В общем виде оценка удовлетворенности потребителей включает в себя последовательное выполнение следующих процедур: разработка критериев удовлетворенности потребителя; определение индекса удовлетворенности потребителя; интерпретация результатов анкетирования [1].
Расчет индекса потребительской удовлетворенности позволит определить критические этапы на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при совершенствовании процесса «Обслуживание потребителей».
Для сбора данных, нами разработана анкета, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Анкета сбора данных об удовлетворенности потребителя
Для определения индекса потребительской удовлетворенности необходимо последовательно выполнить следующие шаги:
1) определить коэффициенты весомости этапов процесса «Обслужить потребителя». Коэффициенты весомости могут быть двух видов: групповые (α’) – характеризуют весомость этапа относительно других этапов процесса в данной группе; ярусные (α’’) – характеризуют весомость этапа процесса относительно других этапов на ярусе дерева процесса. В таблице 1 представлен расчет групповых (ярусных) коэффициентов весомости этапов процесса «Обслужить потребителя» по данным опроса потребителей магазина «Магнит». На рисунке 2 представлено дерево удовлетворенности процессом «Обслужить потребителя».
Так как дерево состоит из одного яруса, значения групповых и ярусных коэффициентов весомости должны совпадать. Следует заметить, что при вычислении коэффициентов весомости должно выполняться следующее условие:
, (1)
где α’ – ярусный коэффициент весомости;
n – количество критериев.
2) определить средние значения удовлетворенности потребителя этапами процесса «Обслужить потребителя» (формула 2)
, (2)
где qi – оценка степени удовлетворенности потребителя;
m – количество опрошенных потребителей.
3) определить индекс потребительской удовлетворенности по этапам процесса как произведение ярусного коэффициента весомости на степень удовлетворенности потребителя данным этапом процесса:
, (3)
где ИПУi – индекс потребительской удовлетворенности этапом процесса;
α’’ – ярусный коэффициент весомости;
Qi – средняя оценка степени потребительской удовлетворенности
4) определить максимальный индекс потребительской удовлетворенности этапами процесса как произведение ярусного коэффициента весомости на максимальную степень удовлетворенности потребителя этапом процесса – 100%:
, (4)
5) определить индекс потребительской неудовлетворенности как разность между максимальным индексом потребительской удовлетворенности и индексом потребительской удовлетворенности:
, (5)
6) определить общий индекс потребительской удовлетворенности как сумму произведений коэффициентов весомости этапов процесса на степень удовлетворенности этапами процесса:
, (6)
Рисунок 2 – Дерево процесса «Обслужить потребителя»
Таблица 1 – Расчет индекса потребительской удовлетворенности этапами процесса «Обслужить потребителя»
Критерии удовлетворенности этапами процесса «Обслужить потребителя» |
Ярусный коэффициент весомости |
Средний балл удовлетворенности по критерию |
Индекс потребительской удовлетворенности |
Максимальный индекс потребительской удовлетворенности |
Удовлетворенность этапом «первый контакт» |
0,115 |
70 |
8,05 |
11,5 |
Удовлетворенность этапом «встреча» |
0,111 |
35 |
3,885 |
11,1 |
Удовлетворенность этапом «демонстрация товара (выявление потребностей)» |
0,215 |
67 |
14,405 |
21,5 |
Удовлетворенность этапом «упаковать (взвесить)» |
0,229 |
85 |
19,465 |
22,9 |
Удовлетворенность этапом «расчет за товары» |
0,265 |
52 |
13,78 |
26,5 |
Удовлетворенность этапом «проводить покупателя» |
0,063 |
70 |
4,41 |
6,3 |
Итого удовлетворенность (ИПУ) по этапам процесса «Обслужить потребителя»: |
83,33 |
100 |
Этап «Расчет» по мнению потребителей наиболее значимый и составляет 0,265, на втором месте этап «Упаковка» с коэффициентом весомости 0,229 и третье место занимает этап «Демонстрация товара» с коэффициентом весомости 0,215 (рисунок 3).
Рисунок 3 – Весомость этапов процесса «Обслужить потребителя»
На рисунке 4 представлены расчетные индексы потребительской удовлетворенности и максимальные индексы удовлетворенности этапами процесса «Обслужить потребителя».
Рисунок 4 – Индекс потребительской удовлетворенности по этапам процесса «Обслужить потребителя»
На основании данных, представленных на рисунке 4, нами были найдены разности между максимальными индексами и расчетными, что позволило нам определить индексы потребительской неудовлетворенности (рисунок 5).
Рисунок 5 – Индекс потребительской неудовлетворенности по этапам процесса «Обслужить потребителя»
Анализ диаграммы, представленной на рисунке 5, позволил нам определить критические этапы процесса «Обслужить потребителя»:
- самый критический этап, это этап «Расчет», где наблюдается максимальный индекс потребительской неудовлетворенности – 12,72%;
- на втором месте по неудовлетворенности, этап «Встреча» – 7,22%;
- на третьем месте, этап «Демонстрация товара» – 7,1%.
Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии,стандартизации и сертификации Оренбургского государственногоуниверситета – канд. экон. наук, доцента КосыхД. А.
Список использованных источников
1 Копанева, И. Н. Как измерить удовлетворенность потребителя / И. Н. Копанева // Методы менеджмента качества. – 2003. – № 6. – с. 21-26.
2 Миротин, Л. Б. Логистика: обслуживание потребителей [Текст] : учеб. для вузов / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев, А. Г. Касенов. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 190 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-16-000977-9.
3 Федцов, В. Г.Культура сервиса [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Федцов. - М. : ПРИОР, 2001. - 208 с - ISBN 5-7990-0403-5.
6