школе совместно с учителем взаимодействуют с удаленной информацией, с другими учениками и учителями посредством Интернета.
«школа – Интернет – школа». Взаимодействие дистанционного обучения с очным. Общие дистанционные образовательные проекты двух и более школ из разных городов (стран).
«ученик – Интернет – учитель». Дистанционное частично заменяет очное обучение. Ученики (один или несколько) обучаются в реальной школе, однако кроме реальных педагогов с ними периодически работает «виртуальный» учитель, например, для подготовки к поступлению в вуз.
«ученик – Интернет – центр». Ученики (один или несколько) обучаются в дистанционном центре. Они могут быть из разных школ. Это позволит ученикам выбрать удобный темп, форму и уровень их общеобразовательной подготовки.
«ученик – Интернет». Разные образовательные предметы изучаются учеником в разных учреждениях или у различных педагогов. Это позволяет учитывать личностные цели и особенности ученика.
На данный момент, мы столкнулись с новой трудностью – это выход из дистанционного формата, в привычный, очный. Ни для кого не секрет, что это, в какой-то степени, оказалось труднее (также, как это было, когда студенты уходили на дистанционный). Что же делать в этой ситуации, чтобы студентам было проще адаптироваться? Я вижу это в нескольких формах:
Построить расписание таким образом, чтобы одна неделя была полностью лекционная и продолжала свою работу в дистанционном формате, а практическая неделя была в очном формате.
Ничего не менять в расписании, но те предметы, которые возможно, проводить в дистанционном формате, понемногу заменяя их очными занятиями.
Мне кажется, что применяя один из этих методов, студентам было бы проще адаптироваться после такого долгого этапа.
Итак, в заключение хотелось бы сказать, что дистанционное обучение имеет как плюсы, так и минусы, но, мне кажется, что именно за таким форматом стоит наше будущее и что в этом направлении стоит идти, работать и совершенствоваться. Что касается лично меня, если меня спросить, понравилось ли мне дистанционное обучение, то я могу точно ответить «Да».
Используемая литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. - СанктПетербург : БХВ-Петербург, 2010. - 330 с. : ил. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
Материалы для организации дистанционного обучения. - Текст: электронный // Городской методический центр : сайт. - URL:https://mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy-dlya-organizatsiidistantsionnogo-obucheniya.html.(дата публикации 15 марта 2020)
Никуличева Н.В. Интернет-ресурсы для подготовки дистанционного курса // Справочник заместителя директора школы. – 2016. – № 4 – С. 58-61.